Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Тема "Транспорт"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Кошелева Татьяна Ивановна

По программе  специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_transport.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3 а класс

Учитель: Кошелева Т .И.

Тема «Транспорт. Правила поведения в автобусе»

Цели и задачи урока:

1) Общеобразовательные:

- закрепить знания учащихся, воспитанников о транспорте;

- формировать умение учащихся, воспитанников  классифицировать  транспорт по заданному параметру;

- обобщить и скорректировать знания  учащихся, воспитанников о правилах  поведения в автобусе;

- формировать умение краткого пересказа на основе составленного синквейна;

- формировать умение вычитывать информацию из текста и четко отвечать на поставленный вопрос;

- приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

- осознавание  учащимся, воспитанниками способов взаимодействия с социумом.

 2)Коррекционно-развивающие:

 - корректировать  мышление  на основе упражнений в установлении закономерностей;

- корректировать внимание учащихся, воспитанников на основе упражнений в дополнении, сопоставлении;

 3) Воспитательная:

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоответственности при работе в группе, овладение способами совместной деятельности в группе.

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, гости, ребята! Прекрасный день. Выпал снег. Надеюсь, настроение у вас радостное и работать мы будем сейчас дружно, активно. Мы будем много говорить, рассуждать, доказывать.  Чтобы нам было легче это делать проведём речевую разминку.

2. Речевая разминка. Чистоговорка.

ШИ Как прекрасная пуШИнка

ЖИ С неба падает снеЖИнка.

ЖУ на снежинку я гляжу,

ШИ все снежинки хороши,

ЖИ скоро встанем мы на лыжи

И отправимся вперед,

Чтобы встретить Новый год.

- На чем мы отправимся встречать Новый год? (на лыжах)

- А если нам нужно далеко ехать, то на чем можно добираться? (на машине, на автобусе…)

- Как одним словом называются все эти средства передвижения? (транспорт)

3. Сообщение темы и целей  урока.

- Тема урока «Транспорт.»

- Для чего нам нужен транспорт? (добираться в школу, на работу…)

- Можно представить нашу жизнь без транспорта? (нет)

-  Почему? (Будем опаздывать, ни с кем не встретимся…)

4. Повторение ранее изученного.

- Да. Транспорт прочно вошел в нашу жизнь, мы без него уже не представляем себя. Очень много транспорта вокруг. Весь транспорт можно разделить на 4 большие группы  по месту его передвижения. Сейчас мы эти группы определим.

А) Посмотрите на экран. – Что это?  Лодка, катер, яхта, корабль.(показ слайдов)

- По какой поверхности передвигается этот транспорт? (по воде) И называется он водный. Как называется их движение? (плывёт)

Б) Далее отгадаем загадки:

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

(Самолет )

Закружу, заверчу, в небеса улечу.

(Вертолёт)                                                                                                                                                            

Крыльев нет,

Но эта птица

Полетит –

И прилунится.

(Ракета)

- Где передвигается этот вид транспорта? (по воздуху) Называется воздушный транспорт. Как называется их движение? (летит)

В) Чтобы отгадать следующую группу транспорта необходимо разгадать ребусы. (слайды: машина, трамвай, автобус). - Где передвигается этот вид транспорта? (по земле) Называется наземный транспорт. Как называется их движение? (едет)

Г)  Этот вид транспорта есть только в больших городах, где население более миллиона человек. В нашем городе есть такой транспорт. Отгадайте по стихотворению. Где передвигается этот вид транспорта? (под землей) Называется подземный транспорт.  Как называется это движение? (едет)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

(Метро)

5. Практическая работа.

А) - У вас на листочках картинки с заданиями. Вставьте пропущенную букву, дорисуйте на рисунке недостающую деталь и определите к какому виду транспорта относится. Каждый отвечает у доски по образцу учителя: Это корабль, он плывёт. Я дорисовала парус. Это водный транспорт.

