Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
статья на тему

РЯБОВА. ОЛЬГА. АЛЕКСАНДРОВНА.

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им. Н. А. Мордовиной»

Статья

«Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья                                                     (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования)»

Учитель начальных классов:

       Рябова Ольга Александровна

Астрахань – 2012 г.


Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья                                                     (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования).

     Дети всегда верят в сказку.  Сказки  бывают разными: большими и маленькими, известными и незнакомыми, старыми-старыми и совсем молодыми. Сказка делает нас добрее, улыбчивее. Именно благодаря сказке мы видим, насколько хорош, прекрасен и чист мир, окружающий нас.                               Знаменитый американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм утверждает: "Детям нужны сказки" (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности.                                                    Проблема развития личности является главной в педагогике и психологии.      В настоящее время особенно остро стоит вопрос развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос об инклюзивном образовании (совместном обучение здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах) поднят на государственном уровне.                                                  Принципы инклюзивного образования могут быть реализованы во время кружковых занятий, так как важная особенность кружковой деятельности состоит в том, что занятия дают каждому ребенку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, что очень важно для младшего школьника и,  особенно, для детей с ограниченными возможностями, которые зачастую неуверенны в себе, страдают теми или иными комплексами, испытывают трудности в освоении школьных дисциплин. Такому ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. И здесь на помощь приходит сказка. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью.                 Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Каждый ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка), смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона о трех головах. Большие и малые мечты ребенка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант ее. Иными словами, ребенок  реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.                                      У детей с ограниченным возможностями здоровья из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки.                                                                                На занятиях кружка изобразительного искусства при работе над разделом «Мир сказок» возможно использование следующих методов работы (В. А. Запорожец, Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова, В. И. Лейбсон):

  1. рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту;
  2. лепка сказочных персонажей из доступных материалов,
  3. изготовление карнавальных масок и "волшебных атрибутов" для сценок: (связка ключей, метла, колдовская книга и др.). После рисования, лепки, изготовления поделок можно провести обсуждение иллюстраций и поделок;
  4. узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное;
  5. драматизация (разыгрывание сценок из сказки);          

    Вся работа кружка в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:

развитие крупной и мелкой моторики рук и выработку правильной осанки;

развитие пространственно-временной координации;

эмоциональное развитие;

развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;

развитие коммуникативной сферы.

    Участие ребёнка с ограниченными возможностями в работе вместе со здоровыми детьми поможет детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

Список литературы:

  1. Bettelheim W. Kinder brauchen Marchen — Munchen, 1980. — S. 359.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с. (Управление образованием).
  3. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. – №4. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...