Главные вкладки

    Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида). Программа специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.)
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Пономаренко Людмила Николаевна

    Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-_skvorets_na_chuzhbine-3_klass.docx54.24 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                   

    Тема: «Скворец на чужбине» Г. Ладонщиков.                                                                                        

    Цель: Ознакомление учащихся с произведением Г. Ладонщикова “Скворец на чужбине”.                              

    Задачи:   

    1. Образовательные. 

    -Познакомить с произведением Г. Ладонщикова «Скворец на чужбине»;

    -Вырабатывать у учащихся навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.

    2. Развивающие.

    -Расширять знания о перелётных птицах;

    -Развивать устную речь; слуховую память на основе упражнений в запоминании.

    3. Коррекционные.

    -Корректировать  мышление,  зрительно- слуховое  восприятие, образное представление на основе чтения текста стихотворения.

    4. Воспитательные

    -Прививать интерес и любовь к самостоятельной читательской деятельности;

    -Воспитывать положительную мотивацию к учению;

    -Воспитывать любовь к Родине;

    -Воспитывать чуткое отношение к птицам.

    Тип урока: комбинированный

    Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.

    Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.

    Оборудование:

    - звукозапись с голосами птиц,

    - конверты с осколочными картинками (изображение скворца, грача),

    - карточки со словарными словами,

    - смайлики.  

    Ход урока.

    I.Организационный этап.

    Прозвенел звонок,

    Начинается урок.

    II. Актуализация имеющихся знаний. 

    -Ребята, прочитайте название раздела, с произведениями которого мы начинаем сегодня знакомиться.

    -Объясните значение слова «Родина». (Дети объясняют.)

    -Слово Родина имеет 2 значения:

    1) Родина – место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие (мы называем её малой родиной).

    -Если попросить людей нарисовать свою Родину, у всех рисунок будет разный: кто-то нарисует город, кто-то – сельскую местность, кто-то – горный край, а кто-то – тундру. У каждого родина своя, это тот край, где вы родились.

    2) Родина- это страна, в которой мы живём.

    -Как называется наша Родина? (Россия)

    -Россия, как и другие государства мира, имеет свой герб, флаг и гимн.

    -И чтобы наша Россия была самой лучшей и процветающей страной вы должны вырасти и стать какими людьми? (Умными, терпимыми, добрыми, заботливыми, честными, целеустремленными, трудолюбивыми, справедливыми, терпеливыми, здоровыми и крепкими.)

    III. Изучение новой темы. 

     

    -Ребята, родина есть только у людей? (Родина есть у всех живых существ) 

    -Сегодня, на уроке, мы познакомимся с произведением, в котором герой тоже любит свою родину.

    1. Упражнение на коррекцию мышления (работа с осколочными картинками).

    (Раздать конверты каждому обучающемуся).

    Инструкция:

     -У вас в конверте разрезанные картинки с изображением птиц.

    Сложите их правильно.

    Работа учащихся у доски (2 учащихся индивидуально составляют осколочные картинки).

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588891/img4.jpg

    (Остальные обучающиеся работают самостоятельно на своих местах).

    Проверка: (Исправление возможных ошибок)

    -Назовите птиц. (Журавль, скворец)

    2. Загадка.

    -Героя сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.

    Я выступаю перед вами,
    Как молодой весны гонец.
    Я рад увидеться с друзьями!
    Ну, а зовут меня
    … (скворец) 

    -Назовите героя. (Это скворец)

    -Скворец – это птица зимующая или перелетная? (Это перелетная птица.)

    3. Игра «У кого какое тело?»

    -У скворца какой хвост? (короткий).

    - Значит он какой? (скворец короткохвостый).

    -А какие ножки у скворца? (тонкие).

    - Значит скворец какой? (тонконогий).

    - Когда прилетают скворцы? (весной)

    - Откуда они прилетают? (из тёплых стран)

    -Зачем скворцы улетали в теплые края? (ответы детей)

    -Сегодня на уроке мы узнаем о скворце, познакомившись со стихотворением Георгия Афанасьевича  Ладонщикова .

    4. Рассказ об авторе. Биография Г. А. Ладонщикова. 

    (Коррекция познавательной деятельности учащихся.)

           Родился Георгий Афанасьевич Ладонщиков почти 100 лет назад в д. Каменка Смоленской губернии в крестьянской семье. С раннего детства он помогал старшим в заботах по дому, трудился в поле, рано лишился отца, уже с восьми лет нянчился с племянниками. Его талант проявлялся уже в раннем детстве, когда выучился играть на гармошке, и потешал дворовых ребятишек и взрослых придуманными частушками.

            Георгий Афанасьевич Ладонщиков-участник ВОВ. Он был связистом на Ленинградском фронте и бойцом в партизанском отряде. Автор многих сборников для детей. Стихи его, как правило, о сельских детях, которых он, очень любил и хорошо знал.

    -Как  же Георгий Ладонщиков стал детским поэтом?

    По профессии он связист и двадцать пять лет проработал на Московском телефонном узле, из простого ученика монтёра дослужившись до инженера. Профессия, что и говорить, нужная, тем более что телефон может неисправным быть у кого угодно. «И вот однажды, — рассказывал Валентин Берестов, — он чинил телефон у замечательного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. И выяснилось, что весёлый связист не только прекрасно знает детскую поэзию, но и сам пишет стихи для детей». Попробуйте себе представить, что это значит: стихи понравились самому Маршаку! Но, как бы там ни было, именно он посоветовал Георгию Афанасьевичу всерьёз заняться поэтическим творчеством.

    IV. Работа над стихотворением «Скворец на чужбине».

    1.Чтение стихотворения учителем.

