Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
план-конспект урока по окружающему миру (2, 4 класс)

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы)

 

2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»                                                                                                                                 

Цель урока: уточнение и систематизация знаний об осенних явлениях, периодах осени.

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

 

4 класс Тема урока: «Животные осенью.  Подготовка к зиме.»

 

Цель урока: уточнение и систематизация представлений детей об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

Задачи урока:

Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

Тип урока: урок получения нового знания, закрепление ранее полученных знаний.

Форма проведения: устный журнал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративный.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы)

2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»                                                                                                                                  

Цель урока: уточнение и систематизация знаний об осенних явлениях, периодах осени.

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

4 класс Тема урока: «Животные осенью.  Подготовка к зиме.»

Цель урока: уточнение и систематизация представлений детей об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

Задачи урока:

Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

Тип урока: урок получения нового знания, закрепление ранее полученных знаний.

Форма проведения: устный журнал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока:

1. Организационный момент. 3 мин.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли!

Садитесь!

- Ребята, какой сейчас урок?

- Что делаем, что изучаем на уроках развития речи?

- На уроках развития речи мы с вами учимся рассказывать о предметах и  явлениях природы, окружающего мира, правильно говорить и строить предложения.

- Скажите какое сегодня число?

- Назовите день недели?

- В начале урока я вам предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы будете их повторять, но только одно условие – не ошибайтесь.

Игра «Повтори не ошибись»

ВЕСНА-ЛЕТО- ОСЕНЬ,

 ЛЕТО-ОСЕНЬ-ЗИМА,

ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО,

ОСЕНЬ-ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО.

- Что обозначают произнесённые слова?

-  Правильно. Это времена года.

- Какое сейчас время года?

- Назовите признаки осени?

- Назовите периоды осени? ( ранняя, золотая, поздняя)

- Назовите осенние месяцы.

2. Основная часть

- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на  уроке, я предлагаю внимательно послушать и отгадать загадки:

1) Лягушата, медвежата,

И конечно барсучата,

В этом месяце опять,

На зиму ложатся спать!

2) Белка в дупле орешки грызёт,

Дождь моросит и холод идёт,

Мишка — топтышка в берлогу полез,

В золото оделся весь дремучий лес!

3) Словно снег листва кружится,

И цветным ковром ложится,

Засыпает вся природа,

В какой месяц года?

- Правильно! Сегодня мы поговорим о втором месяце осени – октябре, об изменениях в живой и неживой природе происходящих в октябре.

- Сейчас погрузимся в прекрасный период середины осени, золотую осень.

( чтение стихотворения под музыку П.И. Чайковского «Октябрь» и показ осенних пейзажей  И.И. Левитана )

Ни в санях, ни на колёсах

Не проехать в октябре,

Потому что у природы

Семь погод в день на дворе:

Сеет, веет, крутит, мутит,

Льёт, метёт и всё ревёт.

И увидеть можно часто –

Сразу дождь и снег идёт.

Оголяются деревья,

Запах осени вокруг.

Улетают птицы к югу.

Холода идут, мой друг.

Те, кто дома остаётся-

Птицы, звери – все должны

Сделать множество запасов,

Чтоб дожить им до весны.

Кто в нору несёт запасы,

Кто-то прячет под кору,

Кто в дупло, а кто жирочек

«Нагуляет» — и в нору.

Кто-то к Югу улетает,

Кто-то с Севера летит,

Кто запасы собирает,

Кто в укрытие спешит.

Рыбы прячутся в глубины,

Змеи кучкой в ямках спят,

А лягушки лезут в тину

И не квакают, молчат.

Начинаются морозцы,

Лужи схватывает лёд,

Что зима уж недалёко,

Знают звери наперёд.

Хоть мороз и невелик,

Но стоять им не велит.

«Запасайтесь!

Укрывайтесь!

Улетайте!» – говорит

- Вы любите читать журналы?

- В журналах мы находим много полезной и интересной информации, поэтому  наш  урок мы проведём в форме «Устного журнала».

        - Итак, давайте прочитаем название нашего журнала (читают «Золотая осень»)

- Подумайте о чем этот журнал?

