рабочая программа по развитию устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

рабочая программа по развитию устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Богородская школа №8»

Рассмотрено на заседании ШМО.

Руководитель МО

_______________/Горева А. А./

Протокол № 1

от « 27 » августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

__________/Томилова Е. О./

« 29 » августа 2015г.

Утверждено

приказом  №  220   от

« 31 » августа 2015г.

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию устной речи

на основе явлений и предметов окружающей действительности

3 класс(1 вариант)

Учитель Горева Анна Алексеевна

 вторая квалификационная категория

                                                                                                                                                       Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                  педагогического совета.

                                                                                                                                  Протокол №1

                                                                                                                                                 от «31» августа 2015г.

2015 – 2016 учебный год


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию устной речи составлена на основе:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы.  Под редакцией  В. В. Воронковой, 2009 г.
  2. Учебного  плана  МКОУ «Богородская школа  №8» на 2015-2016 учебный год ,
  3. Согласно рекомендаций ИПР обучающихся.

Главной целью работы третьего года  по программе « