Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
статья на тему

Объедкова Светлана Васильевна

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_detey_s_ovz_v_srednem_zvene.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 225» VI вида

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

в среднем звене общеобразовательных учреждений города

Заместитель директора по УВР Объедкова С.В.,

 высшая квалификационная категории, Почётный работник общего образования РФ

Слайд №1.

Система образования, наряду с другими социальными институтами,  сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Особую важность данный аспект приобретает в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,

Слайд №2.

    Приоритетным  направлением деятельности ОУ является коррекция и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В процессе коррекционно-педагогической деятельности решается ряд основных задач:

  1. образовательная - направлена на усвоение программного материала;
  2. коррекционная – направлена  на формирование высших психических процессов, коррекцию нарушенных двигательных функций;
  3. социальное развитие обучающихся- направлена на формирование коммуникативных навыков, адекватного поведения в детском коллективе, на социальную адаптацию детей.

        Под адаптацией (от лат. adapto – приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Всё более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике.

        В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

         Немалую роль в успешной адаптации школьников на этапе взросления играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Поэтому работа по успешной адаптации ребёнка начинается в нашем ОУ  ещё в дошкольных группах и продолжается на начальной ступени образования.

   Педагогами определена одна из главных задач  в работе: способствовать формированию позитивного представления ребёнка о своих способностях и внутреннем мире,  приобщению его к различным видам деятельности.

Слайд № 3

 С этой целью в образовательном учреждении организована кружковая деятельность, направленная на  развитие мелкой и общей моторики, на коррекцию речевой патологии, где каждому ребёнку предоставляется возможность быть востребованным, реализовать себя с учётом своих желаний и возможностей.

Слайд №4

Обучающиеся ОУ являются постоянными участниками районных, городских конкурсов детского творчества, и неоднократными победителями областного этапа конкурса  «Лучики надежды» для детей с ограниченными возможностями здоровья, в номинациях: «Прикладное искусство», «Художественное слово», «Вокал», «Хореография» и др.

Особое значение для детей имеют результаты их труда, которые они могут продемонстрировать на выставках, родительских собраниях, совместных мероприятиях с родителями.

Организуя работу в данном направлении, педагогический коллектив не ограничивается  рамками образовательного учреждения, необходимо расширение взаимодействия с социумом, с общественными организациями города.

Слайд № 5 

     Плодотворное и систематическое сотрудничество педагогический коллектив осуществляет  с городским Дворцом детского (юношеского) творчества имени Н.К.Крупской, на базе которого создан клуб «Журавушка» для детей с ограниченными возможностями. Основной целью совместной образовательной деятельности сторон является создание дополнительных условий для социализации и реабилитации детей с особенностями в развитии средствами художественно – эстетической деятельности.

       Обучающиеся являются постоянными участниками конкурса «Разговор о правильном питании», который ежегодно проводит Центр психолого-медико-педагогического сопровождения «Надежда».

Положительные результаты приносит совместная работа с городской Станцией юных натуралистов (Конкурс экологической сказки, «Цвети наш город сад!»), Центром непрерывного образования школа № 4 (конкурс инсценированной  Басни к юбилею А.И.Крылова, 2 –е  место), Домом творчества № 2 Куйбышевского района (конкурсы рисунков, плакатов по ПДД,  противопожарной безопасности)

Работать в направлении по развитию творческих способностей обучающихся нам помогает сотрудничество с печатным детским изданием «Добрята». У ребят появилась возможность «пробы пера», через художественное слово высказать то, что в повседневном общении не всегда удаётся.

              Таким образом, взаимодействие образовательного учреждения с социумом является целенаправленным процессом по возвращению ребёнка к продуктивной и полноценной социальной жизни.

                 Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня, общение со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, адекватной самооценки, инициативности, успешной адаптации в среднем и старшем звене общеобразовательных учреждениях города.

               

               Начальная школа на базе  дошкольного образовательного учреждения функционирует с 1997 года.

              За 13 лет  школа сделала 9 выпусков общей численностью 68 выпускников.

Слайд № 6

На экране Вы видите результаты поступления  выпускников начальной школы нашего учреждения в образовательные учреждения города:

78%  -  средние общеобразовательные школы;

18% -  лицеи и гимназии;

4% -   специальное (коррекционное) учреждение школа № 106 для детей с нарушениями зрения.

7% от общей численности выпускников обучаются на дому.

Практически ни у одного ребёнка переход с начальной на среднюю ступень обучения не совершается плавно: кабинетная система, новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от него новых форм поведения.

Мы систематически отслеживаем дальнейшее продвижение наших выпускников, хотя вызывает затруднение тот факт, что дети обучаются по месту жительства в разных районах города.  Практически все выпускники благополучно адаптировались в среднем звене образовательных учреждений города, успешно обучаются, принимая участие в различных  предметных олимпиадах,  творческих конкурсах, научно – практических конференциях.

Слайд № 7

Выпускники первых двух выпусков  (15 человек) успешно сдают ЕГЭ, поступают в высшие учебные заведения, техникумы, учреждения профессионального образования.

Слайд № 8

Но существует  ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться нашим детям  при переходе в среднее звено:

  1. Педагогический коллектив образовательных учреждений не готов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

(нет специальной коррекционной подготовки; привыкли работать только на высокий качественный результат);

  1. Негативное отношение к  детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников;

(только там, где педагог сам смог понять и принять особых детей такими, какие они есть, может направить, посоветовать, призвать к терпимости и милосердию, в тех образовательных учреждениях  наши дети чувствуют себя комфортно и уверенно);

  1. Неприспособленность школьных помещений (отсутствуют пандусы, поручни, специализированная мебель; высокая наполняемость классов)
  2. Отсутствие комплексной медико-педагогической поддержки.

Для детей с тяжёлыми двигательными дефектами как вариант существует индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение, когда ученик и учитель общаются через персональный компьютер.

        Но и эти средства  не всегда устраивают родителей детей. Их цель -  обучение детей в коллективе. Родительский коллектив ОУ не  раз поднимал вопрос о дальнейшем совместном обучении выпускников в среднем звене. Но не каждое образовательное учреждение в новых экономических условиях способно взять на себя ответственность по созданию комфортных как материальных, так и психологических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня этой проблеме уделяют большое значение КОиН,  депутаты городского Совета,  благотворительный фонд «Пути преодоления»  (президент фонда Котовщикова  Ирина Анатольевна), которые провели работу с директорами многих учебных заведений города. В результате этой работы было принято решение  организовать на базе общеобразовательной школы № 101 класс для выпускников  начальной школы – детского сада  №10 (дети с речевой патологией) и детей начальной школы – детского сада № 225.

Очень хочется надеяться, что проводимые мероприятия – это ещё один шаг  на пути успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в основную школу, где они имели бы равные возможности со здоровыми детьми,  приобретали социальный опыт, овладевали определёнными умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, т.е. имели возможность самореализоваться.

Слайд №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Презентация к статьеСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

Представлен материал о взаимодействии ОУ с социумом по  вопросам адаптации детей с ОВЗ в среднем звене....

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

Статья на тему: «Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы или как помочь ребенку на практике»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....