Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
план-конспект урока по окружающему миру (2, 4 класс)
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы)
2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Цель урока: уточнение и систематизация знаний об осенних явлениях, периодах осени.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).
Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.
4 класс Тема урока: «Животные осенью. Подготовка к зиме.»
Цель урока: уточнение и систематизация представлений детей об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.
Задачи урока:
Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).
Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.
Тип урока: урок получения нового знания, закрепление ранее полученных знаний.
Форма проведения: устный журнал.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_razvitiyu_rechi_v_klasse-komplekte_2-4_kl_korrektsionnoy_shkoly_8_vida.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы)
2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Цель урока: уточнение и систематизация знаний об осенних явлениях, периодах осени.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).
Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.
4 класс Тема урока: «Животные осенью. Подготовка к зиме.»
Цель урока: уточнение и систематизация представлений детей об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.
Задачи урока:
Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).
Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.
Тип урока: урок получения нового знания, закрепление ранее полученных знаний.
Форма проведения: устный журнал.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока:
1. Организационный момент. 3 мин.
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Садитесь!
- Ребята, какой сейчас урок?
- Что делаем, что изучаем на уроках развития речи?
- На уроках развития речи мы с вами учимся рассказывать о предметах и явлениях природы, окружающего мира, правильно говорить и строить предложения.
- Скажите какое сегодня число?
- Назовите день недели?
- В начале урока я вам предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы будете их повторять, но только одно условие – не ошибайтесь.
Игра «Повтори не ошибись»
ВЕСНА-ЛЕТО- ОСЕНЬ,
ЛЕТО-ОСЕНЬ-ЗИМА,
ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО,
ОСЕНЬ-ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО.
- Что обозначают произнесённые слова?
- Правильно. Это времена года.
- Какое сейчас время года?
- Назовите признаки осени?
- Назовите периоды осени? ( ранняя, золотая, поздняя)
- Назовите осенние месяцы.
2. Основная часть
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, я предлагаю внимательно послушать и отгадать загадки:
1) Лягушата, медвежата,
И конечно барсучата,
В этом месяце опять,
На зиму ложатся спать!
2) Белка в дупле орешки грызёт,
Дождь моросит и холод идёт,
Мишка — топтышка в берлогу полез,
В золото оделся весь дремучий лес!
3) Словно снег листва кружится,
И цветным ковром ложится,
Засыпает вся природа,
В какой месяц года?
- Правильно! Сегодня мы поговорим о втором месяце осени – октябре, об изменениях в живой и неживой природе происходящих в октябре.
- Сейчас погрузимся в прекрасный период середины осени, золотую осень.
( чтение стихотворения под музыку П.И. Чайковского «Октябрь» и показ осенних пейзажей И.И. Левитана )
Ни в санях, ни на колёсах
Не проехать в октябре,
Потому что у природы
Семь погод в день на дворе:
Сеет, веет, крутит, мутит,
Льёт, метёт и всё ревёт.
И увидеть можно часто –
Сразу дождь и снег идёт.
Оголяются деревья,
Запах осени вокруг.
Улетают птицы к югу.
Холода идут, мой друг.
Те, кто дома остаётся-
Птицы, звери – все должны
Сделать множество запасов,
Чтоб дожить им до весны.
Кто в нору несёт запасы,
Кто-то прячет под кору,
Кто в дупло, а кто жирочек
«Нагуляет» — и в нору.
Кто-то к Югу улетает,
Кто-то с Севера летит,
Кто запасы собирает,
Кто в укрытие спешит.
Рыбы прячутся в глубины,
Змеи кучкой в ямках спят,
А лягушки лезут в тину
И не квакают, молчат.
Начинаются морозцы,
Лужи схватывает лёд,
Что зима уж недалёко,
Знают звери наперёд.
Хоть мороз и невелик,
Но стоять им не велит.
«Запасайтесь!
Укрывайтесь!
Улетайте!» – говорит
- Вы любите читать журналы?
- В журналах мы находим много полезной и интересной информации, поэтому наш урок мы проведём в форме «Устного журнала».
- Итак, давайте прочитаем название нашего журнала (читают «Золотая осень»)
- Подумайте о чем этот журнал?
