Главные вкладки

    Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема: "Ель и сосна - хвойные деревья"
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Кошелева Татьяна Ивановна

    По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_el_i_sosna.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений  окружающей действительности

    Класс: 4 а

    Учитель: Кошелева Т.И.

    Тема раздела: Деревья

    Тема урока: Сосна, ель - хвойные деревья.

     Цели и задачи:

    1.Социально-образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
    2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
    создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение, закрепить умение работать с таблицами.
    3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, продолжить формирование ценностного отношения к природе родного края.

                                                                                      Ход урока:

    Уч: - Сегодня прекрасный зимний день. Мы рады приветствовать наших гостей. Надеюсь настроение у всех отличное. Начинаем урок развития речи с  артикуляционной гимнастики.

    1)Артикуляционная гимнастика (сначала читаются буквы, а затем – слоги).

    И А О У Ы       С

    СИ    СА     СО     СУ      СЫ

    Варианты прочтения:

    *Читаем отрывисто.

    *Читаем плавно.

    *Поем песенку тихо.

    *Поем песенку громко.

    - Теперь все готовы говорить четко и правильно. Молодцы.

    2) Работа с картинками.

    - У вас на партах конверты с заданием. Достаньте картинки, положите перед собой.

    - Как одним словом назвать эти предметы? (деревья)

    - На прошлом уроке мы изучали тему «Деревья». Вспомните, какие части есть у всех деревьев?( ствол, ветки, корень, цветок или плод с семенами.)

    - Покажите эти части на таблице. Проверяем.

    - Чем могут отличаться деревья друг от друга? ( У лиственных деревьев - листья, а у хвойных – хвоя.)

    - По этому признаку разделите деревья на две группы. Какие деревья вошли в группу хвойных? (ель и сосна)

    Тема нашего урока «Ель и сосна –хвойные растения». (На доске записана тема. Дети на листочках дописывают тему урока)

    - Сегодня мы должны узнать и запомнить чем похожи и чем различаются ель и сосна, будем наблюдать, сравнивать, играть, работать в группах, отгадывать и загадывать загадки, разыграем небольшую сказку.

    - Вернемся к теме урока.

    3) Словарная работа.

    - Ель. Как называют это дерево, когда оно маленькое? Ёлочка.

    - Как называют лес, в котором растут только ели? Еловый. (слова выставляются на доске)

    - Сосна. Как называют маленькую сосну? (сосенка) Как называется лес, в котором растут только сосновые деревья? (сосновый)

    - Что вместо листьев у сосны и ели? (хвоя)

    - Как называется одна иголочка? (хвоинка)

    Поставьте в словах ударение.

    Проверка. Отметка о результатах.

    4) Просмотр видеосюжета.

    - Лучше всего наблюдать за хвойными красавицами в лесу. Сейчас мы туда и отправимся.

    - Лес наш друг, помощник, а мы – друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки на слайде, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер ) Какие еще правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы. Отправляемся в лес. Вдохните глубоко свежий воздух хвойного леса. (дыхательная гимнастика)

    - Какие деревья вы увидели в лесу? (сосны и ели)

    - Как называются эти деревья? (хвойные)

    - Почему они так называются? (у них вместо листьев хвоинки)

    5) Игра с мячом «Наоборот»

    -Для того, чтобы сравнить ель и сосну вы должны уметь называть слова с противоположным значением. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Наоборот»

    (Учитель кидает детям мяч, а они называют слово с противоположным значением: высокий-…, тонкий-…, крупный-…, молодой-…, теплый-…, короткий-…, сильный-…, широкий-…, большой-…)

    Далее дети на карточках выполняют индивидуальные самостоятельные задания.

    Проверка по слайду. Дети отмечают свои успехи.

    Физкультминутка.

