Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 2 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Кошелева Татьяна Ивановна

Для специальных (коррекционных) школ VIII вида в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_2_kl._rabochaya_programma.docx85.24 КБ

Предварительный просмотр:

444

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат № 95»

Рассмотрено:

 на заседании МО

протокол №1

 от_ 02 .09.2015г.

Согласовано:

педсовет № 1

от   31_.08.2015г.

Утверждаю:  

      директор       МКС(К)ОУ  

школы-интерната №95

Л.А. Гундерчук

_____________

      приказ  от______№____

 

Рабочая программа по учебному предмету  «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»                                         

Класс :____2 б__

Срок реализации:  1 год

Разработчик  программы:   Кошелева Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

Квалификационная   категория:    первая

Педагогический стаж:  ___24 года_____

Составлена  на основе базовых примерных

Программ специальных (коррекционных)

 образовательных учреждений VIII  

для 1-4 классов

под редакцией В.В. Воронковой,  2012г.

г. Нижний Новгород

                                                            2015г.

 «Развитие устной речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности –

Основы безопасности жизнедеятельности»

Пояснительная записка

Интегрированный курс

 Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 2 класса МКС(К) ОУ VIII вида составлена на основе базовых примерных   Программ специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII  вида для 1-4 классов  под редакцией В.В. Воронковой,  2012г. 

Общая характеристика учебного предмета.

Данный учебный предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является специфическим для обучения детей с ОВЗ. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием таких детей  в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. У обучающихся  формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений  реальной  действительности обогащается  словарь обучающихся, при организации  беседы  он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, презентаций, видеороликов, предметных и сюжетных картин.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся с ОВЗ.

       

 Учебный предмет «ОБЖ» изучался интегрировано с предметом «Развитие устной речи на основе ознакомления с  предметами и явлениями  окружающей действительности».

        Данная учебная программа курса ОБЖ разработана на основе программы А.Г.Смирнова и с учетом специфических трудностей контингента обучающихся и соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации  «О защите населения и территории от ЧС и технического характера», «Об образовании», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.

Настоящая программа является опытно – экспериментальной, т. е. для специальных (коррекционных)  школ – интернатов 8 вида программы для обучающихся начальных классов по ОБЖ не разработана, а необходимость обучения  детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях существует.

        Программа разработана с учетом уровня общего развития обучающихся начальных классов коррекционных школ, по классам обучения и включает в себя основы знаний и понятий об опасных ситуациях, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

        Особенностью этой программы является закрепление полученных знаний и умений на интегрированных уроках. «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности ОБЖ» со специально подобранными дидактическими и ролевыми играми.

        Темы по ОБЖ органически соотносятся с темами по развитию речи.

Цель учебного предмета: формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире, получение некоторых представлений о мире.

Задачи:  

Образовательные: 

1)формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,

2) расширять и обогащать представление обучающихся о непосредственно окружающем мире,

 2) обогащать словарный запас обучающихся; 

3) повышать уровень познавательной и речевой деятельности обучающихся на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности

Коррекционно-развивающие: 

1)формировать  способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;

2)развивать  у обучающихся умение связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.).

Воспитательные: 1)формировать у обучающихся  бережное отношение к своему здоровью,природе;

Задачи социализации:

1)выработка умений навыков безопасного поведения в реальной жизни                                                                

2)овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

  Количество уроков  развития устной  речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во  2 классе в соответствии с 1 вариантом базисного учебного плана– 33 ч. В  год: 1 четверть – 9 ч.; 2 четверть – 7 ч.; 3 четверть – 10 ч.; 4 четверть – 8 ч. (1  час в неделю).                                                                                                                                                               


