План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Корнеева Лариса Владимировна

Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ДРУЖБА

ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

План  - конспект урока

по развитию устной речи

на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности

тема: «Польза овощей и фруктов»

проведенного в 3 специальном

(коррекционном) классе

VIII вида

Учитель: Корнеева Лариса  Владимировна

п.Дружба

2014г.

Тема урока: «Польза овощей и фруктов»

Цель урока: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.

Задачи урока:

- познакомить детей с разнообразием овощей и фруктов, их полезными свойствами, со значением витаминов в жизни человека;

- продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам;

- прививать навыки правильного питания, воспитание здорового образа жизни;

- коррекция и развитие связной устной речи, памяти, зрительных восприятий.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: рисунки овощей и фруктов, корзины с резиновыми овощами и фруктами, слайды.

План урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа по теме занятия.

        3.1. Игра «Овощ или фрукт»

IV. Физкультминутка «Яблочко»

V. Продолжение роботы по теме занятия

5.1. Игра «Четвертый лишний»

5.2. Сравнение овощей и фруктов по форме и цвету

        5.3. Игра «Подбери фрукт или овощ к соответствующей фигуре»

5.4. Игра «Подбери по цвету»

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Продолжение работы по теме занятия.

        7.1. Игра «Витамины»

VIII. Итог урока

IX. Домашнее задание и выставление оценок.

X. Рефлексия

Ход урока:

I. Организационный момент.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым  лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

      —Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение   всего урока.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Отгадайте загадки.

Летом в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в банке,

Крепкие, соленые. (Огурец)      

Скинули с Егорушки

Золотые пёрышки -

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка. (Лук)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

 Но в центре не пусто,

         А сочно и вкусно. (Апельсин)

В шкуре желтой, кислый он,

Называется ….   (Лимон)

Сидит девица в темнице,

А коса — на улице. (Морковь)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней …. (Помидор)

Ужин этот лучший самый,

 Рада я и Миша рад,

 Ведь сегодня наша мама

 Нам купила ... (виноград)

Огурцы они как будто,

 Только связками растут,

 И на завтрак эти фрукты

 Обезьянам подают. (бананы)

Не в лесах и не в садах,

 Не у вас и не у нас,

 А в тропических полях

 Вырастает ... (ананас)

Сидит Ермошка,

На одной ножке,

На нем сто одёжек,

И все без застёжек. (Капуста)

—На какие группы мы можем разделить слова – отгадки? (Овощи и фрукты) (слайд 1)

В ходе урока мы узнаем о разнообразии овощей и фруктов, и их пользе, узнаем, какое значение имеют витамины в жизни человека. (слайд 1 название темы)

III. Работа по теме занятия

  • Интересно, что из отгаданных слов названия фруктов, а что — овощей? Перед вами картинки, на которых нарисованы овощи и фрукты. Ваша задача разделить их на две группы.

(слайд 2)Посмотрите, какая аппетитная корзинка у нас получилась. В ней лежит много фруктов – яблоки, груши, виноград, бананы. Фрукты очень вкусные и полезные.

(слайд 3)А здесь корзинка с овощами – помидорами, перцами, морковью, баклажанами. Овощи тоже очень полезны для детей.

—Как же отличить фрукт от овоща? Давайте разберемся! (слайд 4)

Фрукты

—А теперь вспомните начало занятия. Как называется первая группа?

Фрукты растут на деревьях, например, как эти яблоки (слайд 5).

Некоторые фрукты растут на высоких кустах, например, как этот виноград (слайд 6). Место, где выращивают фрукты, называют сад (слайд 7). В каждом саду выращивают какое-то определённое фруктовое дерево.

  • Какие фруктовые деревья вы видели в нашем крае (груша, яблоня, слива, вишня, черешня)?
  • Какие фрукты вам известны, кроме ранее нами названных? (Яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, персик, киви, гранат)

Овощи

—А это – овощи! (слайд 8)

—Овощи могут расти прямо в земле, как, например, морковь (слайд 9) или лук (слайд 10).

Некоторые овощи растут над землей, например, как белокочанная капуста (слайд 11).

Многие овощи растут на небольших кустиках, например, как огурец (слайд 12) или помидор (слайд 13). Место, где растут овощи, называется огород (слайд 14). Огород — это небольшой участок земли, он находится около дома,  или за городом.

—Какие овощи, помимо тех, что изображены на картинках, вы знаете? (Картофель, горох, баклажан, кабачок, репа, редис, чеснок, свекла)

—Как вы поняли, отличить овощ от фрукта довольно легко: фрукты растут высоко (на деревьях), а овощи низко – в земле или на кустиках (слайд 15).