- Посмотрите на запись на доске. Что у нас получилось? (синквейн) Осталось только сделать вывод. Каким другим словом можно заменить слово «транспорт»? Движение. Подведите итог 1 части урока по синквейну. ( Рассказ о транспорте нескольких ребят.)

Б) - Отметьте в листках рефлексии самоотчет о своей работе в 1 части урока.

6. Физкультпауза.

  • Вагончики зеленые
    Бегут, бегут, бегут.
    А круглые колесики
    Все тук, да тук, да тук.

Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес.

Загудел паровоз 
И вагончики повез 

Чу-чу, чу-чу
Далеко всех укачу.

  • В небо ракета стрелою взлетела,
    В ней космонавт сильный и смелый.

Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

  • Самолет летит, летит,
    Летчик смелый в нем сидит.

Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

  • А теперь с тобой вдвоем
    Мы на 
    лодочке плывем.

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами.

Мы ехали, ехали,
К партам  подъехали.

Дети садятся на места.

7. Закрепление ранее изученного.

А) - Как вы думаете каким видом транспорта мы пользуемся чаще всего? (наземным) Мы провели исследование. Опросили детей нашего класса. Оказывается, на автобусе едут – 6 чел., на троллейбусе- 4 чел.

 - Как называют людей, которые едут в транспорте? –  В транспорте едут пассажиры.

Б) - Каждый из нас бывает не только пешеходом, но и пассажиром. В городе ты совершаешь поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе, маршрутном такси и метро. За город ты ездишь на электричке. И во время каждой поездки ты должен соблюдать правила, которые определяют обязанности пассажиров. Давайте вспомним правила поведения в автобусе. Я уже вам задавала такой вопрос внимание на экран. (видеоролик)

- Итак, вы знаете, что в автобусе надо уступать место старшим, нельзя курить, нельзя сорить, нельзя кричать. Поработаем в группах и узнаем другие правила поведения в автобусе.

В) Работа в группах.

1 группа

Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела -
Публика ей возражать не посмела.
Едет в автобусе гордо она,
А голова из окошка видна.
Видит: навстречу спешит грузовик,
Рядом проехал — и в этот же миг
Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!

Какое правило поведения в автобусе вы прочитали? (Не высовывайся в окна транспорта)

Почему нельзя высовываться в окна автобуса?

2 группа

Ёж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…

Стали все Ежа ругать:
- Ну-ка, Еж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.

Разговоры прекрати,
Не мешай – иль выходи.

Какое правило поведения в автобусе вы прочитали?  Не отвлекайте водителя разговорами:

Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?

- Ещё одно правило поведения в автобусе нужно назвать.

Сейчас я раздам то, без чего нельзя ехать в транспорте. Вы рассмотрите этот предмет, посовещаетесь и ответите на вопросы.

Что это ?

На каком транспорте можно ехать с этим билетом ?

Сколько стоит проезд ?

Г) - Отметьте в листках рефлексии самоотчет о своей работе во 2 части урока.

Д) Ролевая игра «Мы - пассажиры». (Учитель предлагает на выбор роли – водитель, пассажир, кондуктор, бабушка, девочка, мальчик. Учитель в роли корреспондента газеты.)

- Берем интервью: - Расскажите, какие правила поведения в автобусе вы знаете?

- Что нужно сделать при входе в автобус? Сколько стоит проезд в автобусе?

- Как себя вести, если в автобус вошла бабушка? Молодцы!

Е)- Отметьте в листках рефлексии самоотчет о своей работе в 3 части урока.

8) Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

- Подведем итоги. Что мы изучали? Какие правила повторяли? Как вы  в течение урока изучали материал? (отчет по листам рефлексии).

Домашнее задание – рассказать дома родителям всё, что вы запомнили о транспорте. Можно вспомнить ещё правила поведения в автобусе и нам на следующем уроке рассказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиесясами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев  и  отработке навыков устной речи. К уроку п...

КТП по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...