- Что нового, интересного можно узнать, читая его?

- На каждой страничке вы вспомните и узнаете  о погоде, приметах, о том, как изменилась жизнь животных и птиц в середине осени, а также   будете  выполнять задания.

- Итак, перед нами 1 страница нашего журнала, называется она: «Календарь погоды».

- О чём  мы будем говорить,  читая эту страницу?  

- Какое небо? (пасмурное, низкое)

- Светит ли солнышко?

-Какой дует  ветер?

- Какие выпадают  осадки?

- Какие наблюдательные, молодцы!

Люди с давних времен наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, помогающие нам больше узнавать о природе. Познакомимся с некоторыми приметами октября:

Теплый октябрь – к морозной зиме.

Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.

Посмотрите на березу в начале октября - если листья еще не опали, то снег ляжет поздно.

Физминутка (Гимнастика для глаз «Осень»)

-Подготовим наши глазки к работе. Смотрите на экран и следите за движением кленового листа.

- 1 страницу нашего журнала мы переворачиваем и оказываемся на 2 странице, которая называется «Растения осенью»

Знаете, я недавно была в лесу. Там было тихо, тихо. Но кое-что я услышала. Скажу вам по секрету, я услышала разговор деревьев. Вот что они говорили:

«Красивее нашей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и оранжевое», - говорили одни деревья.                                              

 «А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен», - сказало другое дерево. «Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый.  Я этому цвету никогда не изменю».

- Какие деревья могли вести этот разговор?

(на доске: лиственные и хвойное)

- Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?

(Созрели плоды с семенами, изменилась окраска листьев).

- А зачем деревья сбрасывают листья? (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей).

- Как называется это явление природы? (листопад )

Словарная работа

Ученик 2 класса составляет из букв слово листопад.

Фронтально учащиеся 2 класса ставят ударение, называют б/у гласные, учащиеся 4 класса объясняют правописание б/у гласных, парной согласной в конце слова.

- Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).

- Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью)

- Молодцы, перед тем как перейти к следующей странице выполните задания:

Ученики 2 класса индивидуально на карточках соедините изображения листьев и деревьев. (при проверке учащиеся проговаривают: лист берёзы-берёзовый лист и т.д.)

Ученики 4класса индивидуально на карточках находят ошибки в тексте (учащимся предлагается текст с грамматическими ошибками)

Фронтально выполняется проверка.

 Музыкальная  физминутка

- Садимся и переходим к 3  странице нашего журнала - «Птицы и звери осенью»

- О чем мы будем говорить на этой страничке?

- Все животные готовятся к зиме и каждый зверь по своему, у каждого свои хлопоты.

Игра «Чей хвост? Чьи уши?» (Учащимся предлагается по изображениям ушей и хвостов отгадать животное и ответить на вопросы)

- Посмотрите в осеннем лесу животных не видно, а видны одни только хвосты и уши. Подумайте и скажите, чьи это хвосты и уши.

- Учащиеся 2 класса отвечают на вопрос: «Чей хвост?» (лисий, волчий и т.д.)

        - Учащиеся 4 класса отвечают на вопрос: «Чьи уши?» (лисьи, волчьи и т.д.)

- Какие изменения в жизни этих животных происходит осенью? Чем питаются они в холодное время?

- Учащиеся 4 класса подготовили сообщение о белке, послушайте.

        - От холода белка скрывается в дупле. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Там тепло. Бывает в сильные морозы, несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи запасы.

Белочка кормится не только грибами и орехами, но и ягодами, желудями, почками и молодыми веточками деревьев, семенами из хвойных шишек. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.

- Спасибо за интересный и познавательный рассказ. К нам в гости из леса пришли звери и хотят сами рассказать о том, как готовятся к зиме

Сценка «Осень в лесу»

Заяц: Пора мне, зайчику,

Линять.

Пора мне шубку поменять.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Белка: А я спешу, спешу, спешу,

Я на сучках грибы сушу.

На зиму делаю запас,

Мне очень холодно сейчас.

Медведь:В берлогу скоро лягу спать,

За осенью - зима опять.

Пусть мне во сне

Приснится мёд.

Проснусь, когда весна

Придёт.