3.1. Игра «Овощ или фрукт»

—Давайте поиграем! Я буду показывать вам картинки, а вы говорить, что на них изображено – фрукт или овощ, и где он растет (слайд 16).

        Яблоко, это фрукт или овощ? (слайд 17)

Яблоко – это фрукт, оно растет в саду высоко на дереве. (слайд 18)

        Груша – это фрукт или овощ? (слайд 19)

Груша - это фрукт, груша тоже растет в саду высоко на дереве. (слайд 20)

        Капуста – это фрукт или овощ? (слайд 21)

Капуста – это овощ, она растет в огороде низко над землей. (слайд 22)

        Огурец – это фрукт или овощ? (слайд 23)

Огурец – это овощ, он растет в  огороде на небольшом кустике. (слайд 24)

        Как вы думаете, лимон это овощ или фрукт? (слайд 25)

Лимон – это фрукт, он растет в саду на деревьях. (слайд 26)

        А помидор – это фрукт или овощ? (слайд 27)

Помидор – это овощ, он растет в огороде на кустике. (слайд 28)

IV. Физкультминутка «Чудо-огород»

Дети встают из – за парт и повторяют движения и слова за учителем.

Удивляется народ: (разводят руки в стороны)

Что за чудо-огород? (Покачивание головой из стороны в сторону)

Здесь редис есть (руки на пояс) и салат,

Лук, петрушка и шпинат. (Наклоны в лево, в перед, в право, назад)

Помидоры, огурцы (Повороты в лево и в право)

Зреют дружно - молодцы! (Повороты в лево, в право).

И картофель, и капуста (Наклон в перед, выпрямились)

Растут на грядках густо-густо.(Потянулись, развели руки в стороны)

И все дружно говорят: (Руки на пояс)

"Мы растём здесь для ребят. (Ходьба на месте)

Ребята в гости к нам придут. (Ходьба на месте)

Урожай весь соберут". (Собираем урожай)

— Тихонечко садимся на свои места, и продолжаем трудиться.

V. Продолжение работы по теме занятия

5.1Игра «Четвертый лишний» (слайд 29)

— Давайте поиграем в игру четвертый лишний. Правила игры "Четвёртый лишний" очень просты: на карточках изображено по 4 предмета, следует внимательно посмотреть, и необходимо среди данных предметов обнаружить "лишний" предмет и объяснить, почему именно он лишний.

5.2. Сравнение овощей и фруктов по форме и цвету

—Ребята, а как вы различаете овощи и фрукты? (Фрукты сладкие и кислые, а овощи горькие и безвкусные.)

—Чем они различаются, а чем похожи? (Они различны по форме и цвету)

5.3. Игра «Подбери фрукт или овощ к соответствующей фигуре»

(слайд 30)

—Фрукты и овощи по своей форме похожи на некоторые геометрические фигуры. Мы, ребята, с вами рассмотрим, на какие фигуры похожи овощи и фрукты.

—Нам надо подобрать фрукт или овощ к соответствующей геометрической фигуре. Вспомним, как называются геометрические фигуры на картинке: круг, овал, треугольник, еще один овал, но он более вытянутый. А теперь, назовем фрукты и овощи, которые имеют ту или иную геометрическую форму.

5.4. Игра «Подбери по цвету» (слайд 31)

— Овощи и фрукты также различаются по цвету. Одни могут быть зеленые, как огурец, а другие яркие и красочные, как апельсин или помидор.

— Сейчас мы все вместе распределим изображенные овощи, и фрукты по цветам, которые есть на картинке.

— Чтобы проверить, что вы запомнили, я буду давать характеристику овощу или фрукту, а вы находить его изображение на листе с заданием №2 и раскрашивать.

Яблоко

Лимон

Капуста

Морковь

Цвет

жёлтое, красное, зелёное

жёлтый

зелёная

оранжевая

Форма

круглое

овальный

круглая

длинная

Твёрдый или мягкий

твёрдое

твёрдый, а внутри мягкий

твёрдая

твёрдая

Вкус

сладкое, сочное, кисло-сладкое

кислый, сочный

не сладкая и не кислая,

немножко горьковатая

сладкая, сочная

Где растёт

в саду на дереве

в саду на дереве

на грядке в огороде

на грядке в огороде

Что можно приготовить

компот, варенье, сок

кладут в чай

борщ, салат, начинку для пирога

борщ, салат, сок

Зачем человеку нужно употреблять в пищу овощи и фрукты?