- Что нового, интересного можно узнать, читая его?
- На каждой страничке вы вспомните и узнаете о погоде, приметах, о том, как изменилась жизнь животных и птиц в середине осени, а также будете выполнять задания.
- Итак, перед нами 1 страница нашего журнала, называется она: «Календарь погоды».
- О чём мы будем говорить, читая эту страницу?
- Какое небо? (пасмурное, низкое)
- Светит ли солнышко?
-Какой дует ветер?
- Какие выпадают осадки?
- Какие наблюдательные, молодцы!
Люди с давних времен наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, помогающие нам больше узнавать о природе. Познакомимся с некоторыми приметами октября:
Теплый октябрь – к морозной зиме.
Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
Посмотрите на березу в начале октября - если листья еще не опали, то снег ляжет поздно.
Физминутка (Гимнастика для глаз «Осень»)
-Подготовим наши глазки к работе. Смотрите на экран и следите за движением кленового листа.
- 1 страницу нашего журнала мы переворачиваем и оказываемся на 2 странице, которая называется «Растения осенью»
Знаете, я недавно была в лесу. Там было тихо, тихо. Но кое-что я услышала. Скажу вам по секрету, я услышала разговор деревьев. Вот что они говорили:
«Красивее нашей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и оранжевое», - говорили одни деревья.
«А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен», - сказало другое дерево. «Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю».
- Какие деревья могли вести этот разговор?
(на доске: лиственные и хвойное)
- Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?
(Созрели плоды с семенами, изменилась окраска листьев).
- А зачем деревья сбрасывают листья? (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей).
- Как называется это явление природы? (листопад )
Словарная работа
Ученик 2 класса составляет из букв слово листопад.
Фронтально учащиеся 2 класса ставят ударение, называют б/у гласные, учащиеся 4 класса объясняют правописание б/у гласных, парной согласной в конце слова.
- Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).
- Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью)
- Молодцы, перед тем как перейти к следующей странице выполните задания:
Ученики 2 класса индивидуально на карточках соедините изображения листьев и деревьев. (при проверке учащиеся проговаривают: лист берёзы-берёзовый лист и т.д.)
Ученики 4класса индивидуально на карточках находят ошибки в тексте (учащимся предлагается текст с грамматическими ошибками)
Фронтально выполняется проверка.
Музыкальная физминутка
- Садимся и переходим к 3 странице нашего журнала - «Птицы и звери осенью»
- О чем мы будем говорить на этой страничке?
- Все животные готовятся к зиме и каждый зверь по своему, у каждого свои хлопоты.
Игра «Чей хвост? Чьи уши?» (Учащимся предлагается по изображениям ушей и хвостов отгадать животное и ответить на вопросы)
- Посмотрите в осеннем лесу животных не видно, а видны одни только хвосты и уши. Подумайте и скажите, чьи это хвосты и уши.
- Учащиеся 2 класса отвечают на вопрос: «Чей хвост?» (лисий, волчий и т.д.)
- Учащиеся 4 класса отвечают на вопрос: «Чьи уши?» (лисьи, волчьи и т.д.)
- Какие изменения в жизни этих животных происходит осенью? Чем питаются они в холодное время?
- Учащиеся 4 класса подготовили сообщение о белке, послушайте.
- От холода белка скрывается в дупле. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Там тепло. Бывает в сильные морозы, несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи запасы.
Белочка кормится не только грибами и орехами, но и ягодами, желудями, почками и молодыми веточками деревьев, семенами из хвойных шишек. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.
- Спасибо за интересный и познавательный рассказ. К нам в гости из леса пришли звери и хотят сами рассказать о том, как готовятся к зиме
Сценка «Осень в лесу»
Заяц: Пора мне, зайчику,
Линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Белка: А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу.
На зиму делаю запас,
Мне очень холодно сейчас.
Медведь:В берлогу скоро лягу спать,
За осенью - зима опять.
Пусть мне во сне
Приснится мёд.
Проснусь, когда весна
Придёт.
Ёж:Я тоже буду спать,
Как мишка.
Я наохотился за лето.
