Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Широкова Татьяна Александровна

 

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «Просвещение»,2009г.

  По учебнику авторов Е.Д.Худенко, И.Л.Тереховой, «Знакомство с окружающим миром», учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. – М..: « АРКТИ», 2004г.   

 

68 часов, 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_rechi.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Кумены Куменского района Кировской области                                                                            

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                                          Директор школы                        Г.В.Зыкова                                                                                        

                                                                                                          Приказ №           от                            г

 

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности»

 4 класс.

 Всего 68 учебных часов.

                                                                                                   Учитель: Широкова Татьяна Александровна

                                                                                                   1 квалификационная категория

                                                     

2013-2014учебный год

Пояснительная записка

Занятия по данному учебному предмету имеет интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной  деятельности.

  У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного мира.

   Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

  В связи с расширением и уточнением представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значения слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятиям (роза-цветок), учащиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

  Разговорная  устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

   Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными явлениями в природе, в труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельность детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Пари формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умения правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

   На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на  предметных уроках- на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учащиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе,  расширяют представления об окружающем мире, развивают  внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

2. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематическое планирование по  развитию речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «Просвещение»,2009г.

  По учебнику авторов Е.Д.Худенко, И.Л.Тереховой, «Знакомство с окружающим миром», учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. – М..: « АРКТИ», 2004г.    

68 часов, 2 часа в неделю

Цели программы обучения:

    -Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

  -Повышение  уровня  познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи программы обучения:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление об окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
  • способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

-активно участвовать в беседе;

-связно высказываться на предложенную тему  на основе наблюдений;

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правили дорожного движения

Учащиеся  должны знать:

-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

-правила дорожного движения, все случаи  правильного перехода улицы

Содержание  учебного курса (предмета)  (тематическое планирование).

Перечень разделов

Количество часов

Содержание учебного материала

Сезонные изменения в природе: (времена года: лето, осень, зима, весна)

12 ч.

Погода. Высота солнца в разное время дня. Признаки лета. Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны. Названия весенних месяцев.

Город, село, деревня

3 ч.

Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

Дорожное движение

1 ч.

Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

Овощи, фрукты, ягоды

2 ч.

 Определение и различение.

Орехи.

1 ч.

Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Грибы.

1 ч.

Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Земноводные

1 ч.

Внешний вид, места обитания, пища.

Полевые растения.

2 ч.

 Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Квартира, комната

2 ч.

Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Мебель.

1 ч.

Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда.

2 ч.

 Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Деревья.

2 ч.

Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

Домашние животные

3 ч.

Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные.

3 ч.

Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы.

2 ч.

Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы.

1 ч.

Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие.

2 ч.

Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные.

2 ч.

Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы

2 ч.

Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья.

9 ч.

Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Повторение пройденного.

10 ч.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Коррекционные цели:

  1. Коррекция зрительного, слухового восприятия посредством системы упражнений в рассматривании и назывании признаков натуральных предметов и их изображений,  в распознавании звуков окружающей действительности, выделении звуков, слов из речи по заданию учителя и т. д.
  2.  Коррекция внимания на основе выполнения серии упражнений в наблюдениях за предметами и явлениями окружающей действительности, установлению отличительных и сходных признаков и т. д.
  3.  Коррекция памяти через выполнение упражнений в запоминании названий признаков предметов и явлений, составленных на уроке предложений, связных текстов и т.д.
  4. Коррекция мышления посредством выполнения системы специальных упражнений, дидактических игр по обучению детей  сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности и т.д.
  5. Коррекция звукопроизношения через выполнение серии специальных упражнений (разучивание чистоговорок, выполнение артикуляционных упражнений...).
  6. Развитие связной устной и письменной речи, обогащение активного словаря на основе выполнения специальных упражнений в подборе слов, составлении словосочетаний, предложений, связных текстов.
  7. Развитие умения владеть диалогической и монологической речью посредством самостоятельных высказываний и с помощью наводящих вопросов учителя.
  8. Развитие познавательных способностей через проведение экскурсий, практических работ, подбор дополнительного, занимательного материала.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока.

Содержание +

Словарная работа

Дата проведения урока

План               факт

1

Времена года: лето.

Работа с иллюстрациями, подбор «действий» к картинкам, составление рассказа «Как я провел лето».

 Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сл. р. Летние месяцы: июнь, июль, август

2

Начало осени.

Сбор урожая.

