Описание опыта работы "Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Тимомеева Гульшат Вакильевна

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ЭОР на уроках в начальной школе в соответствии                         с требованиями ФГОС НОО

        

 Введение

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Современный урок  трудно представить без использования ЭОР.

Под понятием "ЭОР" сегодня понимаются и элементарные информационные объекты (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания в  тестовой форме и т.д.), и комбинации таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и инновационные конструктивные среды, поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и  мультимедийные интерактивные электронные учебники – основные учебные издания, содержащие системное изложение материала учебных предметов, соответствующие государственному стандарту, воспроизводимые на различных современных электронных устройствах Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы воспроизведения.

       В условиях внедрения ФГОС НОО урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.

Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:

-создания и использования информации;
-получение информации различными способами;
-проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
- создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;

- обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru и http://eor.edu.ru (правда, это ресурсы для средней и старшей школы). А цифровые образовательные ресурсы находятся на портале Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru. Надо отметить, что все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования РФ. Важным вопросом при воспроизведении является наличие нужного мультимедийного оборудования компьютера и соответствующего программного обеспечения.


Зачем нужно применение ЭОР учителю?

  • экономия времени на уроке;
  • глубина погружения в материал;
  • повышенная мотивация обучения;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Различные варианты оснащения общеобразовательных учреждений средствами ИКТ, как правило, определяют педагогические модели применения информационных и коммуникационных технологий и ЭОР в учебном процессе этих учреждений.  В связи с этим можно выделить следующие модели:

• компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;
• компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;
• один ученик – один компьютер;
• интерактивный мобильный электронный учебник у каждого ученика.

        В общеобразовательных учреждениях достаточно широко распространена первая модель  - "
 Компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран"
 Как правило, в каждом образовательном учреждении есть несколько проекторов и ноутбуков, которые переносятся учителями по мере необходимости из кабинета в кабинет или же установлены в кабинетах стационарно. При этом подавляющее число учителей-предметников, включая учителей физической культуры, считают, что таким оборудованием в стационарном режиме должен быть укомплектован каждый предметный кабинет.
       В данной модели компьютер, подключенный к мультимедийному проектору, является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской, наличие которой является обязательным условием организации современного урока.
Отечественная дидактика,  исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Исследования показывают, что наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

  Использование средств наглядности  обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач: развитие у учащихся наглядно-образного мышления; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме; фиксация внимания при усвоении учебного материала; развитие познавательного интереса; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; конкретизация изучаемых теоретических вопросов; наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д.

Описание опыта

    Желание стать учителем у меня появилось еще в детстве. Вероятно, этому способствовало то, что мои родственники по линии матери тоже  были учителями.  

           После окончания школы  в 2003 г.  я поступила    в   Тарский педагогический колледж на факультет начального образования, после колледжа продолжила обучение в Тарском филиале ОмГПУ, поэтому   выбор профессии для меня  не случаен.

   Стаж педагогической деятельности 5 лет.  Два года я работала   по программе «Школа 2100»,   а сейчас  обучаю детей  по образовательной программе «Начальная школа 21 века».  

           Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство: занимаюсь самообразованием, посещаю уроки своих коллег, районные семинары.   Прошла курсы повышения квалификации по проблеме: "Проектирование образовательного процесса в начальной школе  в условиях реализации ФГОС", «Краткосрочное повышение квалификации по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе"

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.
В связи с этим были определены следующие цель и задачи.
Цель: усовершенствовать методы оптимальной организации обучения в начальных классах посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
• изучить разные варианты использования информационно-коммуникационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности;
• научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;
• активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;
• разработать рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока.
Обнаружив несоответствие между поставленными задачами и реальными результатами учебно-воспитательного процесса, пришла к необходимости определения условий достижения желаемых результатов. Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе повлечёт за собой повышение эффективности урока и всего учебного процесса.
Предположительно этого достичь можно за счёт:
• проведения уроков с использованием готовых электронных носителей
• создания обучающих презентаций
• проведения занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям
• создания тестов
• выполнения творческих домашних заданий
• работы над групповыми проектами
• работы с электронными учебниками и Интернет ресурсами
• работы с робототехникой в начальной школе.

 Технологияопыта.
Как показала практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках.
Современные возможности компьютера способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.
В процессе обучения на уроках выделяю следующие 
формы работы с информационными коммуникационными технологиями:
• непосредственное применение ИКТ при изучения новых тем на уроках;
• применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках;
• применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся;
К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
• презентация;
• цифровые образовательные ресурсы;
• тренажеры;
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.