Характеристика познавательных особенностей обучающихся 2 б класса по предмету.     Во 2 классе 11 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении,  для них составлен  индивидуальный  учебный план.  По уровням подготовленности класс делится на следующие группы: 1 уровень ( односложно отвечают на поставленный вопрос, самостоятельно могут построить простое предложение, связная речь развита на низком уровне, могут работать фронтально, в парах, в группах, самостоятельно) -3 чел., 2 уровень (грамматически неправильно строят простые предложения, односложно отвечают на поставленный вопрос, связная речь не развита, могут работать в парах, индивидуально, в группах) -4 чел., 3 уровень ( смысл вопроса часто не понимают, речь состоит из отдельных слов, работают только индивидуально )- 2 чел. . Посещают занятия логопеда 5 чел. У всех трудности в произношении звуков. Знания детей об окружающем мире являются неполными и, в основном, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что детям  трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.  У всех детей класса отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Способность к отвлечению и обобщению слабая у всех обучающихся класса.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся, воспитанников: сочетание групповой,  парной, индивидуальной,  игровой  деятельности;   сочетание самостоятельной и совместной деятельности. 

Предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» обучающимися 2 класса:

Обучающиеся должны уметь:

Называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивать два предмета, находить  сходные и отличительные признаки. Классифицировать предметы. Обозначать группы предметов обобщающим словом. Участвовать  в беседе. Правильно и полно отвечать на вопросы.

Распознавать опасности и по возможности их избежать;

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

Пользоваться несложными электроприборами, газом, предметами бытовой химии, инструментами;

Пользоваться средствами защиты органов дыхания.

Соблюдать основные правила перехода улицы, сигналы светофора и регулировщика;

Соблюдать правила поведения в транспорте; правила поведения вблизи водоёмов;

правила поведения в лесу; основные правила противоположной безопасности;

 знать о бытовом травматизме и не допустить его.

Личностные результаты освоения программы обучающимися:

1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

2)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

4)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся 2 б класса через освоение учебного предмета  «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».

При формировании академических навыков у обучающихся  формируются  базовые учебные действия. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Группа БУД действий

Перечень учебных действия

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных  ролей

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Ролевые игры.

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Творческие мастерские, проигрывание ситуаций.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Самостоятельные задания и работы.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о  правилах поведения в современном обществе

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Ролевые игры.

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Анализ и проигрывание ситуаций

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Проигрывание ситуаций, игры.

Обращаться за помощью и принимать помощь

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Сигнальные карточки

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Игровые ситуации.

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Ролевые игры.

доброжелательно относиться, сопереживать

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Ролевые игры.

Познавательные

 Учебно-управленческие умения: Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. Понимать и соблюдать последовательность действий.

Учебно-информационные умения: Выразительно говорить. Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову. Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку.

Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения). Осуществлять коллективное описание компонентов объекта.

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Содержание учебного предмета.

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

Примерная тематика

·         Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

·         Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

·         Дом, квартира, домашний адрес.

·         Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

·         Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

·         Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

·         Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

·         Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты. Сравнение.

·         Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

·         Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

·         Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

·         Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

·         Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

·         Домашние и дикие животные. Сравнение.

·         Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

·         Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Птицы и насекомые. Сравнение.

·         Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами); уход за кожей ; уход за ногтями и ног.

Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

·         Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.

·         Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.

·         Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

В экспериментальной  программе представлены 4 раздела курса ОБЖ:

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся, воспитанников.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Защита человека  в чрезвычайных ситуациях.

Основы здорового образа жизни.

             Каждая тема изучаемого материала раскрывается на уроках и закрепляется дидактическими и ролевыми играми, а также практическими занятиями.

             

Распределение учебного времени по разделам и темам.

«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности – Основы безопасности жизнедеятельности»

2 класс

Наименование раздела и темы

Кол-во

часов

Основные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила обучающихся, воспитанников.

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

13

Пожарная безопасность, правила поведения при пожаре.

4

Безопасное поведение дома, в природе.

4

Безопасное поведение на воде.

1

2.  Основы медицинских знаний.

Основные виды травм.

2

Укусы насекомых, первая медицинская помощь при укусах.

1

Как уберечься от порезов, ожогов. Первая медицинская помощь при кровотечении.

1

Основы здорового образа жизни.

Умственная и физическая работоспособность.

1

Профилактика переутомления.

1

Условия сохранения и укрепления здоровья.

1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

ЧС природного характера.

1

Наводнения. Причины наводнения.

1

Оповещение о ЧС в школе. Какими бывают сигналы оповещения.

1

Подготовка обучающихся, воспитанников к проведению учебной эвакуации ( практическое занятие).

