Доклад на тему: "Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе"
статья

Корнеева Мария Викторовна

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельстному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему ”Использование ИКТ на уроках в начальной школе”

Слайд 1

 «Научиться играть на флейте, можно только играя самому»

Сократ

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в  быстро меняющемся информационном обществе. В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество (слайд 2). И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.  Наша задача - создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, меняется и роль учителя. Он должен стать координатором информационного потока. А для этого учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю, побуждая осваивать новые  неизведанные ранее просторы.

Нашей настольной книгой при работе, нормативным документом при аттестации является методическое пособие В.Д.  Шадрикова (Слайд 3) 

Одной из шести компетенций, которыми обязан владеть учитель прописан пункт 4. «Компетентность  в области обеспечения информационной основы деятельности»       

4.1Компетентность в методах преподавания:

  • обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии.

4.2 Компетентность в предмете преподавания:

  • при подготовке к урокам использует дополнительный материал по предмету (медиапособия, современные цифровые образовательные ресурсы)

И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет ИКТ технологиями, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. (Слайд 4-5)   

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

(Слайд 6-8) Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.

(Слайд 9-10) Процесс обучения НОО уже два года ведется в соответствии с ФГОС нового поколения. Для достижения метапредметных результатов освоения  ООП НОО в числе требований прописано:

-- активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;  соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
       

   Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.  Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным;
  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
  • В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью.
  • у младших школьников наиболее развито наглядно-образное и наглядно- действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия.

В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Например, использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Или ЦОРы, в содержание которых входят демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики), учебные модули, материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания,) и материалы для контроля и аттестации.

(Слайд11) ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Во время актуализации знаний:  демонстрация правильного решения заданий на слайде, тестовый опрос, словарная работа на уроках русского языка.
  2. (Слайд12) На этапе постановки учебной задачи, создавая проблемную ситуацию. Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы; интерактивная схема или  слайды с анимацией
  3. (Слайд13-14)На этапе освоения новых знаний, как сопровождение объяснения учителя: презентации (Приложение 1 (треб. к созданию презент.), иллюстрации, фотографии, ведь часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, народные костюмы, шедевры русского искусства, портреты великих людей на уроках литературного чтения и ИЗО (готовые презентации «Как рисовать деревья» и т.п.), видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии на уроках окружающего мира, готовые видеоуроки (выйти в интернет видеоурок http://interneturok.ru/ru), формулы, интерактивные таблицы и схемы, виртуальные экскурсии на уроках ИЗО, воспроизведение эталонной  художественной речи на уроках литературного чтения (фонохрестоматия http://www.staroeradio.ru) Фотогалерея (ландшафты), видеогалерея (,голоса живой природы (соловей), аудиокниги http://gallery.new-ecopsychology.org/ru/gallery.htm)
  4. (Слайд 15) При закреплении материала: интерактивный тест , интерактивный плакат  на уроках математики, тесты, тренажеры
  5. (Слайд 16) Для контроля учащихся (задания-конструкторы, тренажеры, тесты, контрольные работы)

(Слайд 17) Электронные адреса и названия, полезных для учителей сайтов в Приложении 2

(Слайд 18-  ) Если нет доступа в интернет, можно использовать скаченные файлы из интернета и различные обучающие программы на дисках.

Говоря, конкретно о нашем ШМО учителей начальной школы, можно сказать, что некоторые из нас находятся в процессе освоения ИКТ технологий, некоторые уже  активно используют их в своей работе (сообщества, факультативы, печатаются). В нашей школе ведется работа по созданию собственной электронной медиатеки, где учителя размещают свои презентации, разработки.

(Слайд  )  СанПиН

Но при всем при этом обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Учителю необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).

Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

 Вариант 1.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
  4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

    Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.

Заключение

      Мы с вами каждый день убеждаемся, что без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, современный  урок. Да, ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным,  способствуют творческому развитию учащихся. Но информационная компетентность будет сформирована у педагогов тогда, когда они будут иметь возможности систематически использовать компьютер, т.е. проектор, компьютер и другое мультимедийное оборудование будет в каждом классе. И также мы прекрасно понимаем, что  простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение  уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ, пополнять их и осознанно заниматься самообразованием в этой области.  И тогда, хочется верить, большинство наших учителей будут чувствовать себя с компьютером так же уверенно, как с классной доской и мелом. (Слайд  )

Приложение1

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

  1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
  2. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований.
  3. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
  4. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.
  5. Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  6. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
  7. На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время.
  8. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
  9. Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
  10.  Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ в начальной школе МБОУ Чашниковская СОШ Доронкина М.В.

