Главные вкладки

    статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"
    статья по логопедии на тему

    Кайдорина Ольга Владимировна

    В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано как специалисты работают с такими детьми.Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.     

    Психолого- педагогическое сопровождение – это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Сопровождать,  значит следовать рядом, помогать и поддерживать в пути, помогая преодолевать трудности, которые могут возникнуть у того, кого ты сопровождаешь. Наша школа создает вариативные условия для реализации права на образование   детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.

    В школе работает комплексная Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая состоит из 4 направлений деятельности: психологического, социального, предметно-образовательного, лечебно-оздоровительного, каждое из которых решает свои задачи.  В  целом программа служит поддержанию комфортной образовательной среды, способствующей  полному развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов с приоритетом подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

     Психолого-педагогическое сопровождение является длительным процессом, предполагающим  организованную  системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения участников психолого-педагогического сопровождения: педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей нормы, семей обучающихся.

    В школе разработана  и адаптирована модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.  В статье представлена модель, отражающая структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности психолого-педагогичского сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа положительно влияет на достижение результатов обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_ped._chteniya.docx96.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) обучающихся в условиях общеобразовательной школы

                                                                                                  Кайдорина О.В.

    Головинова Т.М.

    В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

    С сентября 2016 года для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья введены  федеральные государственные образовательные стандарты начального образования.

    Педагоги нашей школы имеют опыт работы с детьми с задержкой психического развития и детьми инвалидами с сохранным интеллектом. Сейчас, в первые классы пришли дети с легкой степенью умственной отсталости.

    Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.      

    Психолого- педагогическое сопровождение – это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Сопровождать,  значит следовать рядом, помогать и поддерживать в пути, помогая преодолевать трудности, которые могут возникнуть у того, кого ты сопровождаешь. Наша школа создает вариативные условия для реализации права на образование   детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.

    В школе работает комплексная Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая состоит из 4 направлений деятельности: психологического, социального, предметно-образовательного, лечебно-оздоровительного, каждое из которых решает свои задачи.  В  целом программа служит поддержанию комфортной образовательной среды, способствующей  полному развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов с приоритетом подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

     Психолого-педагогическое сопровождение является длительным процессом, предполагающим  организованную  системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения участников психолого-педагогического сопровождения: педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей нормы, семей обучающихся.

    В школе разработана  и адаптирована модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.  

    Задачами психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в условиях общеобразовательной школы являются:

    • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося  в динамике его психического развития;
    • создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
    • оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
    • обеспечение систематической помощи детям  в ходе обучения;
    • организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;

     Сопровождение ребенка начинается задолго до поступления его в первый класс. На закрепленном за нашей школой микрорайоне мы  отслеживает неорганизованных домашних детей. Для таких родителей организуются консультации и обследование школьными специалистами. При необходимости ребенок направляется на консультацию, в городскую ПМПК. Ведется тесная связь с детскими дошкольными учреждениями, проводятся консилиумы, на которых специалисты школы и ДОУ проговаривают проблемы детей и обсуждают пути их решения. В школе организована работа «Школы будущего первоклассника». Здесь ребята занимаются на занятиях у педагога –психолога, учителя-логопеда, занятия проводит учитель начальных классов. Социальный педагог беседует с родителями, выясняет условия проживания ребенка, его окружение.
    При поступлении ребенка в школу педагоги изучают документы учащихся. Если ребенку рекомендован образовательный маршрут 8 вида этот ребенок является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе  сопровождение в образовательном процессе осуществляют: педагог – психолог, учитель-логопед, социальный педагог (блок коррекции, развития, социальной ориентации), учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования (блок обучения, воспитания, трудовой реабилитации),  инструктор ЛФК, медицинский работник (блок медицинской реабилитации). Каждый член психолого-педагогического сопровождения проводит первичную диагностику ученика. Цель такой диагностики не только определение трудностей ребенка и зоны ближайшего развития, но и выявление детей группы риска.

    Карта первичного логопедического обследования учащегося 1 класса с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости)

    Ф.И.О., откуда поступил

    Анамнез

    Речевая коммуникативность.