1

Всего 33 занятий

Система оценки достижений обучающихся 2 класса в результате освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».

 В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг индивидуальных достижений обучающихся и делать выводы об эффективности проводимой  работы.

Личностные достижения обучающихся оцениваются по следующей бальной системе: 

 0 баллов ―не сформированы;

1 балл ― в стадии формирования;

2 балла ― сформированы частично;

3 балла ― сформированы полностью;

В процессе обучения  необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся  и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Шкала оценивания базовых учебных действий (метапредметных достижений):

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся  не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Оценка предметных достижений обучающихся 2 б класса:

Контроль уровня обученности.

Формы  контроля: устный опрос: ответы на вопросы,  монолог, диалог; тесты, а также различные формы  творческих заданий. При оценке обученности  по предмету  принимаются во внимание устные ответы на вопросы, умение называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху  и сравнивать два предмета, находить  сходные и отличительные признаки, классифицировать предметы, обозначать группы предметов обобщающим словом, участвовать  в беседе, правильно и полно отвечать на вопросы.

При оценке устных ответов учитывается

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;

-полнота ответа;

- умение практически применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 ОЦЕНКА «зачет»

 - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ, или при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; или ошибки исправляет только с помощью учителя, или материал излагается недостаточно полно и

последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет

при постоянной помощи учителя и учащихся.

 ОЦЕНКА «незачет»- незнание большей части изучаемого материала, не

использует помощь учителя и учащихся.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает:

методические рекомендации для учителя;

печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;

наборы игрушек; настольный театр, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;

технические средства обучения – технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD –прогрыватели; телевизор;компьютер с программным обеспечением; мультимедиапроектор; экран.

экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; видеосюжеты и мультфильмы, в соответствии с изучаемой тематикой.


Тематическое планирование уроков развития устной речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Цель урока

Коррекционная работа

Словарь

Наглядность,

Оборудование.

Мультимедийные средства.

Межпред-

метная

 связь

Познавательные БУДы

I  четверть (9 ч)

1

Погода. Погода каждый день.

Экскурсия в природу для наблюдения за погодой.                          ОБЖ. Дорожные знаки.

1

1

Развитие умения выделять существенные признаки времени года;

выявление уровня коммуникативных умений и навыков понимания обращённой речи;

знакомство с дорожными знаками.

Упр. на слуховое внимание: «Запомни числа».

Игра «Слушай внимательно и поднимай зелёный  светофор».

Ясно, пасмурно, дождь, снег; лето, осень,  листья, деревья, птицы; сильный, пасмурное, разноцветные.

Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей.

Календарь погоды.

Конверты с изображением различных времён года, картинка «Осень».

Картинки «Дорожные знаки».

Кружки зелёного цвета.

Презентация «Погода. Погодные явления»

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах.

2

Школа, пришкольный участок.

1

Закрепление знаний учащихся о школе и пришкольным участке; активизация словаря, определение уровня словообразования.

Упр. на анализ: «Глядя на картинку, скажи, какой предмет я задумала».

Классы, кабинеты в школе, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача, гардероб, школьные мастерские.

Контурные рисунки геометрических фигур, план - опора.

Презентация «Наша школа»

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Делать выводы из фактов, совокупности фактов.

3

Экскурсия по школе, по школьному двору.

1

Отработка умения моделировать предложение.

Упр. на запоминание: «Посмотри вокруг».

Посадки во дворе (деревья, кустарники, газоны), мастерские, спортивная площадка, пришкольный участок.

Объекты наблюдения: школа, школьный двор.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Определять существенные признаки объекта.

4

Экскурсия к цветочной клумбе.                            ОБЖ. Дорожные знаки.

1

Знакомство учащихся с растениями на клумбе; отработка умения задавать вопросы; знакомство с дорожными знаками.

Упр. на слуховое внимание: «Что слышишь?».       Игра «Светофор».

Бархатцы, флоксы.

Объекты  наблюдения: цветы на клумбе. Картинки «Дорожные знаки».

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами.

5

Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц.

1

Знакомство с правилами  сбора семян для подкормки птиц;

составление предложений  по демонстрируемым действиям.