Работа с деформированным текстом, образование прилагательных от существительных.

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сл.р. Сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай.

3

Экскурсия  на школьный огород

Беседа «Чем занимаются на огороде осенью», игра  «Что растёт на грядке?»

4

Начало осени.

Овощи и фрукты.

Составление предложений. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, подбор слов к основному понятию.

Сл. р. Заготовки, компот, варенье

5

Растение сада и огорода: овощи, фрукты, ягоды.

Составление рассказа « Что готовят из овощей»

 Описание подробно овощи, фрукты и ягоды, по образцу.

Сл. р Калина

6

Растения леса. Грибы.

Работа с иллюстрациями. Рассматривание гербария. Составление предложений, выбор подходящих по смыслу слова.

Дид. игра «Узнай по описанию» Отгадывание загадок.

Сл. р Названия грибов, съедобные, несъедобные

7

Сентябрь-начало осени

Закончить предложение по образцу.

Составление рассказа о начале осени по опорным схемам.

Сл. р Иней, туман, заморозки, ненастье.

8

Сезонные изменения в природе. Осень. Экскурсия.

Игра «четвертый лишний» Составление рассказа «осень» по плану.

9

Полевые растения и их использование.

Называние частей растений.  

Игра «Назови по описанию»

Сл. р Зерновые культуры: рожь, кукуруза, овёс,

уборка зерновых, жатва.

10

Полевые растения и их использование.

Составление рассказа по картинкам, «Как хлеб на стол пришел», беседа. Ответы на вопросы. Составление рассказа о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное.

Сл. р комбайн.

11

Город.

   Составление рассказа о городе.

Города Кировской области

Сл.р. город, улица, проспект, площадь, музей, театры.

12

Город. Поведение в городе.

Составление рассказа о городе, опираясь на графическую схему.

Сл.р. набережная, канал, метро, вестибюль, переулок, порт, дворец культуры.

13

Времена года: середина осени.

Составление пословицы из частей, потерявших друг друга, составление вопросов к картинке.

Сл.р. листва, листопад, заморозки, иней.

14

Село, деревня.

Составление рассказа «Деревенское утро»

Отличие города от села, свой адрес

Сл. р. Сельсовет, центр, медпункт, ферма, клуб, окраина, поле, элеватор.

15

Труд людей  осенью в городе.

Подбор слов-действий.

Практическая работа Беседа

16

Правила дорожного движения.

Расположить рисунки, составить рассказ «Как переходить дорогу».

Сл. р. Пешеход, светофор, проезжая часть.

17

Золотой октябрь.

Работа с иллюстрациями и деформированным текстом. Составление рассказа, «Как разные животные готовятся осенью к суровой зиме».

Сл. р. Листопад, «золотая осень», увядание, заморозки, иней, перелёт.

18

Закрепление «Я могу сам».

Составить рассказ по сюжетным картинкам «Как разные  животные готовятся осенью к суровой зиме».

19

Времена года: осень. Экскурсия.

Составление рассказа «Поздняя осень».

Практическая работа «Составление отчёта об экскурсии».

Сл. р. дождь, заморозки, снег, холод.

20

Орехи

Подбор слов-действий, признаков.

Составление описания по плану.

Сл. р. орех, плод, скорлупа, ядро.

21

Деревья, кустарники, травы.

Подбор слов-действий, признаков. Составление предложений.

Сл.р. растения, кустарники, травы, деревья, стебли, стволы, листья.

22

Разнообразие животных в природе.

Подбор слов признаков. Работа с иллюстрациями. Описание одного животного по плану.

Сл.р. животные, птицы, рыбы, насекомые, воздух, земля, зоопарк, заповедник.

23

Жизнь и быт школьника.  Квартира.

Работа с иллюстрациями. Составление диалога с товарищем о своих квартирах. Рисование плана своей квартиры.

Сл.р.  квартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор, однокомнатная, двухкомнатная.

24

Комната.

Работа с картинками. Найти отличие, подбор признаков к предметам. Составить фразы по схемам. Составление рассказа «Какой может быть комната», пользуясь деформированным текстом.

Сл. р. комната, гостиная, спальня, зал, кабинет, кухня, ванная, туалет. 

25

Мебель.

Работа с картинками. Составление предложений по двум опорным картинкам с использованием предлогов: на, над, под, в. Описание мебели, которая стоит в классе.

Название предметов мебели. Составление загадок про какой-нибудь предмет, опираясь на данные рисунки.