Хотелось бы привести  примеры  использования ЭОР на своих уроках.

1. Компьютерные тренажёры

    Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую готовые тренажёры Фокиной Лидии Петровны, учителя начальных классов, МКОУ "СОШ ст. Евсино" Искитимского района Новосибирской области( http://lidia.rusedu.net ;  http://nsportal.ru/fokina-lidiya-petrovna ). Хотелось бы отметить, что на её страницах можно найти ресурсы на любую тему

Предлагаю вашему вниманию

Тренажёр «Правописание буквосочетаний ча-ща»

  В данном ресурсе предлагается 2 тренажёра.

1 тренажёр:

    Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется приём «Волшебная труба». Перемещение объектов осуществляется по щелчку.

2 тренажёр:

  Предлагаются предложения с ошибками. Дети записывают предложения, исправив ошибки, для проверки нужно нажать на кнопку Проверка.

Тренажер "Родственные слова".  Цель: создание условий для закрепления умений и навыков находить родственные слова.

Картинный диктант

Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учиться. Цель тренажёра – визуализация правильности выполнения задания. В данном ресурсе предлагается 4 вида картинных диктантов. Их можно написать на одном уроке. А можно использовать на нескольких уроках. Работа по данному тренажёру строится следующим образом: учитель называет или показывает номер картинки (их можно называть и показывать не по порядку), а дети записывают слово. Проверять можно отдельно записанное слово, а можно группу слов, нажав на картинку.

Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.

Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в  следующем:

быстрая обработка результатов,

определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)

объективность оценки учащегося.

2.  Игры

Данный вид ресурса я использую на уроках и внеурочных  занятиях. Например, «Найди отличия», "Найди числа от 10 до 100".

3. Flash-тесты . Выполнение учащимися тестовых заданий и последующий их анализ учителем помогает своевременно корректировать учебный процесс, находить индивидуальный подход к каждому учащемуся..

Например, для проверки и закрепления знаний по теме: «Заглавная буква».

4. На уроках использую цифровые образовательные ресурсы и электронные пособия.

Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используются данные электронные образовательные ресурсы, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Сейчас, работая в втором классе, я разработала копилку ЭОР, которую постоянно пополняю и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения .Благодаря им , дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

При выборе различных видов ЭОР придерживаюсь определенных правил:
1. Отбираемый материал должен:
- соответствовать тематическому плану;
- быть адаптирован для обучающихся;
- включать различные виды наглядности.
2. Текстовая часть представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.
3. Оформление должно соответствовать эстетическому восприятию обучающихся тем.
4. Рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы и электронные пособия.

ЭОР широко используются учителями начальных классов не только в учебной, но и во внеурочной деятельности: при проведении классных часов, праздников, на занятиях кружков.

Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания. Информационные компьютерные технологии постепенно, но неуклонно переходят из вспомогательных средство обучения в разряд ведущих. Однако чрезмерное увлечение интерактивными технологиями и электронными образовательными ресурсами может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:1 классов - 10 минут; 2-4 классов - 15 минут. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровые образовательные ресурсы применить необходимо.

        Формирование у школьников прочных умений и навыков - одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – лишь помочь ему. 

Цель моей работы - вырастить общительных, компетентных, нравственно зрелых, воспитанных и развитых людей, способных найти свое место в жизни.  

      А первые годы обучения всегда самые ценные для формирования  будущего. Я стараюсь отобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения и средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.        Мыслительную же деятельность ребят  нужно постоянно  стимулировать, поэтому   с первых уроков      использую   познавательные игры, уроки с применением ИКТ, дифференцированную работу с учащимися. На уроках создаю ситуации, в которых ученик имеет возможность: защищать свое мнение, используя приобретенные знания выяснять непонятное, задавая вопросы учителю, товарищам; оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с  другими,      помогать товарищам в затруднениях; рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы. 

Заключение

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Мы считаем, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Применяя в начальной школе все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и лаборатории, тестирующие системы и др. – учитель начальных классов использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Практически на любом предмете в начальной школе можно применить компьютерные технологии. Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Педагогу необходимо выбрать такой ЭОР, который позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР делает урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Использование ЭОР в начальной школе открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Но в настоящее время эти возможности ограничены тем, что школьные программы, методики и критерии оценки знаний отстают от уровня и скорости развития современного общества, экономики, промышленности. Для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов необходимо развивать и поддерживать сетевые образовательные сообщества педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Задача учителя не в том,

чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том,

чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

 Константин Кушнер.