Упр. на память:

«Запомни  порядок. Что изменилось».

Семена, ягоды.

Символы, характеризующие погоду осенью. Коробки для хранения корма для птиц.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

6

Дом, квартира, домашний адрес.

1

Определение уровня ориентирования учащихся по домашнему адресу; активизация словаря, отработка навыка точного отбора слов при назывании домашнего адреса.

Упр. на развитие тактильной памяти: «Определи, из чего сделан предмет и назови его».

Подъезд, лестница, балкон, антенна, лифт, перила, мусоропровод.

Мешочек с различными предметами из различных материалов. Адреса детей.

Презентация «Дорога и её опасности»

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам.

7

Дорога в школу и домой.  Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зелёный свет светофора.

1

Закрепление знаний учащихся о домашнем адресе;             отработка умения использовать в речи простое предложение; знакомство учащихся с правилами перехода через улицу.

Упр. на мышление: «Лабиринт».     Игра: «Будь внимателен!».

   

Садитесь, пожалуйста; пропустите, пожалуйста; извините; скажите, пожалуйста; направо, налево.

Лабиринты. Картонный светофор, «полицейская фуражка».

Презентация «ПДД»

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Самостоятельно соблюдать санитарно-гигиенические условия учебной деятельности.

8

Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье.                              ОБЖ. Как поступать при наличии конфликтов.

1

Выявление и уточнение представлений учащихся о семье и родственных отношениях;     обучение навыку составления описательного рассказа;       знакомство с правилами поведения при наличии конфликтов.

Игра «Угадай, чьи это предметы». Игра «Расскажи о близком человеке».

Жена, муж, сын, дочь, внук; трудолюбивая, дружная, большая, маленькая, счастливая.

Сюжетная картинка «Семья». Фотографии родителей, братьев, сестёр. Мелкие вещи «близких» людей.

Презентация «Моя семья»

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Определять объект анализа и синтеза.

II  четверть (7 ч)

9

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Размётка улиц и дорог.

1

Обобщение наблюдений учащихся за осенью;         развитие точности словоупотребления при составлении описания времени года; знакомство учащихся с разметкой на улицах и дорогах.

Игра «Подбери листок».               Игра «Улица».

Ясное, пасмурное, золотая, чистое, светлое, поникла, тёплая; холодный, снег, тучи.

Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей.

Календарь погоды.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Осуществлять классификацию.

10

Одежда. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчиков и для девочки. Уход за одеждой.

1

Уточнение и расширение представления учащихся об использовании одежды;           отработка навыка составления описательного рассказа.

Упр. на внимание: «Найди отличия».

Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка; сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение.

Набор сходных карточек; картинки  по теме «Одежда», сюжетные картинки, план – опора.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Пользоваться простейшими схемами, таблицами

11

Практическая работа по уходу за одеждой и обувью.                            ОБЖ. Пользование предметами бытовой химии.

1

Обучение правилам ухода за одеждой и обувью;        составление предложений  по демонстрируемым действиям;     знакомство с правилами пользования предметами бытовой химии для ухода за одеждой и обувью.

Упр. на запомина - ние: «Запомни порядок предметов».

Стирает, гладит, чистит, кладёт, вешает, утюг, щётка.

Презентация: «Предметы одежды, обуви и ухода за ними».

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Слушать объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ.

12

Овощи. Морковь, репа, лук. Употребление в пищу. Выращивание лука.

2

Выявление и расширение знаний учащихся по теме; отработка навыка составления вопросов; формирование умения составлять описательные рассказы.

Упр. на классификацию: «Разложи картинки на две группы». Игра «Волшебный мешочек».

Цвет, форма, вкус, запах; оранжевая, жёлтая, горький, сладкая, золотистый, круглая.

Натуральные овощи, муляжи овощей, предметные картинки,
план – опора.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Оценить свою учебную деятельность по заданному алгоритму.

13

Практическая работа по выращиванию лука.

1

Обучение правилам посадки лука; составление предложений  по демонстрируемым действиям.

Упр. на внимание: «Что изменилось».

Ящик, земля, луковица, лейка.

Карточки  с цифрами. Ящик с землёй, посадочный материал (лук).