  • Действительно, ребята, в овощах и фруктах содержаться такие вещества, которые заставляют ноги ходить, сердце биться, мозг работать. Если человек мало ест, он быстро устаёт, становится вялым, грустным. Пища необходима человеку так же, как чистый воздух. Она должна быть не только вкусной, но и полезной. Для жизни и здоровья необходимо есть не только мясо, кашу, хлеб, но и большое количество овощей и фруктов, пить соки. Эти вещества, называются витамины.

Витамины нам полезны,                             Где же прячутся они?

Это точно знаю.                             Очень интересно.

Только их не из таблеток                     Объясняет мама мне:

Я употребляю.                             Они прячутся везде.

Получаю их из пищи                             Ты из фруктов, овощей

Вкусной и полезной.                             Получай их поскорей.

—        Конечно же, овощи и фрукты — природные источники витаминов, без которых не может нормально расти и развиваться наш организм.

  • Морковь, помидоры улучшают зрение. Тот, кто их ест, быстро растёт.
  • Капуста не дает простужаться и болеть.
  • Свёкла помогает лечить ангину.
  • Огурец повышает аппетит.
  • Витамины (слайд 32) это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах и очень полезны для организма человека. И нам пора познакомится с ними.

Что вкусней всего на свете?

Ты подумал о конфете?

А вот я о витаминах.

Мы найдём их в мандаринах,

 В ананасах и бананах,

Что растут в далёких странах.

И о груше не забудем,

Всякий фрукт полезен людям.

  • У наших витаминов необычные имена: А, В, С. (слайд 32)
  • Давайте с ними познакомимся и послушаем, о чём нам хотят рассказать некоторые из них.

Витамин А (слайд 33) – витамин роста. Он содержится в капусте, моркови, помидорах. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Витамин А.

Витамин В (слайд 34)– витамин силы. Он содержится в свёкле, редиске, яблоках.

Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен Витамин В.

Витамин С (слайд 35)– витамин здоровья. Он содержится в  перце, луке, лимоне.

Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С.

VI. Физкультминутка для глаз (слайд 36).

—Сядьте ровно, закройте глаза и посидите спокойно, а теперь откройте глаза и внимательно смотрите на экран.

После окончания физкультминутки.

— Зажмурьте глаза, откройте, и продолжаем нашу работу.

VII. Продолжение работы по теме занятия.

  • В нашей стране находятся заводы, аэродромы, много котельных и машин. Дым из труб и выхлопные газы выделяют много вредных веществ, которые загрязняют воздух, попадают в почву и в воду. Поэтому в таких неблагоприятных условиях необходимо употреблять в пищу много овощей и фруктов.

7.1. Игра «Витамины»

 Я покажу вам продукты. Если они самые витаминные, вы встаете, если нет — сидите.

VIII. Итог урока (слайд 37).

Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже пословицы и поговорки придумали!

  1. Если будешь есть морковку,  будешь бегать стометровку.
  2. Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!
  3. Положи лимончик в чай - выпей витаминный рай!
  4. Овощи и фрукты - самые витаминные продукты!

В завершение занятия нам предстоит разделить резиновые овощи и фрукты на две корзинки. В одной корзинке должны быть только фрукты, а в другой только овощи. К доске выходят два ученика. Один ученик выбирает из общей корзины только фрукты и складывает их в свою корзину, а другой ученик – только овощи, и также складывает их в свою корзину.

— А мы с вами проверим, справились они с этим заданием или нет.

— Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со своим заданием.

  • О каких растениях мы сегодня говорили?
  • Где можно встретить овощи и фрукты?
  • А как вы отличаете овощи от фруктов?
  • Поднимите руки, кто любит овощи и фрукты.
  • Почему нужно есть много овощей и фруктов?

IX. Домашнее задание и выставление оценок.

 Нарисовать любимый овощ или фрукт. Написать чем он полезен, и чем он отличается от овощей или фруктов.

X. Рефлексия (слайд 38).

На доску вывешиваются две рожицы: весёлая и грустная.

— Ребята, посмотрите внимательно на эти рожицы. Эта рожица, какая – веселая, потому что у неё хорошее настроение. А, эта рожица, какая – печальная, потому что, у неё плохое настроение.

— Перед вами, на столе лежат две такие же рожицы.

—Кому было интересно на уроке, поднимите веселую рожицу.

 Кому было скучно и грустно на уроке, поднимите печальную рожицу.

 Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".

Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...