Сл. р. мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо.

26

Посуда.

Закончить фразу и задать к ней вопрос.

Название предметов посуды, материал, из которого они сделаны и образование слов-признаков. Описание предмета посуды, так, чтобы его захотелось купить.

Сл. р. чайник, (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, половник, хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, кухонная утварь.

27

Быт школьника: посуда и уход за ней.

Составление рассказа о каком-либо предмете посуды по плану - картинкам. Составление рассказа «Как надо ухаживать за посудой»

28

Сезонные изменения в природе, погоде. Декабрь (экскурсия).

Составить отчёт о зимней экскурсии.

Сл. р. температура, холод, заморозки, вьюга, оттепель, метель.

29

Погода и природа зимой.

Подбор 10 слов – действий для описания снега, придумать название к картинке и составить по ней рассказ-описание. Рассказать о термометре, закончив предложения. Правила пользования термометром.

30

Охрана здоровья и отдых зимой.

Чтение стихов и загадок.

Составление рассказа – повествование по картинкам на тему «Приключение Саши и Иры». Изменение фразы по образцу.

Сл. р. Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, снежки, прогулка.

31

Зима начало года.

Как я провел каникулы.

Задать товарищу вопросы по рисунку. Изменить слова по образцу. Составление рассказа «Как провёл зимние каникулы и в какие игры можно играть зимой на улице».

Сл. р. Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, рождество.

32

Растения зимой: хвойные.

Сравнение сосны и ели.

Придумывание сказки «Приключение маленькой сосенки». Рисование иллюстрации к своей сказке.

Сл. р. Ель, сосна, пихта, кора, шишки, ствол.

33

Домашние животные зимой.

Рассматривание картинок и перечисление диких и домашних животных. Работа по стихотворению. Перечисление членов семьи изображённых животных. Составление по плану рассказа о любимом домашнем животном.

Сл. р. ферма, животноводы, ветеринар, птицеферма.

34

Домашние животные зимой: корова

Составление рассказа: «какую пользу приносят домашние животные».

Работа по картинке, какие части тела есть у домашних животных. Описание  в нескольких словах внешний вид и характер коровы. Опиши  действия по уходу за животными.

Сл. р. Ферма, корова, бык, теленок, доярка.

35

Домашнее животное: лошадь и уход за ней.

Назвать всех изображённых на рисунке животных. Поставить пропущенные слова на основе данного текста, составление рассказа о лошадях.

Сл. р. Грива, конюх, конюшня, коневодство, седло, сбруя, пахарь, коневод. стремена.

36

Дикие животные: лось.

Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок. Описание внешнего вида и характера различных животных, с помощью нескольких слов - признаков. (по плану)

37

Дикие животные: олень.

Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок. Описание внешнего вида и характера различных животных, с помощью нескольких слов - признаков. (по плану)

Сл. р. Животное, лось, лосиха, лосенок, лес, млекопитающие, травоядные, беззащитный, олень, олениха, оленёнок.

38

Февраль – месяц метелей и вьюг.

Составление рассказа по рисунку, придумать название. Изменение слов по образцу. Составление рассказа – рассуждение «Почему февраль называется месяцем метелей и вьюг?»

39

Экскурсия. Февраль – месяц метелей и вьюг.

Рассмотреть несколько снежинок, посчитай число лучиков на снежинках. Описание снежинки, используя как можно больше слов – признаков.

40

Труд людей зимой: профессии.

Составление предложений из трёх слов, о приведённых ниже профессиях так, чтобы было ясно, чем занимаются люди данной профессии. Изменение названия профессий по образцу.

Сл. р. профессия, пахарь, овощевод, фермер, механизатор, садовод, врач, повар, овощехранилище, зернохранилище.

41

Профессии.

Отгадывание загадок. Назови профессии этих людей. Расскажи о какой – либо профессии по плану.

42

Режим школьника

Составление режима дня школьника. Изменение слов по образцу. Опираясь на рисунки, составление диалога с одноклассниками по образцу.

Сл.р. утро, день, вечер, ночь, сутки, режим, здоровье.

43

Голубой март

Чтение рассказа о марте, вставляя в слова недостающие окончания. Составление своего рассказа о марте, опираясь на рисунок и предыдущее задание. Пользуясь планом рассказа и схематическими рисунками, составь рассказ о весне.

Сл. р. Оттепель, капель, проталина, сосулька, вьюга, метель.