Слайд 2

Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС . «Научиться играть на флейте, можно только играя самому". Сократ

Слайд 3

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Слайд 4

Использование информационно-коммуникативные технологий на уроках в начальной школе: - усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся. - позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность - повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения(почти индивидуализация). - расширяют возможность самостоятельной деятельности; формируют навыки подлинно исследовательской деятельности. - обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Слайд 5

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске .

Слайд 6

На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация). Обеспечивает наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания). Использование ИКТ позволяет проводить уроки

Слайд 7

ИКТ можно использовать как: . -индивидуальное средство обучения -средство организации контроля усвоения учебного материала -интерактивную доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении

Слайд 8

Электронные ресурсы Презентации Microsoft Power Point Интернет ресурсы

Слайд 9

Презентации позволяют учителю наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

Слайд 10

1. В новогодней гирлянде 90 фонариков: большие , средние и маленькие. Больших фонариков 30, средних 20. Сколько маленьких фонариков в гирлянде? 30 + 20 = 50(ф.) 90 – 50 = 40 (ф.) 30 – 20 = 10 (ф.) 90 – 10 = 80 (ф.) Выбери правильное решение.

Слайд 11

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики к 3-4 классам имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Слайд 12

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории; Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Слайд 13

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности: Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы. Временные затраты на подготовку урока очень велики. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы. Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Слайд 14

Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе: делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; использование групповых форм работы; совместная работа над документами, таблицами или изображениями; управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.; изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски; изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок; сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках; сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради; демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; демонстрация картин, видеороликов, фильмов; создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.; возможность делать записи электронными чернилами; просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи; выделять отдельные части экрана; вырезать и стирать, копировать и вставлять объекты, отменять или возвращать действия; листать страницы вперед и назад; поворачивать и перемещать объекты.

Слайд 15

Электронные ресурсы Электронные приложения к учебникам

Слайд 16

Использование различных обучающих программ Уроки практически не содержат текста — весь материал представлен видеоизображениями и анимированными интерактивными тренажерами, что наиболее подходит для детского восприятия. Мультимедийные уроки способствуют формированию у младших школьников логического мышления, развивают внимание и расширяют кругозор. Учебник предназначен для учеников начальной школы и разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. Диски из серии «Уроки Кирила и Мефодия»

Слайд 17

«Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Развивающая программа для учащихся 1-4 классов предлагает ребёнку 250 интерактивных заданий, выполняя которые он научится размышлять и самостоятельно находить верные ответы, пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц. Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью- всё это не даст заскучать во время занятий. Программа работает в трех режимах: 1. обучение с "обратной связью " под управлением программы 2. обучение в свободном режим 3.тестирование

Слайд 18

Мое тело. Как оно устроено? " Мое тело. Как оно устроено?"- самая известная и популярная в мире программа по изучению тела человека для детей. Теперь любопытные "почемучки" найдут ответы на все вопросы о том, как устроено тело, как оно работает и что надо делать, чтобы всегда быть здоровым и сильным.

Слайд 19

Использование ресурсов Интернет Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета); Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; Дает возможности для профессионального роста; Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала; Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся. Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.

Слайд 20

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний через формирование УДД

Слайд 21

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе соответствует триединой дидактической цели урока: Образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения; Развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности; Воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомомощи .

Слайд 22

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; Повышение уровня использования наглядности на уроке; Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; Рост качества знаний.

Слайд 23

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня -нормой работы. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Учитель всегда должен помнить, что ИКТ – это не цель, а лишь средство обучения . Она должна применяться только там, где она действительно необходима!

Слайд 24

Но всякое лекарство может стать ядом, если принять в неразумных дозах. Нужно помнить, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час занятий сделает ребенка сразу умным и развитым. Существуют определенные ограничения по времени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. И все же компьютер - это наше будущее. Он помогает интеллектуальному росту ребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение.

Слайд 25

На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе"

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке цел...

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе

2015 г    XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать коорд...

«Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе»

Уроки с поддержкой электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя ка...

Использование новых электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе

Использование новых электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе...

Мастер-класс по теме: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»

Познакомить с понятием «целеполагание».Познакомить с видами целеполагания.Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.Создать условия для активного взаимодействия ведущег...