    Связная речь

    Словарный запас

    Граммат. строй

    Ситуативный контекст

    Графомоторные функции

    Фонемат слух

    Звуковой анализ и синтез

    звукопроизношение

    Пространственные представления

    Заключение, уровень речевой успешности

    На заседании школьного психолого-педагогического консилиума обсуждаются проблемы и пути обучения и воспитания детей, выявленных при первичной диагностике. Для предотвращения перегрузок, связанных со сменой деятельности и адаптационным периодом специалисты определяют какую помощь нужно оказать ребенку в первую очередь.

    На основе выводов школьной ПМПк для ребенка с легкой степенью умственной отсталости разрабатывается индивидуальный учебный план.

    Пример части индивидуального учебного плана, формируемого участниками психолого-педагогического сопровождения:

    Коррекционно – развивающая область

    Логопедические занятия

    2

    понед. 14.20, среда 14.20

    Обязательные групповые и индивидуальные коррекционные занятия

    1

    четверг 14.00

    Психокоррекционные занятия

    2

    вторник 15.00, пятница – 15.00

    Ритмика

    1

    среда 15.00

    Внеурочная деятельность

    ЛФК (в рамках ФСК «Олимп»)

    1

    вторник 10.30

    Программа «Гармония», Центр дополнительного образования (в рамках сетевого взаимодействия)

    2

    понед. 12.00, пятница 12.00

    Досугово – игровые занятия (группа продленного дня)

    1

    Пятница 14.00

    На основе выводов школьной ПМПк, индивидуального учебного плана и рекомендованной образовательной программы специалисты составляют адаптированную образовательную программу. Эта программа имеет такую же структуру, что и для детей нормы, но обязательно прописываются специальные образовательные условия, характеристика ребенка о легкой степенью умственной отсталости, система оценивания. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут, в котором предусмотрены рекомендации для родителей, учителей, других участников сопровождения.

    Примерная индивидуальная карта маршрута речевого развития  ученика 1 класса с легкой степенью умственной отсталости.

    Ф.И.О.

    Артикуляция

    Темп, внятность

    Слоговая структура

    Словарный запас

    Связная речь

    Лексико-грамматический строй речи

    чтение

    письмо

    рекомендации

    Н

    Невнятная

    Нарушена

    Ограничен

    Грубое недоразвитие

    Выраженные аграмматизмы: окончания, согласование.

    побуквенное

    -

    Специальные образовательные условия (СОУ)

    Скороговорки

    Составление рассказов

    Пропевание гласных

    Нарушение звукопроизношение и фонематических процессов.

    Ф.И.

    с\з

    ц

    ж\ш

    ч\щ

    Г,к,х

    р\л

    с\ш

    з\ж

    с\ц

    с\ч

    с\щ

    ч\щ

    ч\ц

    ш\щ\ч\ть

    б\п

    в\ф

    г\к

    д\т

    Ть\мс

    Каждые три месяца с помощью промежуточной диагностики проводится корректировка индивидуального маршрута и рабочей программы. Такая карта хорошо показывает динамику развития учащегося. Оценка эффективности работы с учеником у каждого специалиста своя: тесты, мониторинги, письменные работы, устный опрос. Она обсуждается на трех уровнях: педагогический совет, школьная ПМПк и центральная ПМПК.

    Примерный диагностический мониторинг учащихся 1 классов с ограниченными возможностями здоровья (1 полугодие)

    Ф.И.

    Написание букв

    Списывание с печатного текста

    Чтение

    Понимание прочитанного

    Звукопроизношение

    Фонематические процессы

    Словарь

    Связная речь

    Письмо под диктовку

    1

    отдельные буквы

    -

    буквы

    -

    (р,л)

    недостаточно

    ниже нормы

    отдельные предложения

    -

    По результатам диагностики проводится активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы. Такая модель, по нашему мнению, отражает структурно- организационные и содержательно-процессуальные особенности психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости , обучающихся в условиях общеобразовательной школы, положительно влияет на достижение результатов обучения.

    Литература

    1. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06
    2.  Закон Российской Федерации "Об образовании"
    3. Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. М. ВЛАДОС, 2001.
    4. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы.М., 1957

     

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

    Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...

    Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

    Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

    Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

    Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

    Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как часть адаптированной общеобразовательной программы.

    Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.Право на качественное образование &nda...