Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (2, 4 класс):
    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы)

     

    2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»                                                                                                                                 

    Цель урока: уточнение и систематизация знаний об осенних явлениях, периодах осени.

    Задачи:

    Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе.

    Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

    Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

     

    4 класс Тема урока: «Животные осенью.  Подготовка к зиме.»

     

    Цель урока: уточнение и систематизация представлений детей об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

    Задачи урока:

    Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

    Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

    Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

    Тип урока: урок получения нового знания, закрепление ранее полученных знаний.

    Форма проведения: устный журнал.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративный.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы)

    2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»                                                                                                                                  

    Цель урока: уточнение и систематизация знаний об осенних явлениях, периодах осени.

    Задачи:

    Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе.

    Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

    Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

    4 класс Тема урока: «Животные осенью.  Подготовка к зиме.»

    Цель урока: уточнение и систематизация представлений детей об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

    Задачи урока:

    Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в живой и неживой природе, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени, подготовке животных к зиме.

    Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, внимания, памяти, мышления, общеучебных умений (наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать).

    Воспитательные: воспитание эстетический чувств, бережного отношения к природе.

    Тип урока: урок получения нового знания, закрепление ранее полученных знаний.

    Форма проведения: устный журнал.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративный.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. 3 мин.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    Подравнялись, тихо встали,

    Глазки на меня подняли!

    Садитесь!

    - Ребята, какой сейчас урок?

    - Что делаем, что изучаем на уроках развития речи?

    - На уроках развития речи мы с вами учимся рассказывать о предметах и  явлениях природы, окружающего мира, правильно говорить и строить предложения.

    - Скажите какое сегодня число?

    - Назовите день недели?

    - В начале урока я вам предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы будете их повторять, но только одно условие – не ошибайтесь.

    Игра «Повтори не ошибись»

    ВЕСНА-ЛЕТО- ОСЕНЬ,

     ЛЕТО-ОСЕНЬ-ЗИМА,

    ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО,

    ОСЕНЬ-ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО.

    - Что обозначают произнесённые слова?

    -  Правильно. Это времена года.

    - Какое сейчас время года?

    - Назовите признаки осени?

    - Назовите периоды осени? ( ранняя, золотая, поздняя)

    - Назовите осенние месяцы.

    2. Основная часть

    - Чтобы узнать, о чем пойдет речь на  уроке, я предлагаю внимательно послушать и отгадать загадки:

    1) Лягушата, медвежата,

    И конечно барсучата,

    В этом месяце опять,

    На зиму ложатся спать!

    2) Белка в дупле орешки грызёт,

    Дождь моросит и холод идёт,

    Мишка — топтышка в берлогу полез,

    В золото оделся весь дремучий лес!

    3) Словно снег листва кружится,

    И цветным ковром ложится,

    Засыпает вся природа,

    В какой месяц года?

    - Правильно! Сегодня мы поговорим о втором месяце осени – октябре, об изменениях в живой и неживой природе происходящих в октябре.

    - Сейчас погрузимся в прекрасный период середины осени, золотую осень.

    ( чтение стихотворения под музыку П.И. Чайковского «Октябрь» и показ осенних пейзажей  И.И. Левитана )

    Ни в санях, ни на колёсах

    Не проехать в октябре,

    Потому что у природы

    Семь погод в день на дворе:

    Сеет, веет, крутит, мутит,

    Льёт, метёт и всё ревёт.

    И увидеть можно часто –

    Сразу дождь и снег идёт.

    Оголяются деревья,

    Запах осени вокруг.

    Улетают птицы к югу.

    Холода идут, мой друг.

    Те, кто дома остаётся-

    Птицы, звери – все должны

    Сделать множество запасов,

    Чтоб дожить им до весны.

    Кто в нору несёт запасы,

    Кто-то прячет под кору,

    Кто в дупло, а кто жирочек

    «Нагуляет» — и в нору.

    Кто-то к Югу улетает,

    Кто-то с Севера летит,

    Кто запасы собирает,

    Кто в укрытие спешит.

    Рыбы прячутся в глубины,

    Змеи кучкой в ямках спят,

    А лягушки лезут в тину

    И не квакают, молчат.

    Начинаются морозцы,

    Лужи схватывает лёд,

    Что зима уж недалёко,

    Знают звери наперёд.

    Хоть мороз и невелик,

    Но стоять им не велит.

    «Запасайтесь!

    Укрывайтесь!

    Улетайте!» – говорит

    - Вы любите читать журналы?

    - В журналах мы находим много полезной и интересной информации, поэтому  наш  урок мы проведём в форме «Устного журнала».

