Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».
материал (3 класс)

Петрищева Екатерина Викторовна

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. 

Цель воспитательной практики:гармоничное развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья через формирование благоприятных условий для усвоения социально значимых знаний, норм и традиций общества посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.

3. Задачи воспитательной практики:

Коррекционно-образовательные:

-знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки;

- обучение основам диалогической речи и её грамматическому строю;

- совершенствование речи и  звуковой культуры, интонационного строя, активизация словаря обучающихся;

- формирование основы речевой культуры, эстетического вкуса через знакомство учащихся с различными видами театра, практических навыков творческой деятельности учащихся;

- расширение представлений детей о театре как особом виде искусства.

Коррекционно-развивающие:

- развитие и коррекция эмоционально-положительной сферы посредствам умения выражать свои переживания и ощущения телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;

- снижение агрессивности и тревожности;

- развитие высших психических функций и артистических способностей.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование нравственных качеств обучающихся и навыков успешного публичного выступления, чувства ответственности перед коллективом и умение работать в группе;

- воспитание способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Название воспитательной практики: «Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

2. Цель воспитательной практики: гармоничное развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья через формирование благоприятных условий для усвоения социально значимых знаний, норм и традиций общества посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.

3. Задачи воспитательной практики:

Коррекционно-образовательные:

- знакомство с окружающим миром  через образы, краски, звуки;

- обучение основам диалогической речи и её грамматическому строю;

- совершенствование речи и  звуковой культуры, интонационного строя, активизация словаря обучающихся;

- формирование основы речевой культуры, эстетического вкуса через знакомство учащихся с различными видами театра, практических навыков творческой деятельности учащихся;

- расширение представлений детей о театре как особом виде искусства.

Коррекционно-развивающие:

- развитие и коррекция эмоционально-положительной сферы посредствам умения выражать свои переживания и ощущения телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;

- снижение агрессивности и тревожности;

- развитие  высших психических функций и артистических способностей.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование нравственных качеств обучающихся и навыков успешного публичного выступления, чувства ответственности перед коллективом и умение работать в группе;

- воспитание способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

4. Участники практики: обучающиеся начальных классов  (7 – 12 лет).

5.Оригинальная идея воспитательной практики.

В условиях социального проектирования образовательного и воспитательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  возникла острая необходимость в универсальном средстве, которое помогало бы компенсировать комплекс проблем воспитания и развития ребенка. Таким универсальным средством стала театрализованная деятельность, реализованная путем применения художественно-творческих технологий. Оригинальность данной воспитательной практики проявляется в её комплексном и интеграционном характере, заключающемся во взаимодействии не только предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, но и непрерывной совместной работе специалистов сопровождения и педагога.

6.Ценностно-смысловое наполнение воспитательной практики.

Театрализованная деятельность – самая эффективная форма воздействия на сознание обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Творческая среда поднимает ребёнка вверх по ступеням личностного развития, полноценно включает в систему социальных отношений, способствует  социализации обучающегося с ментальными нарушениями. Театральная деятельность понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. Через данный вид деятельности обучающийся получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память. Школьный театр  помогает детям увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Участие в постановках прививает устойчивый интерес к литературе и театру, формирует артистические навыки, побуждает к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребёнка и педагогического воздействия на него.

7. Описание основных этапов реализации воспитательной практики.

1 этап – подготовительно-диагностический  (сентябрь 2021)

  • Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы, информации в сети Интернет.
  • Создание рабочей группы.
  • Разработка  плана.
  • Подготовка материальной и методической базы.
  •  Разработка критериев эффективности проекта.

