Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»
методическая разработка (2 класс)

Андреева Анастасия Александровна

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Дети с ОВЗ, поступающие в 1 класс образовательного учреждения, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. В целом, большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду и возбудимость детей. Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для родителей23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе».

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Дети с ОВЗ, поступающие в 1 класс образовательного учреждения, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. В целом, большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду и возбудимость детей. Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.

Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его особых потребностей в организации жизненного пространства. Деятельность по адаптации ребенка необходимо вести в нескольких направлениях:

Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Без барьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает создание специальной материально-технической базы для обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Одним из общих правил адаптированной образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения,  обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности ребенка.

Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.

Третье направление инклюзивного образования с учетом  ФГОС НОО предполагает психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества.

Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Не целесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком  необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором  он находится.

Как же понять, как хорошо школьник вжился в новые условия? Психологи нашли несколько признаков, которые говорят, что адаптация первоклассников к обучению в школе прошла на отлично и на которые мы опираемся:

- у ребёнка сложилось общее хорошее мнение о школе, об учителях, новом коллективе;

- он спокоен, у него нет страхов, беспокойства по поводу отношений со своим педагогом, с другими детьми;

- школьник уже подружился с ребятами в классе, по большей части имеет добрые отношения с детьми в своём классе;

- он легко встаёт по утрам, из школы приходит бодрый, не устаёт;

- у него нет серьёзных трудностей с учёбой, домашними уроками.

При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный  класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.

В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента.

В итоге, они понимают, что у каждого человека есть право быть «другим». Дети осознают, что «мы разные, но не чужие».

Рекомендация первая: самое главное, что вы можете подарить своему ребёнку, - это ваше внимание. Рекомендация вторая: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребёнку период адаптации. Рекомендация третья: помогите ребёнку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Дополнительные рекомендации родителям по адаптации детей в начальной школе.

 1. Изучайте своего ребёнка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.

2. Развивайте двигательную активность ребёнка, т.к. выносливый ребёнок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.

3. Не потакайте всем прихотям ребёнка, не злоупотребляйте лаской, т.к. это может привести к упрямству и капризности.

4. Не подавляйте тягу к самостоятельности.

 5. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребёнка, т.к. любознательность в этом возрасте не знает границ.

6. Научите ребёнка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.

7. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребёнка, т.к. он боится лишний раз огорчить родителей.

8. Учите ребёнка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашать в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребёнка во взрослой жизни.

9. «Это заветное желание каждого отца, каждой матери – чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребёнок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребёнка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем». (Сухомлинский В.А.)

Помните: Ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учёбу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя ребёнка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия, как средство адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

В статье предложен на рассмотрение один из путей по формированию коммуникативных и  социально-бытовых навыков, умений и знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей ...

Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...