    -Ребята! Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю.

    - Обратите внимание, с какой интонацией я буду читать это стихотворение..

     -Называется это стихотворение: «Скворец на чужбине» (Г. Ладонщиков)

    Улетел скворец от стужи,

    Сытно за морем живет,

    Воду пьет из теплой лужи,

    Только песен не поет.

    Он скучает по деревьям,

    По звенящему ручью,

    По скворечне, по деревне,

    По соседу воробью.

    По Аленке и Алешке –

    Основным друзьям моим,

    И немножечко по кошке,

    Что охотилась за ним.

    - Какой был у меня голос при чтении? (грустный, печальный)

    - Почему? (Потому, что скворцу было грустно, он улетел из родного дома.)

    -Да, птицы очень скучают по своим родным местам. поэтому каждый год проделывают такой долгий и трудный путь.

    2.Артикуляционная гимнастика:                                                                                                          Чтобы лучше нам читать,
    Надо язычки размять
    . (Выполнение артикуляционных упражнений)

    3. Чтение слогов:

    а) Игра «Спрячь слоги в ладошках»

    Со-ло-вей

    Грач

    Ку-куш-ка

    Скво-рец

    Скво-реч-ник

    Лас-точ-ка

    Ут-ка

    б) Правильное чтение слогов и слов, (на карточках)

    4. Работа с учебником.

    а) Самостоятельное чтение стихотворения.

     – Жужжащее чтение (учащиеся читают в полголоса) 

    б) Словарная работа.

    -Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

    чужбина — чужая сторона;

    стужа—холод, мороз;

    сытно живёт — хорошо живёт;

    скворечня — дом скворца, скворечник;

    натрудил — привёл в болезненное состояние, утомил.

    в) Чтение стихотворения учащимися вслух.

     - Чтение текста стихотворения (по цепочке).

    Физминутка «Скворцы»

     

    Скворушки –скворцы летали
    Песни   распевали, крыльями махали.                
    Махи руками.

    Стайкою на землю сели,                          
    Сесть на корточки.
    Червячков они поели.                  
    указательными пальцами постучать по полу.     

    Перышки почистим,
    Чтобы были чище.                   
    Руками потереть предплечья,

                                                                       как бы обнимая себя.


    Прыгаем по веткам, 
    Чтоб сильней стать деткам.


    А теперь взлетели,                                             
    Махи руками.
    И в скворечник полетели.

    г) Выборочное чтение. Игра "Голова и хвост"

     -Учитель начинает строку, ученики находят и дочитывают предложение.

    д) Выразительное чтение стихотворения. 

    -Чтение по цепочке, по строчке.

    V. Работа по содержанию.

    -Что значит «Улетел скворец от стужи», как по-другому сказать? (От холода, от мороза улетел скворец.)

    - Что значит «сытно за морем живет»? (Сытно, значит хорошо.)

    -Почему же «он песен не поет»? (Он скучает по своему родному дому.)

    - О ком он «скучает на чужбине»? Прочитайте.

    (По деревьям, по звенящему ручью, по соседу-воробью.

    По Аленке и Алешке и немножечко по кошке, что охотилась за ним.)

    -Почему беспокоиться ему не стоит. (Он скоро прилетит опять к себе домой, когда наступит весна.)

    VI. Итог.

    -Как называется стихотворение, с которым вы познакомились на уроке?

    -Кто его автор?

    -О чём скучал скворец? (О Родине)

    -Чему учит это произведение? (любить Родину)

    VII. Домашнее задание.

    1.Сделать из бумаги скворечник.

    -Ребята, как называется домик у скворца? (Скворечник)

    -Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в скворечниках, построенных для них людьми.

    – Взгляните на его изображение. (Показ картинки)

    Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток.

    – Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?

    (Потому что птицы влетают в него.)

    – А вот эта жердочка под летком называется насест.

    –  Почему? (От слова «сесть», ведь на него садится птица.)

    - Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

    2.Выразительно прочитать стихотворение. 

    VIII. Рефлексия.

    1)-Какой бы вы подобрали смайлик к нашему уроку?

    - Если вы справились со всеми заданиями и чувствовали себя уверено на уроке (радостный смайлик).

    - Если вы чувствовали себя не совсем уверенно (задумчивый смайлик).

    - Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий (грустный смайлик).

    IX. Оценка работы учащихся на уроке.

    Всем спасибо! 

    Приложение:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

    содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

    Календарно-тематическое планирование для 1 класса по программе для специальных (коррекционных) школ 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

    Календарно-тематическое планирование для 1 класса по программе для специальных (коррекционных) школ 8 вида под редакцией Воронковой В.В. по предметам: чтение, письмо, математика, развитие речи, физкул...

    Календарно-тематическое планирование для 3 класса по программе для специальных (коррекционных) школ 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

    Календарно-тематическое планирование для 3 класса по предметам: письмо, чтение, математика, ИЗО. физкультура, труд....

    Дидактические материалы для обследования учащихся 2 классов по математике и письму по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида

    Дидактический материал составлен в соответствии с программойспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В материале отражены все ЗУНы по математике и письму за 2 класс. Материал ...

    КТП по предмету: Развитие устной речи на основе предметов и явлении окружающей действительности. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловле...

    КТП по предмету: Чтение 2 класс. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Основными задачами обучения чтению  во 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.У учащихся формируется навык сознательн...

    Конспект урока математики по теме "Умножение числа 7 в пределах 70" для обучающихся, воспитанников 4 класса коррекционной школы VIII вида

    Конспект урока математики по теме "Умножение числа 7 в пределах 70". 4 класс коррекционной школы VIII вида...