В рамках данного этапа педагог-психолог совместно с руководителем школьного театра провели среди обучающихся психолого-педагогические диагностики:

  1. Диагностика по методике Е.Р. Гореловой, целью которой стало исследование   школьной   тревожности у   обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья   в  начальной школе до начала работы в школьном театре «Лучик». В данном исследовании приняло участие 10  обучающихся. По результатам было установлено 3 основных уровня школьной тревожности:

Уровень

Тревожность

Обучающиеся

  1

норма

50%

2

повышенная

50%  

3

высокая

0%

  1. Диагностика по методике А.Ф. Фидлера - исследование  уровня благоприятности  психологической атмосферы, которое показало следующие результаты:

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворенность

Продуктивность

Теплота

Сотрудничество

Взаимная поддержка

Увлеченность

Занимательность

Успешность

1 2 3 4 5 6 7 8

            5        

            5          

            5

            5

            5

            4

            4

            5

            5

            5

 

Враждебность

Несогласие

Неудовлетворенность

Непродуктивность

Холодность

Несогласованность

Недоброжелательность

Равнодушие

Скука

Безуспешность

Итого    48     баллов

высокий  10 – 20

средний  20 – 40

ниже среднего 40 – 60

низкий     60 – 80

 Выводы:

 У 50%  обучающихся   с ОВЗ  наблюдается повышение школьной  тревожности.  

Тревожность является  неблагополучием обучающихся  с ОВЗ в обучении и общении,  нарушением в развитии самооценки, в слабой регуляции поведения.

Уровень благоприятности  психологической атмосферы - ниже среднего.

 

2 этап – основной (октябрь-апрель 2022)

Беседы-диалоги: «Что такое театр?», «Театральные профессии», «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре».

Просмотр фото зрительного зала, знакомство с понятиями: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон».

«Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях - сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

Психогимнастика «Возьми и передай». Разыгрывание мини-сценки: «Лиса» И.Петрова. Разыгрывание по ролям: А.Тетивкина «Как по речке по реке».

Специальные упражнения на ндивидуальных и групповых занятиях с учителем-логопедом:  «Ветерок», «Попробуем измениться», «Расскажи стихи руками»; игры на развитие выразительной мимики, пантомимические загадки; речевые упражнения «Кто за кем идет» М.Картушин, «Нам грустно», «Нам весело».

Таетрализованная игры «Театральная разминка»,  «Веселая пантомима», «Загадки без слов» и речевая игра «Как у бабушки Наташи» в рамках проведения уроков по речевой практике.

Занятия по ритмопластике на уроках ритмики - этюды «Лисичка подслушивает», «Баба-Яга» «Ритмический этюд», танцевальная импровизация, танец- фантазия «Дискотека кузнечиков»

Привлечение родителей (законных представителей) обучающихся к изготовлению рекизита для спектаклей (шитье кукол, изготовление масок, подготовка сцены, декораций, занавеса и зрительного зала) и проведению представлений.

Декорирование театральных кукол на уроках ручного труда, способствующее развитию мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Распределение  ролей, заучивание диалогов и движений главных героев, репетиции в рамках ИКРЗ (индивидуальных коррекционно-развивающих занятий).

Рассказывание и чтение русских народных сказок с использованием театра-масок, рассматривание иллюстраций к сказкам, обсуждение с детьми внешности, характера сказочных персонажей, их поступков на уроках чтения. Загадки о сказках и сказочных героях.

Постановка спектаклей школьного театра «Лучик» в рамках внеурочной деятельности школы (общешкольные мероприятия, предметные и тематические недели).  

3 этап – заключительно-аналитический

Показ обучающимися начальной школы театрализованного кукольного представления. Обсуждение сюжета сказки. Беседа по итогам сказки.

Диагностика на конец проекта заключалась в следующих исследованиях:

- исследование   школьной   тревожности у   обучающихся  с ОВЗ   в  начальной школе  после  посещения    школьного театра «Буратино»   (по методике Е.Р. Гореловой).

 - исследование  уровня благоприятности  психологической атмосферы после посещения    школьного  театра «Буратино»  (по методике А.Ф. Фидлера).

Сроки проведения (25.04.2022г-29.04.2022г.)

Приняло участие в исследовании - 10  обучающихся с ОВЗ.