            - Итак, давайте прочитаем название нашего журнала (читают «Золотая осень»)

    - Подумайте о чем этот журнал?

    - Что нового, интересного можно узнать, читая его?

    - На каждой страничке вы вспомните и узнаете  о погоде, приметах, о том, как изменилась жизнь животных и птиц в середине осени, а также   будете  выполнять задания.

    - Итак, перед нами 1 страница нашего журнала, называется она: «Календарь погоды».

    - О чём  мы будем говорить,  читая эту страницу?  

    - Какое небо? (пасмурное, низкое)

    - Светит ли солнышко?

    -Какой дует  ветер?

    - Какие выпадают  осадки?

    - Какие наблюдательные, молодцы!

    Люди с давних времен наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, помогающие нам больше узнавать о природе. Познакомимся с некоторыми приметами октября:

    Теплый октябрь – к морозной зиме.

    Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.

    Посмотрите на березу в начале октября - если листья еще не опали, то снег ляжет поздно.

    Физминутка (Гимнастика для глаз «Осень»)

    -Подготовим наши глазки к работе. Смотрите на экран и следите за движением кленового листа.

    - 1 страницу нашего журнала мы переворачиваем и оказываемся на 2 странице, которая называется «Растения осенью»

    Знаете, я недавно была в лесу. Там было тихо, тихо. Но кое-что я услышала. Скажу вам по секрету, я услышала разговор деревьев. Вот что они говорили:

    «Красивее нашей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и оранжевое», - говорили одни деревья.                                              

     «А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен», - сказало другое дерево. «Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый.  Я этому цвету никогда не изменю».

    - Какие деревья могли вести этот разговор?

    (на доске: лиственные и хвойное)

    - Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?

    (Созрели плоды с семенами, изменилась окраска листьев).

    - А зачем деревья сбрасывают листья? (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей).

    - Как называется это явление природы? (листопад )

    Словарная работа

    Ученик 2 класса составляет из букв слово листопад.

    Фронтально учащиеся 2 класса ставят ударение, называют б/у гласные, учащиеся 4 класса объясняют правописание б/у гласных, парной согласной в конце слова.

    - Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).

    - Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью)

    - Молодцы, перед тем как перейти к следующей странице выполните задания:

    Ученики 2 класса индивидуально на карточках соедините изображения листьев и деревьев. (при проверке учащиеся проговаривают: лист берёзы-берёзовый лист и т.д.)

    Ученики 4класса индивидуально на карточках находят ошибки в тексте (учащимся предлагается текст с грамматическими ошибками)

    Фронтально выполняется проверка.

     Музыкальная  физминутка

    - Садимся и переходим к 3  странице нашего журнала - «Птицы и звери осенью»

    - О чем мы будем говорить на этой страничке?

    - Все животные готовятся к зиме и каждый зверь по своему, у каждого свои хлопоты.

    Игра «Чей хвост? Чьи уши?» (Учащимся предлагается по изображениям ушей и хвостов отгадать животное и ответить на вопросы)

    - Посмотрите в осеннем лесу животных не видно, а видны одни только хвосты и уши. Подумайте и скажите, чьи это хвосты и уши.

    - Учащиеся 2 класса отвечают на вопрос: «Чей хвост?» (лисий, волчий и т.д.)

            - Учащиеся 4 класса отвечают на вопрос: «Чьи уши?» (лисьи, волчьи и т.д.)

    - Какие изменения в жизни этих животных происходит осенью? Чем питаются они в холодное время?

    - Учащиеся 4 класса подготовили сообщение о белке, послушайте.

            - От холода белка скрывается в дупле. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Там тепло. Бывает в сильные морозы, несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи запасы.

    Белочка кормится не только грибами и орехами, но и ягодами, желудями, почками и молодыми веточками деревьев, семенами из хвойных шишек. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.

    - Спасибо за интересный и познавательный рассказ. К нам в гости из леса пришли звери и хотят сами рассказать о том, как готовятся к зиме

    Сценка «Осень в лесу»

    Заяц: Пора мне, зайчику,

    Линять.

    Пора мне шубку поменять.

    Зимой быть серым не могу,

    Меня заметят на снегу.

    Белка: А я спешу, спешу, спешу,

    Я на сучках грибы сушу.

    На зиму делаю запас,

    Мне очень холодно сейчас.

    Медведь:В берлогу скоро лягу спать,

    За осенью - зима опять.

    Пусть мне во сне

    Приснится мёд.

    Проснусь, когда весна

    Придёт.