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Оценить деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

14

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Пешеходы, движение группами.

1

Выявление и расширение представлений учащихся о зиме; отработка навыка составления описательного рассказа;         знакомить учащихся с правилами передвижения по улице группами.

Упр. на  запомина - ние: «Посмотри вверх».                 Игра «Мы пешеходы».

Снег, санки, коньки, лыжи.

Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей.

Календарь погоды.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

III четверть (10 ч)

15

Фрукты. Лимон, апельсин. Употребление в пищу.

1

Знакомство с обобщённым понятием «цитрусовые»; отработка умения составлять  совместный описательный рассказ

Игра «Волшебный мешочек».

Цвет, форма, вкус, запах; оранжевый, жёлтый, круглый, овальный, сладкий, кислый, цедра, цитрусовые.

Лимон, апельсин, муляжи и Презентация: «Фрукты»; опорные схемы по теме.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Делать выводы из фактов, совокупности фактов.

16

Овощи и фрукты. Сравнение.

1

Развитие умения сравнивать и выделять характерные признаки отдельного предмета; развитие точности словоупотребления при сравнении предметов.

Упр. на классифи -кацию: «Разложи предметы по группам».            Игра «Свари щи и компот».

Цвет, форма, вкус, запах; полезны для организма; много витаминов.

Презентация: «Овощи и фрукты»,  опорные схемы по теме.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Определять существенные признаки объекта.

17

Деревья. Берёза, клён.

1

Уточнение и систематизация знаний о назначении деревьев в природе и в жизни человека;         отработка совместного составления описательного рассказа.

Упр. на внимание: «Запомни все детали».

Корень, ствол, ветви, листья, крона.

Презентация: «Лес». Картинки по теме «Деревья»; гербарий или натуральные листья.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами.

18

Комнатные растения. Фикус, бегония. Уход за комнатными растениями.

1

Уточнение знаний учащихся об основных органах растений; формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ; знакомство с правилами ухода за комнатными растениями.

Упр. на память: «Запомни пары слов».

Крепкий, толстый, крупные, пёстрые, овальные, мелкие, красивые, сочные.

Фикус и бегония в горшках, сюжетные картинки. Презентация.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

19

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

1

Формирование умений ухода за комнатными растениями; составление предложений  по демонстрируемым действиям.

Упр. на запоминание: «Чего не стало?».

Поливать, рыхлить, вытирать, очищают воздух.

Цветы в горшках, лейка, тряпочки, предметы ухода за комнатными растениями.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам.

20

Раннецветущие растения. Медуница, мать - и - мачеха.                            ОБЖ. Поведение в лесах, парках и скверах.

1

Знакомить учащихся с раннецветущими растениями; формирование умения составлять описательный рассказ; знакомить с  правилами поведения в лесах, парках и скверах.

Упр. на установление причинно – следственных связей: «Расставь серию сюжетных картинок».

Крупные, яркие, разноцветные, пёстрые, покрытые чешуйками, короткие, золотистые.

Серия сюжетных картинок. Презентация: «Раннецветущие растения».

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Самостоятельно соблюдать санитарно-гигиенические условия учебной деятельности.

21

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях.

1

Уточнение и систематизация знания учащихся о зиме; активизация словаря; знакомство с правилами поведения в транспорте и действиях в аварийных ситуациях.

Упр. на слуховое внимание: «Что ты слышишь?».

Зима, холодно, снег, вьюга, ветер, мороз.

Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей.

Календарь погоды.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Определять объект анализа и синтеза.

22

Домашние животные. Кролик.  

1

Расширение знаний учащихся о группе домашних животных на основе изучения кролика;      активизация глагольной лексики.

Упр. на узнавание: «Отгадай, кого я задумала?».

Кормить, любить, гладить, ухаживать, заботиться, беречь.

Картинки с изображением характерных частей животных. Презентация: «Домашние животные», опорный план по теме.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Выполнять неполное однолинейное.

23

Дикие животные. Заяц.

1

Расширение знаний учащихся о группе диких животных на основе изучения зайца; формирование навыка составления описательного рассказа.

Упр. на классификацию: «Разложи картинки на группы».