Ёж:Я тоже буду спать,

Как мишка.

Я наохотился за лето.

Жучков искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это.

Устал я - выбился из сил

Листики я соберу

И под пеньком в норе усну.

- Проводим зверей в лес и выполним задания. (Учащиеся индивидуально выполняют задание на карточке)

- Задание учащимся 2класса составить предложения на по схеме и картинкам.

        - Задание учащимся 4 класса составить словосочетания( рыжая  лиса, серый волк, бурый медведь и т.д.)

- Не только у зверей, но и у птиц изменилась жизнь осенью

- Что делают птицы осенью?

        -  Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? ( слово на доске)

- Почему птицы улетают в теплые края?

- А кто из птиц остаётся зимовать?

- Как мы этих птиц называем? (слово на доске)

- Как вы думаете птицы делают запасы на зиму?

Сообщение учеников 4 класса

-Предусмотрительные птички, оставшиеся зимовать, заранее готовятся к зиме, которая может быть холодной и снежной. А потому они прячут съестные припасы в надежде на то, что в суровое время они не останутся голодными.

Многие птицы запасают корм на зиму, а делают это все по-разному. Например, синички и поползни прячут в трещины коры и в расщелины насекомых и семена. А кедровка выбирает орешки кедра, а затем во рту уносит их в удобное место, где и закапывает. Причем укладывает по несколько орехов в лесную подстилку или же в землю.

Многие птицы забывают о местах хранилищ, а потому весной некоторые тайники так и остаются нетронутыми.

- Спасибо за интересный и познавательный рассказ.

- Итак, перед тем как перевернуть третью страницу выполните задания:

        - Задание учащимся 2класса составить предложения на сравнение по картинкам «Скажи наоборот» (У сороки хвост длинный, а у синички короткий.  Голубь тяжелый, а воробей лёгкий. И т.д.) 

       - Задание учащимся 4 класса закончить предложение (фразеологизм) на сравнение человека с животным пользуясь картинкой-подсказкой (Хитрый как лиса. Голодный как волк. И т.д.)

Первичное закрепление.

- Вот и прочитали мы наш журнал, но наш урок не закончился. Я предлагаю поиграть в игру «Верные и неверные утверждения».

Если утверждение верное, то хлопните в ладоши, а если неверное топайте ногами.  

1.Мы сегодня говорили о золотой осени?

2. Октябрь –это ранняя осень?

3. Солнце осенью светит и греет?

4. В середине осени идет дождь и снег?

5. В октябре птицы собираются в стаи?

6. Еж готовит запасы на зиму?

7. Осенью на деревьях зеленеет листва?

8. Осенью бывает листопад?

Закрепление:

А сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?

Ребята, что изменилось в природе с приходом  золотой осени?

Какое небо осенью?

Какими стали осадки по сравнению с ранней осенью? (снег)

Что произошло с растениями?

Как изменилась жизнь животных и птиц? (звери сменили свой окрас, некоторые легли в зимнюю спячку)

Какие животные впадают в спячку? А делают запасы? Кто из животных меняет окрас шерсти? Для чего?

Любите ли вы это время года? Почему?

Рефлексия

(На доске рисунок дерева без листьев, у детей листья трех цветов-зеленые, красные, желтые.)

- Ребята у вас на партах лежат листочки- красные, желтые и зеленые.

- Прикрепите на дерево: красный листочек если на уроке было все понятно и хорошо работали; желтый листочек-у меня не все получилось, но я старался; зеленый листочек- на уроке было трудно, нужно быть внимательнее.

(Учитель подводит итог)

Список используемой информации:

1.Халецкая М.Н. «Подборка стихотворений для организации урока» https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html

 2.Леонов В.А «Загадки про октябрь» загадки.su/загадки-про-октябрь/

 3.Амелина Алёна «Октябрь-подготовка к зиме» https://www.stihi.ru/2009/11/15/544

4. Кадачегова Е.П. «Конспект урока развития устной речи "Осень. Осенние месяцы.»(Разговор деревьев) https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-razvitiia-ustnoi-riechi-osien-osienniie-miesiatsy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".

Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....

План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"

Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...

Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»

Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»...

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...