Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при работе со сказками.
методическая разработка (3 класс) на тему

Лутто Юлия Георгиевна

Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Для "сказочного" настроения педагог может "изменить"внешность,добавить сказочный элемент или обыграть любой имеющийся предмет, как сказочный. Попадая в мир сказки, ребенок проявляет все свои способности, "раскрывается", что ведет к его развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_osobennosti_raboty_so_skazkami.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Государственное Бюджетное                                                  

                                       Общеобразовательное учреждение

                                                   Средняя школа № 4

                                                  Василеостровского района

                                                  Лутто Юлия Георгиевна 

                                       

                                  Развитие речи

           у обучающихся с ограниченными возможностями

           здоровья, при работе со сказками. 

   

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти 2 процесса являются относительно автономными. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Расстройства речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. Развитие речи – одна из главных педагогических задач, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

                 Сказка ! Как много хороших, добрых  воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Педагоги с удовольствием используют сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми.

                      Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев)являются сказки и их персонажи .Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны.

Первые, с кем в своей жизни встречается ребенок, это его родные и близкие люди и набор игрушек. Образы зайчиков и мишек прочно входят в жизнь, однако игры с ними ограничены, требуют постоянной «подпитки»новыми знаниями и впечатлениями. Недаром русские народные сказки часто главными персонажами представляют животных, которым приписывают черты характера людей .

Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. Сказкотерапия- один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии.

В практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.К.Андерсен, К.С.Льюис, Е.Шварц), так и специально сочиненные сказки.

       Учитывая ограниченные возможности детей, педагог сначала сам рассказывает сказки, прося ребенка звукоподражаниями сопровождать рассказ. Говорить в присутствии ребенка за разных зверюшек, имитировать звуки , издаваемые ими :гав-гав ,мяу ,ква-ква ;произносить междометия отражающие эмоциональные состояния :ай-ай-ай, ох. Например, укладывать игрушку спать – бай-бай ;кормить куклу ням-ням ; играть в прятки –ку-ку, с водой –кап-кап; в поездку на машине или а поезде –би-би,ту-ту; говорить по телефону але. Для лучшего запоминания педагог использует различные приемы, помогающие не говорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: настольный театр, кукла бибабо ,различные настольно – печатные пособия, прослушивание сказок на аудиозаписях, просматривание сказок на видеоносителях. Кроме этих приемов в своей работе используют наглядное сопровождение сказки в виде картинок ,иллюстраций, аппликаций ,рисунков героев сказки .Вся работа оформляется в альбом .После прочтения сказки производится работа в альбоме куда дети на занятии с помощью педагога приклеивают ,раскрашивают или выполняют аппликацию героев данной сказки , в работе принимают участие родители ,т.к. некоторых из героев родителям с детьми нужно оформить в альбом .Таким образом со стороны родителей идет тесный контакт в совместном творчестве с ребенком, вспоминая героев и сюжет данной сказки.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме того, в игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика(покажи ,как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.);релаксации (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке);голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание(что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.

          У детей перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, все анализаторные системы, творческая фантазия.  Это могут быть сказки – инсценировки, дидактические сказки- игры, сказки-спектакли, где дети одновременно и участники и зрители происходящего. При этом не обязательно использовать дословно общеизвестные сюжеты и темы. При совместном творчестве с ребенком педагог может частично или полностью изменять сюжет, при подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально подготовленное панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это важно, если учесть, что дети обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Формирование речи обеспечивается развитием универсальных способностей:  языковой, символической ,подражательной ,двигательной, способностью к воображению и т.д. Чаще включать музыку в классе , но позаботиться ,чтобы звук был приглушенным. Музыка может сопровождать любые занятия ребенка. Учить ребенка воспроизводить мелодию (хлопками , отстукиванием) , поощрять движения под музыку , устроить парад , маршируя под барабаны , меняя темп движений ( то быстрее ,то медленнее).

Использование сказок в коррекционной работе  с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря, развитию причинно-следственных отношений, событий, включает в работу все анализаторные системы           

Инсценировка стихов.

При инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок необходимо сделать иллюстрации к ним. Можно использовать мягкие модули, чтобы получился кукольный театр. Количество действующих лиц не ограничено. Если ребенок не может принимать участие, то он может быть зрителем.

Для инсценировки хорошо использовать следующие тексты:

- Кто живет под потолком?

-гном.

-У него есть борода ?

-Да.

-И манишка, и жилет?

-нет .

-Как встает он по утрам?

-Сам.

-Кто к ним бегает вдоль крыш?

-мышь.

-Кто с ним утром кофе пьет?

-Кот.

-И давно он там живет ?

-Год.

-Ну ,а как его зовут?

-Скрут.

-Он капризничает ? да?

- Никогда!

(Саша Черный «Скрут»)

-Кисонька –мурысонька,

Где была ?

- На мельнице.

-Кисонька – мурысонька,

Что там делала ?

Муку молола.

Литература :

"Дети с множественными нарушениями развития" НОУ «Институт специальной педагогики и психологии» под редакцией Л.М. Шипицыной, Е.В. Михайловой. СПб 2012

«Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь» Жигорева М.В. М., 2006

 «Умственная отсталость у детей и подростков» Д.Н. Исаев СПб., 2003

 С.А.Черняева «Психотерапевтические сказки и игры»Спб 2011 «Творческий центр»

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий

Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...