    Ёж:Я тоже буду спать,

    Как мишка.

    Я наохотился за лето.

    Жучков искал, мышей ловил,

    Мне надо отдохнуть за это.

    Устал я - выбился из сил

    Листики я соберу

    И под пеньком в норе усну.

    - Проводим зверей в лес и выполним задания. (Учащиеся индивидуально выполняют задание на карточке)

    - Задание учащимся 2класса составить предложения на по схеме и картинкам.

            - Задание учащимся 4 класса составить словосочетания( рыжая  лиса, серый волк, бурый медведь и т.д.)

    - Не только у зверей, но и у птиц изменилась жизнь осенью

    - Что делают птицы осенью?

            -  Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? ( слово на доске)

    - Почему птицы улетают в теплые края?

    - А кто из птиц остаётся зимовать?

    - Как мы этих птиц называем? (слово на доске)

    - Как вы думаете птицы делают запасы на зиму?

    Сообщение учеников 4 класса

    -Предусмотрительные птички, оставшиеся зимовать, заранее готовятся к зиме, которая может быть холодной и снежной. А потому они прячут съестные припасы в надежде на то, что в суровое время они не останутся голодными.

    Многие птицы запасают корм на зиму, а делают это все по-разному. Например, синички и поползни прячут в трещины коры и в расщелины насекомых и семена. А кедровка выбирает орешки кедра, а затем во рту уносит их в удобное место, где и закапывает. Причем укладывает по несколько орехов в лесную подстилку или же в землю.

    Многие птицы забывают о местах хранилищ, а потому весной некоторые тайники так и остаются нетронутыми.

    - Спасибо за интересный и познавательный рассказ.

    - Итак, перед тем как перевернуть третью страницу выполните задания:

            - Задание учащимся 2класса составить предложения на сравнение по картинкам «Скажи наоборот» (У сороки хвост длинный, а у синички короткий.  Голубь тяжелый, а воробей лёгкий. И т.д.) 

           - Задание учащимся 4 класса закончить предложение (фразеологизм) на сравнение человека с животным пользуясь картинкой-подсказкой (Хитрый как лиса. Голодный как волк. И т.д.)

    Первичное закрепление.

    - Вот и прочитали мы наш журнал, но наш урок не закончился. Я предлагаю поиграть в игру «Верные и неверные утверждения».

    Если утверждение верное, то хлопните в ладоши, а если неверное топайте ногами.  

    1.Мы сегодня говорили о золотой осени?

    2. Октябрь –это ранняя осень?

    3. Солнце осенью светит и греет?

    4. В середине осени идет дождь и снег?

    5. В октябре птицы собираются в стаи?

    6. Еж готовит запасы на зиму?

    7. Осенью на деревьях зеленеет листва?

    8. Осенью бывает листопад?

    Закрепление:

    А сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?

    Ребята, что изменилось в природе с приходом  золотой осени?

    Какое небо осенью?

    Какими стали осадки по сравнению с ранней осенью? (снег)

    Что произошло с растениями?

    Как изменилась жизнь животных и птиц? (звери сменили свой окрас, некоторые легли в зимнюю спячку)

    Какие животные впадают в спячку? А делают запасы? Кто из животных меняет окрас шерсти? Для чего?

    Любите ли вы это время года? Почему?

    Рефлексия

    (На доске рисунок дерева без листьев, у детей листья трех цветов-зеленые, красные, желтые.)

    - Ребята у вас на партах лежат листочки- красные, желтые и зеленые.

    - Прикрепите на дерево: красный листочек если на уроке было все понятно и хорошо работали; желтый листочек-у меня не все получилось, но я старался; зеленый листочек- на уроке было трудно, нужно быть внимательнее.

    (Учитель подводит итог)

    Список используемой информации:

    1.Халецкая М.Н. «Подборка стихотворений для организации урока» https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html

     2.Леонов В.А «Загадки про октябрь» загадки.su/загадки-про-октябрь/

     3.Амелина Алёна «Октябрь-подготовка к зиме» https://www.stihi.ru/2009/11/15/544

    4. Кадачегова Е.П. «Конспект урока развития устной речи "Осень. Осенние месяцы.»(Разговор деревьев) https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-razvitiia-ustnoi-riechi-osien-osienniie-miesiatsy


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе по теме "Ель,сосна - хвойные растения"

    Цель данного урока направлена на исправление дефектов общего и речевого развития учащихся, их познавательной деятельности через формирование элементарных представлений и понятий, расширению и обогащен...

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".

    Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....

    Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

    Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

    План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"

    Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...