Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Сечко Ольга Михайловна

 

  1. Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.
  2. Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 176 с.
  3. Учебник: Худенко Е.Д., Терехова  И.А.«Знакомство с окружающим миром». 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ  Москва 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzh_1_chas_sechko.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей начальных классов

Протокол от «    » _________ 2017г.  

№____

Руководитель _________

Л.В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _____________

Лусникова Е.А.

от «__»________2017г

 СОГЛАСОВАНО
Заместитель  директора школы - интерната по МР
_____________  

 Ю.Ю. Лезина

«____»_______2017г.

 Протокол НМС

 «____»________2017 г.

 №_____

УТВЕРЖДАЮ
Директор

_____________

Н.А. Подгорных

«___»________2017 г.

Приказ «__»_______2017 г.

№ ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

1 часа в неделю (всего 34 часа)

Автор – составитель: учитель Сечко О. М.

2017 - 2018 уч. г.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида на 2017-2018 учебный год составлена на основе:

  • ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
  • Письма Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
  • Постановления  Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.)
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка В Российской Федерации».
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).
  • Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  • Учебного плана муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мыскаменская школа-интернат» на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 176 с.

Программа рассчитана на 34 часа.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 2016г. – 152с.: ил.

Задачи преподавания предмета развитие устной речи:

  • учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
  • использовать процесс обучения природоведения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;
  • коррегировать  недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных  возможностей и интересов;
  • учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
  • развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,  умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
  2. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  3. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  4. Коррекция мышц мелкой моторики.
  5. Развитие самостоятельности, аккуратности.
  1. Учебно- тематический план

Тема раздела

Часы

1

Вводный инструктаж по ТБ. Погода. Признаки лета.

1

 2

Сбор урожая.  Овощи, фрукты, ягоды. Многообразие грибов.

1

3

Экскурсия «Сентябрь – начало осени».

1

4

Полевые растения и их использование.

1

5

Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян.

1

6

Город. Учреждения города. Поведение в городе.

1

7

Экскурсия «Октябрь – середина осени».

1

8

Село. Деревня.

1

9

Правила дорожного движения. Правильный переход улицы (все случаи).

1

10

Экскурсия «Поздняя осень».

1

11

Деревья, кустарники, травы.

1

12

Разнообразие животных в природе.

1

13

Жизнь и быт школьника. Квартира. Мебель для столовой, спальни, кухни.

1

14

Посуда. Название посуды: столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение посуды. Практическая работа

1

15

Экскурсия «Декабрь – первый зимний месяц».

1

16

Погода и природа зимой. Охрана здоровья и отдых зимой.

1

17

Одежда. Уход за одеждой. Обувь. Уход за обувью. Практическая работа.

1

18

Зима – начало года. Как я провел каникулы.

1

19

Деревья: ель, сосна. Распознавание.

1

20

Домашние животные зимой. Дикие животные: лось, олень.  Внешний вид. Пища. Повадки.

1

21

Признаки зимы.

Экскурсия «Февраль – конец зимы».

1

22

Труд людей зимой: профессии.

1

23

Режим школьника.

1

24

Домашние птицы: гусь, индюк. Внешний вид, Пища. Повадки.

1

25

Голубой март. Экскурсия «Наблюдение за природой ранней весной».

1

26

Зимующие и перелетные птицы.

1

27

Вредные и полезные насекомые: бабочки, майский жук, чела, муравей, муха.

1

28

Рыбы. Земноводные.

1

29

Все мы – звенья одной цепи. Человек – часть природы.

1

30

Как я познаю окружающий мир.

1

31

Комнатные растения. Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

1

32

Охрана здоровья человека. Режим питания. Режим сна. Наше общение.

1

33

Экскурсия «Май – конец весны». Растения весной

1

34

  Обобщение знаний за год.

1

  1. Содержание учебного предмета

Общая характеристика курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов  (стебель – ствол, трава – куст - дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывать предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Межпредметные связи

Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах на вопросы.

Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Чтение и развитие речи. Чтение заданий, текстов, статей.

Изобразительное искусство. Изображение схематических рисунков, чертежей, схем, таблиц.

Трудовое обучение. Работа на пришкольном участке.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по развитию устной  речи

Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Отметка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки  и 1 - 2 недочета.

Отметка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

  1. Учебно- методическое обеспечение программы
  1. Знакомство с окружающим миром. Е.Д. Худенко. И.А.Терехова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: «АРКТИ», 2016 г
  2. Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIIIвида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.
  3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» / Комплексная методика. СПб: Издательский дом «Литера», 2011г. - 208с.
  4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. - 64 с.+вкл.8с.
  5. Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва «Просвещение», 2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Адаптированная программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающися 4 класса VIII вида

Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для обучения учащихся 4 класса 8 вида....

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс для обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 3 класса разработана на основе нормативно – правовых документов: 1....