По результатам исследования было установлено 3 основных уровня школьной тревожности, что отражено в таблице:

Уровень

Тревожность

обучающиеся

1

нормальная

90%

2

повышенная

10%  

3

высокая

0%

Выявление   школьной   тревожности у   обучающихся    с ОВЗ

в  начальной школе после посещения школьного театра «Буратино»

(по методике Е.Р. Гореловой).

Исследование  уровня   благоприятности психологической атмосферы

после посещения   школьного театра «Буратино»

(по методике А.Ф. Фидлера).

1 2 3 4 5 6 7 8

 

Дружелюбие

         2

 

 

 

 

 

 

Враждебность

Согласие

         4

 

 

 

 

 

 

Несогласие

Удовлетворенность

         2

 

 

 

 

 

 

Неудовлетворенность

Продуктивность

         2

 

 

 

 

 

 

Непродуктивность

Теплота

         3

 

 

 

 

 

 

Холодность

Сотрудничество

         2

 

 

 

 

 

 

Несогласованность

Взаимная поддержка

         2

 

 

 

 

 

 

Недоброжелательность

Увлеченность

         3

 

 

 

 

 

 

Равнодушие

Занимательность

         3

 

 

 

 

 

 

Скука

Успешность

         2

 

 

 

 

 

 

Безуспешность

Итого    25     баллов

высокий  10 – 20

средний  20 – 40

ниже среднего 40 – 60

низкий     60 – 80

 Вывод:

После работы в школьном театре «Лучик» у 40%  обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья   наблюдается  снижение  школьной  тревожности. Уровень благоприятности  психологической  атмосферы  в повысился и достиг среднего. Это говорит о том, педагогами и специалистами сопровождения были созданы благоприятные условия для усвоения социально значимых знаний, норм и традиций общества посредством познания театра. В деятельности школьного театра стал  преобладать  бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами и педагогом; отношения стали  строиться на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; дети с удовольствием участвовали в театрализованных играх,  в отношениях преобладало одобрение и поддержка.

  1. Результаты воспитательной практики.

Реализация проекта «Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик»  требует целенаправленной и объемной работы, создающей условия для развития эмоционально-личностного роста ребенка. Это длительный процесс, который подразумевает совместную деятельность взрослых и детей и предполагает наличие результатов в виде изменения поведения и эмоционального состояния детей, соприкасающихся с миром прекрасного.

1. Предметно - развивающая среда, созданная на территории школы, будет способствовать благоприятной адаптации детей, коррекции  и реализации основных задач через совместную и самостоятельную театрализованную деятельность.

2. В результате создания творческой группы из учителя начальных классов и ритмики, специалистов сопровождения и  родителей обучающихся повысится компетентность в вопросах воспитания, организации совместной работы и охраны здоровья детей, что способствует благоприятному развитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.

3. Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:

Коммуникативную – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;

Социальную – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными детьми и взрослыми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;

Информационную – в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;

Деятельностную – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;

Здоровьесберегающую – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.

Долгосрочная перспективы воспитательной практики

В процессе совместной деятельности у детей воспитывается умение согласовывать свои желания с желаниями других, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться  к общему результату, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

Создание ресурсной базы: банка методического, музыкально-дидактического, мультимедийного материала театральной направленности

9. Место воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, для детей с нарушением интеллекта или имеющих хронические нарушения в здоровье, данная социальная практика является вариативным модулем Программы воспитания МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2025 гг. и дает  возможность участникам почувствовать себя полноценным членом социума, внести свой маленький вклад в жизнь школы, поучаствовать в совместной  деятельности со взрослыми, осознать свою значимость, свою ценность в очах педагогов школы и администрации.

10. Фото материалы, иллюстрирующие реализацию воспитательной практики (не более 3-х фотографий).

11. Ссылки на актуальную информацию о воспитательной практике в сети Интернет.

https://michkorsch.68edu.ru/2021/11/17/ospitatel-naya-praktika-teatralizovanny-e-igry-kak-sredstvo-sotsial-noj-adaptatsii-detej-s-ogranichenny-mi-vozmozhnostyami-zdorov-ya/#content


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов

В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....