КТП по предмету: Развитие устной речи на основе предметов и явлении окружающей действительности. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Матвеева Светлана Николаевна

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых второклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnoy_rechi.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

      Календарно-тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

по предмету

Развитие устной речи во 2 «Б» классе

1 час в неделю, всего  34 часаbooks228577dtg3

Программа специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида.

                           

                                                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

          Программа специальных (коррекционных)    образовательных учреждений VIII вида.                                                                                    Москва. «Просвещение» 2006.  Под редакцией В.В. Воронковой.

Количество часов по программе С(К)ОУ  VIII вида соответствует количеству часов в учебном плане.

Учебник:  Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

                   Основные требования к знаниям и  умениям учащихся по развитию устной речи

                                                            (ознакомление с окружающим миром)

К концу 2 класса (VIII вид) учащиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы;

составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

названия и свойства изученных предметов и их частей;

обобщающие названия групп предметов.

                                                                                       

I четверть

               Основные цели и задачи:

         1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о летних и осенних явлениях в природе.

         2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п.

         3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека.

         4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа.

         5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение.

         6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

         7. Воспитывать мотивацию к учению.

Дата

Часы

Тема урока

Словарная работа

Индивидуальная работа

Предполагаемый результат

Формы

контроля

Знать:

Уметь:

02.09

1

Экскурсия «Сентябрь – начало осени»

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Признаки осени. Название осенних месяцев.

Отличать одни деревья от других. Наблюдать за изменениями в природе.

09.02

1

Урок – игра. Летние  и осенние явления в природе.

Июнь, июль, август. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Признаки летних и осенних явлений в природе.

Рассказывать по картинкам о изображённом времени года.

16.09

1

Овощи.

Овощи.

Название овощей, их значение для человека.

Составлять описательный рассказ по плану.

23.09

1

Фрукты.

Фрукты. Цитрусовые.

Название фруктов, их значение для человека.

Сравнивать, выделять характерные признаки.

30.09

1

Овощи и фрукты.

Отличительные признаки овощей и фруктов.

Употреблять в речи относительные прилагательные. Сравнивать, обобщать.

14.10

1

Дом. Квартира. Домашний адрес.

Адрес.

Знать домашний адрес.

Ориентироваться по домашнему адресу.

21.10

1

Экскурсия «Дорога в школу и домой»

Правила дорожного движения.

Правила перехода через улицу. Понятия «направо», «налево».

Ориентироваться по схеме.

28.10

1

Семья.

Родственники.

Знать свою семью. Родственные и отношения.

Употреблять в речи имена и отчества родителей.

04.11

1

Осень – перемен восемь.

Признаки осени. Изменения условий жизни живых существ осенью.

Употреблять в речи названия ос. мес.  Определять, о каком времени года говорится в рассказе.

                                                                                             

II четверть

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе.

         2. Уточнить и расширить представления учащихся об одежде и обуви. Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду  

            деятельности.

         3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт учащихся.

         4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения.

         5. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Дата

Часы

Тема урока

Словарная работа

Индивидуальная работа

Предполагаемый результат

Формы

контроля

Знать:

Уметь:

12.11

2

Одежда. Игра «Одежда и профессии»

Одежда: женская, мужская, детская и др.

Разные виды одежды.

Выбирать одежду по сезону и роду деятельности. Ухаживать за одеждой.

26.11

2

Обувь.

Виды обуви.

Разные виды обуви.

Выбирать обувь по сезону и роду деятельности. Ухаживать за обувью.

03.12

1

Экскурсия «Декабрь – начало зимы»

Времена года. Видимые признаки зимы.

Названия времён года. Признаки зимы.

Наблюдать за изменениями в природе.

10.12

1

Деревья. Кустарники.

Растения. Деревья. Кустарники.

Признаки деревьев и кустарников.

Отличать деревья от кустарников.

17.12

1

Деревья. Берёза. Клён.

Берёза. Клён.

Видимые признаки берёзы и клёна.

Отличать берёзу и клён от других деревьев.

III четверть

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года.

         2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях  животных, птиц, насекомых.

         3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт учащихся.

         4. Развивать наблюдательность и связную речь.

         5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.

Дата

Часы

Тема урока

Словарная работа

Индивидуальная работа

Предполагаемый результат

Формы

контроля

Знать:

Уметь:

24.12

1

Начало зимы. Зимние забавы детей.

Зимние забавы.

Признаки зимы. Зимние виды спорта.

Отгадывать загадки. На картинах находить признаки зимы.

14.01

1

Птицы. Ворона. Воробей. Урок с использованием ИКТ.

Ворона, воробей.

О птицах элементарные сведения.

Сравнивать, анализировать, обобщать.

21.01

1

Зимующие птицы.

Ворона, синица, снегирь, дятел, голубь, воробей, клёст.

Названия птиц. Части тела птиц.

Объяснить почему птицы остаются зимовать. Как помочь птицам пережить холодную зиму.

28.01

1

Дикие и домашние животные (сравнение зайца и кролика)

Дикие и домашние животные.

Сравнивать, анализировать, обобщать.

Cамостоятельная работа.

04.02

1

Экскурсия «Февраль – последний месяц зимы»

Зимние месяцы

Признаки зимы, февраля.

Наблюдать за окружающей природой.

11.02

1

Домашние животные кролик.

Домашние животные

Домашних животных.

Описывать животного по плану.

25.02

1

Дикие животные.  Заяц. С использованием ИКТ.

Дикие животные.

Диких животных.

Описывать животного по плану.

04.03

1

Экскурсия «Март – начало весны».

Весенние месяцы.

Признаки весны, марта.

Наблюдать за погодными явлениями.

                                                                   IV четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной.

         2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие

            растения».

         3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь учащихся на основе составления рассказов на заданную тему.

         4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

         5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.

Дата

Часы

Тема урока

Словарная работа

Индивидуальная работа

Предполагаемый результат

Формы

контроля

Знать:

Уметь:

11.03

1

Комнатные растения. Урок с использованием ИКТ.

Кактус, фикус, бегония.

Основные органы растений.

Ухаживать за комнатными растениями.

18.03

1

Экскурсия «Весна – нежное время года»

Весенние месяцы.

Признаки весны.

Наблюдать за изменениями в окружающей среде.

25.03

1

Составление рассказа о весне по наблюдениям экскурсии.

01.04

1

Раннецветущие растения.

Мать – и – мачеха, медуница.

Связь живой природы с неживой.

Находить  мать-и мачеху и медуницу на картинках.

15.04

1

Охрана здоровья Режим дня.

Режим дня.

Гигиенические нормы.

Составлять свой режим дня.

22.04

1

Охрана здоровья. Кожа – надёжная защита организма.

Кожа.

Свойства и функции кожи.

Ухаживать за кожей.

29.04

1

Охрана здоровья. Уход за ногами.

Части тела.

Части тела.

Ухаживать за ногами.

05.05

1

Здоровье и питание.

Здоровое питание.

Основные продукты питания.

Использовать в жизни правила питания.

Зав уч. частью: Сердюкова А. П.

Учитель: Матвеева С. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Дидактические материалы для обследования учащихся 2 классов по математике и письму по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида

Дидактический материал составлен в соответствии с программойспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В материале отражены все ЗУНы по математике и письму за 2 класс. Материал ...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...

КТП по предмету: Чтение 2 класс. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Основными задачами обучения чтению  во 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.У учащихся формируется навык сознательн...

Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.

  Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...