    Во дворе стоит сосна.
    К небу тянется она.
    Тополь вырос рядом с ней,
    Быть он хочет подлинней.
    Ветер сильный налетал,
    Все деревья раскачал.
    Ветки гнутся взад-вперед,
    Ветер их качает, гнет.
    Будем вместе приседать-
    1,2,3,4,5.
    Мы размялись от души.
    И за парты вновь спешим.

    6) Сравнение деревьев. Работа в таблицах.

    1 и 2 группы работают с учителем фронтально, 3 группа самостоятельно по плану.

    - Найдите и покажите ветку ели.

    - Найдите и покажите ветку сосны.

    Сравните хвоинки ели и сосны по цвету (зеленые), по запаху (ароматные), по длине (короткие и длинные). Запись в таблицу.

    Составьте предложение по схеме:

    У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).

    Как растут ветки у ели и сосны?

    Составьте предложение по схеме:

    У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).

    Как называется шишка ели? Сосны?

    Сравните их по размеру. (крупные – мелкие)

    Составьте предложение по схеме:

    У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).

    Проверка результатов по слайду. Отметка о результатах.

    План работы 3 группы.

    1. Рассмотрите веточку ели.
    2. Рассмотрите веточку сосны.
    3. Сравните хвоинки ели и сосны по длине.

    У ели хвоинки  (какие)?       , а у сосны(какие?)      .

    Запишите в таблицу.

    1. Сравните шишки ели и сосны.

    А) по размеру. 

     У ели шишки (какие?)      , а у сосны  (какие?)      .

    Запишите в таблицу.

    Б) У ели шишки называются (какие?)       , а у сосны шишки называются  (какие?)       .

    Запишите в таблицу.

    7) Закрепление.

    А) 1 и 2 группа – нарисуйте шишки ели и сосны по памяти.

         3 группа – ветка ели и сосны.

    Б) Отгадай загадку.(аудиалам)

    У меня длинней иголки, 
    Чем у елки.
    Очень прямо я расту
    В высоту.
    Если на опушке,
    Ветви - только на макушке (сосна)

    Ее всегда в лесу найдешь.
    Пойдем гулять и встретим:
    Стоит колючая, как еж, 
    Зимою в платье летнем 
    (ель)

    Картинки по слайдам (шишка и ветка ели или сосны – визуалам)

    Игра «Волшебный мешочек» (кинестетам).

    8) Работа в группах.

    1 группа. Вставить пропущенные слова в текс про ель.

    2 группа. Вставить пропущенные слова про сосну.

    3 группа. Подготовить текст описание – загадка про ель и сосну.

    План.

    1. Какое это дерево?
    2. Какие у дерева хвоинки?
    3. Какие ветки?
    4. Какие шишки?

    Сначала отчет по загадкам. Другие дети отгадывают.

    Затем 1 и 2 группа разыгрывают сказку (вставляют в пропуски свои ответы).

    Жили-были в лесу две лесные красавицы, две подружки. Жили они дружно и весело.

    Ель была важная, любила она себя похвалить. Говорила ёлка другим деревьям: «Я – хвойная красавица. У меня __________________иголки. Мои ветки ___________________.  Шишки у

    меня ___________________.»

    Сосна тоже была хвастливая и тоже хвалилась: «  Я – хвойная красавица. У меня __________________иголки. Мои ветки ___________________.  Шишки у

    меня ___________________.»

    Жили ель и сосна дружно, весело, но каждый раз, когда приближалась зима начинали дрожать. И дрожали они не от холода, а от страха. Как вы думаете, чего они боялись?

    - Как можно исправить эту ситуацию? Наряжать искусственную ёлку.

    9) Рефлексия.

    Мы сегодня с вами тоже нарядим искусственную елку. Как вы работали на уроке? Посмотрите на свои результаты в листках рефлексии -  Если у вас все + то повесьте красный шарик, если есть – то повесьте желтый шарик.

    Все молодцы. Всем спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида

    Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиесясами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев  и  отработке навыков устной речи. К уроку п...

    Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

    Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

    КТП по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

    Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

    Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...