Пушистый, ловкий; спасается от врагов бегством; зимой – белый, летом – серый.

Презентация: «Дикие и домашние животные», опорный план по теме.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Осуществлять классификацию.

24

Домашние и дикие животные. Сравнение. ОБЖ. Опасность бродячих животных.

1

Уточнение знаний учащихся о группах животных; формирование навыка сравнения предметов по различным признакам;

знакомство с правилами безопасного поведения при встрече с бродячими животными.

Игра «Назови малыша».

Туловище, мех, морда, глаза, уши, хвост, лапа.

Презентация: «Дикие и домашние животные», опорные планы по темам.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Пользоваться простейшими схемами, таблицами

IV четверть (8 ч)

25

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

1

Выявление и расширение представлений учащихся о весне и её признаках;  формирование точности словоупотребления в речевом контексте; знакомство с опасностями, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

Упр. на запоминание: «Посмотри по сторонам».

Потепление, сосульки, снег тает,  проталины, прилёт птиц, почки, распускаются, первые весенние цветы.

Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей.

Календарь погоды.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Оценить свою учебную деятельность по заданному алгоритму.

26

Птицы. Ворона, воробей. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

1

Расширение представлений учащихся о группе « птицы»;              развитие понимания смысла слова.

Упр. на память: «Запомни и раскрась картинку».

Голова, туловище, крылья, хвост, лапы, клюв.

Рисунок для запоминания. Листочки с контуром рисунка. Презентация: «Птицы», план – опора по теме.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Оценить деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

27

Насекомые. Жук, бабочка.

1

Уточнение знаний о насекомых на основе знакомства с майским жуком и бабочкой – капустницей;   отработка навыка согласования слов во фразе.

Упр. на запоминание: «Запомни пары слов».

 

Голова, грудь, брюшко, крылья, лапки; вредные, поедают, собирают.

Презентация: «Насекомые».

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

28

Птицы и насекомые. Сравнение.

1

Уточнение знаний учащихся о группах «птицы» и «насекомые»; формирование навыка сравнения предметов по различным признакам.

Упр. на внимание: «Что изменилось».

Летают, порхают, луг, лес; разноцветные, красивые.

Презентация: «Птицы», «Насекомые», план – опора по теме.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах.

29

Экскурсия в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдения за поведением птиц и насекомых.                     ОБЖ. Огонь – друг или враг человека.

1

Закрепление знаний учащихся о растениях и птицах;    формирование навыка диалогической речи; знакомство с понятиями «огонь- друг», «огонь – враг».

Упр. на запоминание: «Посмотри направо».

Распускаются, зеленеет, щебечут, прилетели, строят гнёзда, высиживают птенцов.

Объекты для наблюдения: растения, птицы.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Делать выводы из фактов, совокупности фактов.

30

Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и кожей.

1

Расширение знаний учащихся о частях тела; знакомство с правилами ухода за кожей и волосами; формирование точного отбора слов при назывании частей тела человека.

Упр. на запоминание, на воспроизведение.

Голова, шея, туловище, правая и левая рука, правая и левая нога; расчёска, зеркало, мыло, мочалка, полотенце.

Презентация: «Человек», предметы ухода за волосами, кожей.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Определять существенные признаки объекта.

31

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Какие потивозащитные мероприятия мы должны знать и как действовать при пожаре.

1

Обобщение знаний учащихся о весне как времени года; отработка умения составлять описательный рассказ о времени года; знакомство с правилами действий при пожаре.

Упр. на запоминание: «Посмотри налево».

Лето, река, берег, купаться, загорать, жарко.

Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей.

Календарь погоды.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами.

32

Повторение пройденного. ОБЖ. Что делать при микротравме. Как обработать ранку.

1

Систематизация знаний учащихся по пройденным темам;

знакомство с правилами оказания первой помощи при микротравмах.

Упр. на классификацию:

«Разложи картинки по группам».

Словарь по пройденным темам.

Картинки по пройденным темам.

Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи.

Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

цель адаптированной программы заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой пррироде,понимании простейших взаимосвязей, существующих  между миром прнироды и человеком....

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс для обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 3 класса разработана на основе нормативно – правовых документов: 1....