Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
рабочая программа (1 класс) на тему
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности. Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на методическом совете Директор МБОУ
Протокол № 1 Излучинская ОСШУИОП №1
от «» августа 2016 г __________ Н.А. Зеленская
ПРОГРАММА
по развитию эмоционально-волевой сферы
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в интеллектуальном развитии
«Мир эмоций»
Составитель:
педагог-психолог: Будник И.Б.
гт. Излучинск
Содержание
Паспорт программы ……………………………………………………….2-3
Пояснительная записка ……………………………………………………3-4
Цель программы, задачи …………………………………………………. 4
Целевая группа …………………………………………………………….. 4
Основные принципы реализации программы ……………………………4-5
Форма и методы работы ……………..……………………………………... 5
Ожидаемые результаты …………………………………………………….. 5
Содержание программы …………………………………………………….. 5
Тематическое планирование……………………………………………… 5-6
Структура занятий ………………………………………………………….....6
Контроль за реализацией программы …………………………………… 6
Список литературы ………………………………………………………….6
Паспорт программы
Наименование программы | Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций». |
Разработчик | Педагог-психолог Будник Инна Борисовна |
Цель программы | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка. |
Задачи программы | Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния; формировать способности к эмоциональной саморегуляции; формировать у детей адекватную самооценку; вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; обогащать репертуар социальных навыков. |
Целевая группа | Первоклассники с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии. |
Исполнители | Участники образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты | Улучшение общего эмоционального состояния ребенка; преодоление негативных эмоциональных проявлений; формирование положительных черт характера. |
Сроки реализации программы | В программе –17 занятий. Периодичность – 1 раза в неделю в течение года. Продолжительность занятия –30 мин. Количество участников – 5-6 человек. |
Контроль за реализацией программы | Администрация образовательного учреждения. |
I. Пояснительная записка
С 1 сентября 2013 года страна учится и живет по новому закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому в конце 2012 года. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании. Оно дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу - становиться более гармоничным и терпимым. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.
Развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья направлено в первую очередь на развитие познавательной деятельности обучающихся, формирование социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.
За последнее время количество детей с умственной отсталостью возрастает. Многоплановая работа с данной категорией детей необходима для более успешной адаптации в социальную среду. У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение всей психической сферы.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.
Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности (высокий уровень агрессивности, тревожности и т. д.). Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.
При всей кажущейся простоте распознавание передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. В процессе развития и обучения в эмоциональной сфере ребенка происходят изменения. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Развитие эмоционально-волевой сферы - процесс постепенный, нужно учить детей регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра - это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека и приоритетным направлением данной коррекционно-развивающей программы.
Цель программы
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
Задачи программы
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния.
- Формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
- Формировать у детей адекватную самооценку.
- Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Обогащать репертуар социальных навыков.
Целевая группа
Первоклассники с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии.
Основные принципы реализации программы.
- Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.
- Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
- Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
- Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
- Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.
Формы и методы работы
В процессе проведения занятий используются различные методы и приемы: этюды, упражнения, игры с правилами, сказкатерапия, арт-терапия, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами, рисование эмоций.
Ожидаемые результаты освоения программы
- Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера.
- Способствовать снижению уровня страха.
- Формирование способности к самооценке.
- Обогащение репертуара социальных навыков.
Содержание программы
Программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию личностной сферы деятельности. Занятия рассчитаны для обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии, проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.
Тематический план занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)
Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...
Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»
Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).
Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе
Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...
Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития
Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»
Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...