Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема: "Ель и сосна - хвойные деревья"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Кошелева Татьяна Ивановна

По программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_el_i_sosna.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений  окружающей действительности

Класс: 4 а

Учитель: Кошелева Т.И.

Тема раздела: Деревья

Тема урока: Сосна, ель - хвойные деревья.

 Цели и задачи:

1.Социально-образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение, закрепить умение работать с таблицами.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, продолжить формирование ценностного отношения к природе родного края.

                                                                                  Ход урока:

Уч: - Сегодня прекрасный зимний день. Мы рады приветствовать наших гостей. Надеюсь настроение у всех отличное. Начинаем урок развития речи с  артикуляционной гимнастики.

1)Артикуляционная гимнастика (сначала читаются буквы, а затем – слоги).

И А О У Ы       С

СИ    СА     СО     СУ      СЫ

Варианты прочтения:

*Читаем отрывисто.

*Читаем плавно.

*Поем песенку тихо.

*Поем песенку громко.

- Теперь все готовы говорить четко и правильно. Молодцы.

2) Работа с картинками.

- У вас на партах конверты с заданием. Достаньте картинки, положите перед собой.

- Как одним словом назвать эти предметы? (деревья)

- На прошлом уроке мы изучали тему «Деревья». Вспомните, какие части есть у всех деревьев?( ствол, ветки, корень, цветок или плод с семенами.)

- Покажите эти части на таблице. Проверяем.

- Чем могут отличаться деревья друг от друга? ( У лиственных деревьев - листья, а у хвойных – хвоя.)

- По этому признаку разделите деревья на две группы. Какие деревья вошли в группу хвойных? (ель и сосна)

Тема нашего урока «Ель и сосна –хвойные растения». (На доске записана тема. Дети на листочках дописывают тему урока)

- Сегодня мы должны узнать и запомнить чем похожи и чем различаются ель и сосна, будем наблюдать, сравнивать, играть, работать в группах, отгадывать и загадывать загадки, разыграем небольшую сказку.

- Вернемся к теме урока.

3) Словарная работа.

- Ель. Как называют это дерево, когда оно маленькое? Ёлочка.

- Как называют лес, в котором растут только ели? Еловый. (слова выставляются на доске)

- Сосна. Как называют маленькую сосну? (сосенка) Как называется лес, в котором растут только сосновые деревья? (сосновый)

- Что вместо листьев у сосны и ели? (хвоя)

- Как называется одна иголочка? (хвоинка)

Поставьте в словах ударение.

Проверка. Отметка о результатах.

4) Просмотр видеосюжета.

- Лучше всего наблюдать за хвойными красавицами в лесу. Сейчас мы туда и отправимся.

- Лес наш друг, помощник, а мы – друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки на слайде, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер ) Какие еще правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы. Отправляемся в лес. Вдохните глубоко свежий воздух хвойного леса. (дыхательная гимнастика)

- Какие деревья вы увидели в лесу? (сосны и ели)

- Как называются эти деревья? (хвойные)

- Почему они так называются? (у них вместо листьев хвоинки)

5) Игра с мячом «Наоборот»

-Для того, чтобы сравнить ель и сосну вы должны уметь называть слова с противоположным значением. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Наоборот»

(Учитель кидает детям мяч, а они называют слово с противоположным значением: высокий-…, тонкий-…, крупный-…, молодой-…, теплый-…, короткий-…, сильный-…, широкий-…, большой-…)

Далее дети на карточках выполняют индивидуальные самостоятельные задания.

Проверка по слайду. Дети отмечают свои успехи.

Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души.
И за парты вновь спешим.

6) Сравнение деревьев. Работа в таблицах.

1 и 2 группы работают с учителем фронтально, 3 группа самостоятельно по плану.

- Найдите и покажите ветку ели.

- Найдите и покажите ветку сосны.

Сравните хвоинки ели и сосны по цвету (зеленые), по запаху (ароматные), по длине (короткие и длинные). Запись в таблицу.

Составьте предложение по схеме:

У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).

Как растут ветки у ели и сосны?

Составьте предложение по схеме:

У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).

Как называется шишка ели? Сосны?

Сравните их по размеру. (крупные – мелкие)

Составьте предложение по схеме:

У ели ________ (какие?), а у сосны ________ (какие?).

Проверка результатов по слайду. Отметка о результатах.

План работы 3 группы.

  1. Рассмотрите веточку ели.
  2. Рассмотрите веточку сосны.
  3. Сравните хвоинки ели и сосны по длине.

У ели хвоинки  (какие)?       , а у сосны(какие?)      .

Запишите в таблицу.

  1. Сравните шишки ели и сосны.

А) по размеру. 

 У ели шишки (какие?)      , а у сосны  (какие?)      .

Запишите в таблицу.

Б) У ели шишки называются (какие?)       , а у сосны шишки называются  (какие?)       .

Запишите в таблицу.

7) Закрепление.

А) 1 и 2 группа – нарисуйте шишки ели и сосны по памяти.

     3 группа – ветка ели и сосны.

Б) Отгадай загадку.(аудиалам)

У меня длинней иголки, 
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)

Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж, 
Зимою в платье летнем 
(ель)

Картинки по слайдам (шишка и ветка ели или сосны – визуалам)

Игра «Волшебный мешочек» (кинестетам).

8) Работа в группах.

1 группа. Вставить пропущенные слова в текс про ель.

2 группа. Вставить пропущенные слова про сосну.

3 группа. Подготовить текст описание – загадка про ель и сосну.

План.

  1. Какое это дерево?
  2. Какие у дерева хвоинки?
  3. Какие ветки?
  4. Какие шишки?

Сначала отчет по загадкам. Другие дети отгадывают.

Затем 1 и 2 группа разыгрывают сказку (вставляют в пропуски свои ответы).

Жили-были в лесу две лесные красавицы, две подружки. Жили они дружно и весело.

Ель была важная, любила она себя похвалить. Говорила ёлка другим деревьям: «Я – хвойная красавица. У меня __________________иголки. Мои ветки ___________________.  Шишки у

меня ___________________.»

Сосна тоже была хвастливая и тоже хвалилась: «  Я – хвойная красавица. У меня __________________иголки. Мои ветки ___________________.  Шишки у

меня ___________________.»

Жили ель и сосна дружно, весело, но каждый раз, когда приближалась зима начинали дрожать. И дрожали они не от холода, а от страха. Как вы думаете, чего они боялись?

- Как можно исправить эту ситуацию? Наряжать искусственную ёлку.

9) Рефлексия.

Мы сегодня с вами тоже нарядим искусственную елку. Как вы работали на уроке? Посмотрите на свои результаты в листках рефлексии -  Если у вас все + то повесьте красный шарик, если есть – то повесьте желтый шарик.

Все молодцы. Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиесясами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев  и  отработке навыков устной речи. К уроку п...

КТП по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...