Жучков искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это.
Устал я - выбился из сил
Листики я соберу
И под пеньком в норе усну.
- Проводим зверей в лес и выполним задания. (Учащиеся индивидуально выполняют задание на карточке)
- Задание учащимся 2класса составить предложения на по схеме и картинкам.
- Задание учащимся 4 класса составить словосочетания( рыжая лиса, серый волк, бурый медведь и т.д.)
- Не только у зверей, но и у птиц изменилась жизнь осенью
- Что делают птицы осенью?
- Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? ( слово на доске)
- Почему птицы улетают в теплые края?
- А кто из птиц остаётся зимовать?
- Как мы этих птиц называем? (слово на доске)
- Как вы думаете птицы делают запасы на зиму?
Сообщение учеников 4 класса
-Предусмотрительные птички, оставшиеся зимовать, заранее готовятся к зиме, которая может быть холодной и снежной. А потому они прячут съестные припасы в надежде на то, что в суровое время они не останутся голодными.
Многие птицы запасают корм на зиму, а делают это все по-разному. Например, синички и поползни прячут в трещины коры и в расщелины насекомых и семена. А кедровка выбирает орешки кедра, а затем во рту уносит их в удобное место, где и закапывает. Причем укладывает по несколько орехов в лесную подстилку или же в землю.
Многие птицы забывают о местах хранилищ, а потому весной некоторые тайники так и остаются нетронутыми.
- Спасибо за интересный и познавательный рассказ.
- Итак, перед тем как перевернуть третью страницу выполните задания:
- Задание учащимся 2класса составить предложения на сравнение по картинкам «Скажи наоборот» (У сороки хвост длинный, а у синички короткий. Голубь тяжелый, а воробей лёгкий. И т.д.)
- Задание учащимся 4 класса закончить предложение (фразеологизм) на сравнение человека с животным пользуясь картинкой-подсказкой (Хитрый как лиса. Голодный как волк. И т.д.)
Первичное закрепление.
- Вот и прочитали мы наш журнал, но наш урок не закончился. Я предлагаю поиграть в игру «Верные и неверные утверждения».
Если утверждение верное, то хлопните в ладоши, а если неверное топайте ногами.
1.Мы сегодня говорили о золотой осени?
2. Октябрь –это ранняя осень?
3. Солнце осенью светит и греет?
4. В середине осени идет дождь и снег?
5. В октябре птицы собираются в стаи?
6. Еж готовит запасы на зиму?
7. Осенью на деревьях зеленеет листва?
8. Осенью бывает листопад?
Закрепление:
А сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?
Ребята, что изменилось в природе с приходом золотой осени?
Какое небо осенью?
Какими стали осадки по сравнению с ранней осенью? (снег)
Что произошло с растениями?
Как изменилась жизнь животных и птиц? (звери сменили свой окрас, некоторые легли в зимнюю спячку)
Какие животные впадают в спячку? А делают запасы? Кто из животных меняет окрас шерсти? Для чего?
Любите ли вы это время года? Почему?
Рефлексия
(На доске рисунок дерева без листьев, у детей листья трех цветов-зеленые, красные, желтые.)
- Ребята у вас на партах лежат листочки- красные, желтые и зеленые.
- Прикрепите на дерево: красный листочек если на уроке было все понятно и хорошо работали; желтый листочек-у меня не все получилось, но я старался; зеленый листочек- на уроке было трудно, нужно быть внимательнее.
(Учитель подводит итог)
Список используемой информации:
1.Халецкая М.Н. «Подборка стихотворений для организации урока» https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html
2.Леонов В.А «Загадки про октябрь» загадки.su/загадки-про-октябрь/
3.Амелина Алёна «Октябрь-подготовка к зиме» https://www.stihi.ru/2009/11/15/544
4. Кадачегова Е.П. «Конспект урока развития устной речи "Осень. Осенние месяцы.»(Разговор деревьев) https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-razvitiia-ustnoi-riechi-osien-osienniie-miesiatsy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".
Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....
План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"
Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир) коррекционная школа. Тема: Виды обуви
Урок разработан для надомного обучения...
Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»
Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»...
Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»
Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...