Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
рабочая программа (1 класс) на тему

Будник Инна Борисовна

              Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности. Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_emotsiy.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                    Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                   Излучинская ОСШУИОП №1

от «» августа   2016 г                                      __________ Н.А. Зеленская

ПРОГРАММА

по развитию эмоционально-волевой сферы

обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

в интеллектуальном развитии

 «Мир эмоций»

Составитель:

педагог-психолог: Будник И.Б.

гт. Излучинск

Содержание

Паспорт программы ……………………………………………………….2-3

Пояснительная записка ……………………………………………………3-4

Цель программы, задачи …………………………………………………. 4

Целевая группа …………………………………………………………….. 4

Основные принципы реализации программы ……………………………4-5

Форма и методы работы ……………..……………………………………...  5

Ожидаемые результаты ……………………………………………………..  5

Содержание программы …………………………………………………….. 5

Тематическое планирование………………………………………………  5-6

Структура занятий ………………………………………………………….....6

Контроль за реализацией программы ……………………………………  6

Список литературы ………………………………………………………….6

Паспорт программы

Наименование программы

 Развитие эмоционально-волевой сферы

обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии

 «Мир эмоций».

Разработчик

 Педагог-психолог Будник Инна Борисовна

Цель программы

 Развитие и  коррекция эмоционально-волевой сферы,  обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Задачи программы

 Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния;

формировать способности  к эмоциональной саморегуляции;

формировать у детей адекватную самооценку;   вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

обогащать репертуар социальных навыков.

Целевая группа

 Первоклассники   с ограниченными возможностями здоровья  в интеллектуальном развитии.

Исполнители

 Участники образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

 Улучшение общего эмоционального состояния ребенка;

преодоление негативных эмоциональных проявлений;

формирование положительных черт характера.

Сроки реализации

программы

  В программе –17  занятий.

  Периодичность – 1 раза  в неделю в течение года.  

Продолжительность занятия –30 мин.

Количество участников – 5-6  человек.

Контроль за

реализацией программы

Администрация образовательного учреждения.

I.​ Пояснительная записка

        С 1 сентября 2013 года страна учится и живет по новому закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому в конце 2012 года. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании.  Оно дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу - становиться более гармоничным и терпимым. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

        Развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни  в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья  направлено в первую очередь на развитие познавательной деятельности обучающихся, формирование социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

        За последнее время количество детей с умственной отсталостью возрастает. Многоплановая работа с данной категорией детей необходима для более успешной адаптации в социальную среду. У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение всей психической сферы.

        Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

             Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности (высокий уровень агрессивности, тревожности и т. д.). Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.

         При всей кажущейся простоте распознавание передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. В процессе развития и обучения в эмоциональной сфере ребенка происходят изменения. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Развитие эмоционально-волевой сферы - процесс постепенный, нужно учить  детей регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра - это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

        Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. 
        Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека и приоритетным направлением данной коррекционно-развивающей программы.

Цель программы

        Развитие и  коррекция эмоционально-волевой сферы,  обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Задачи программы

  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  • Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния.
  • Формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • Формировать у детей адекватную самооценку.
  • Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
  • Обогащать репертуар социальных навыков.

Целевая группа

        Первоклассники   с ограниченными возможностями здоровья  в интеллектуальном развитии.

Основные принципы реализации программы.

  • Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.
  • Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  • Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  • Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
  • Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

 Формы и методы работы

        В процессе проведения занятий используются различные методы и приемы: этюды, упражнения, игры с правилами, сказкатерапия, арт-терапия, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами, рисование эмоций.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • Развитие умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства  других людей, качества характера.
  • Способствовать снижению уровня страха.
  • Формирование способности к самооценке.
  • Обогащение репертуара социальных навыков.

Содержание программы

         Программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих  занятий по развитию  личностной сферы деятельности. Занятия рассчитаны для  обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии, проводятся  1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.

Тематический план занятий

Тема

 Кол-во час

1

Диагностическое занятие «Карта Чувств».

1

2.

Мои чувства. Радость. Что такое мимика.

1

3.

Радость. Как её доставить другому человеку.

1

4.

Жесты.

1

5.

Радость можно передать прикосновением.

1

6.

Радость можно подарить взглядом.

1

7.

Грусть.

1

8.

Страх.

1

9.

Страх и его относительность.

1

10.

Кто живет в темноте.

1

11.

Как справиться со страхом.

1

12.

Страх и как его преодолеть.

1

13.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

14.

Может ли гнев принести пользу?

1

15.

Обида.

1

16.

Разные чувства.

1

17.

Итоговое занятие. Повторная диагностика «Карта  чувств».

1


Структура  занятия

Начало занятия -  создание  атмосферы  доверия, снижение  эмоционального  напряжения, настройка на продуктивную  деятельность.

Основное содержание занятия – знакомство с эмоциями, формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия.

Окончание  занятия – подведение итогов.

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения.

Перед началом и после завершения работы по программе проводится отслеживание результативности программы, для этого используется методики:

методика «Карта  чувств».

Список используемой литературы

 

Т.В. Громова, «Страна эмоций», - М.:УЦ Перспектива, 2002.

О.В. Хухлаева, «Практические материалы для работы с детьми»,- Москва, 2003.

О.В. Хухлаева,  И.М. Первушина «Тропинка к своему Я». - М.: Генезис, 2004.

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», - Москва, 2000.

Л.Б. Фесюкова, Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: изд-во «Ранок», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе

Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...