44

Домашние птицы: гусь

Перечисление частей тела, которые есть у домашних птиц. Заменить в предложениях картинки словами. Дополнение предложений, подбор слов, составление рассказа о гусе, выбрав нужные слова.

Сл. р. Гусь, гусыня, гусёнок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, домашние , водоплавающие, летающие.

45

Домашние птицы: индюк.

Перечисление членов птичьих семей, подбор слов-действий и закончить предложение. Изменение слов по образцу. Заучивание скороговорки. Составление по плану рассказ о гусе или индюке.

Сл. р. Индюк, индюшка, индюшонок.

46

Дикие  птицы: лебедь и гусь

Описание птицы по плану, Подбор слов-признаков.

Сл. р. лебедь, лебёдушка, гусь, гусыня, стая, водоплавающие, перелётные.

47

Закрепление «Я могу сам».

Рассказ – описание об известном животном или птице по плану. Рассказ о любом времени года.

48

Зимующие и перелетные птицы

Работа с деформированным текстом.

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сл. р. Птица, ворона, воробей, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, ласточка, гнездо, скворечник, кормушка.

49

Зимующие и перелётные птицы.

Изображение городских птиц: голубь, ворона, снегирь, ласточка, галка.

50

Весна в  апреле.

Составление рассказа по серии картинок.

Подбор слов – признаков для описания.

51

Весна в  апреле. Экскурсия

Составление отчёта об экскурсии по плану. Наблюдения, ответы на вопросы.

52

Вредные и полезные насекомые

Описание насекомых по образцу.

Нахождение слов-действий. Отгадывание загадок.

Сл. р. муравей, пчела, насекомые, стрекоза, кузнечик, улей, дупло, муравейник.

53

Вредные и полезные насекомые

Составление рассказа по серии картинок. Изменение слов по образцу. Составление рассказа – описание по плану.

54

Рыбы

Составление вопроса со словом «Сколько». Составление рассказа «Если бы у меня был аквариум…», используя данные словосочетания.

Сл. р. Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан, плавники, чешуя, аквариум.

55

Земноводные

Работа с деформированным текстом.

Названия земноводных, работа по картинке. Сравнение между собой зелёной лягушки и серой жабы.

Сл. р. лягушка, тритон, крокодил, черепаха, земноводные, плавающие.

56

Все мы – звенья одной цепи

Дид.игра «Хорошо-плохо». Составление предложений ответы на вопросы. Работа по схеме, что даёт природа человеку.

57

Человек-часть природы

Рассказ о влиянии человека на природу, используя схему.

Формулировка правил поведения в природе, соответствующие знакам.  Плакат «Природа в опасности!».

Сл.р. экология, вредительство.

58

Как я познаю окружающий мир

Рассматривание сюжетных картинок, работа с текстом.

Сл.р. чувства, слух, зрение, вкус, запах, память.

59

Здоровье человека

Рисование плаката о вреде курения. Работа по сюжетным картинкам. Подбор пословиц и поговорок о здоровье.

60

Отдых и труд дома

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Сл. р Здоровье, болезнь, инфекция, профилактик, организм, закаливание.

61

Зубы. Уход за зубами.

Учить правильно ухаживать за зубами

Рассказ об уходе за зубами

62

Как помочь сохранить своё здоровье.

Оздоровительные минутки, работа со стихотворениями, беседа.

63

Наше питание

Процесс пищеварения, работа по рисунку. Составление меню завтрака.

Сл.р. пищевод, желудок, кишечник, питание.

64

Наш сон

Работа по сюжетным картинкам. Причины, которые приводят к бессоннице.

Сл.р. спокойствие, темнота, прохлада, бессонница.

65

Наше общение

Подбор слов по смыслу, связанных между собой.

Сл.р. благодарность, вежливость, приветствие, извинение, прощание, просьба, воспитанность, невежливость, невоспитанность.

66

Май- конец весны

Работа по сюжетной картинке, вопросы. Подбор слов-признаков для описания майской весны.

67

Экскурсия в природу. «Скоро лето»

Наблюдения, игры.

68

Закрепление изученного «Я могу сам»

Составить рассказ – описание о любом времени года, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Сформулировать правила ухода за собой и отношения к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по предмету: Развитие устной речи на основе предметов и явлении окружающей действительности. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

рабочая программа по развитию устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности 3 класс

рабочая программа по развитию устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности 3 класс...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...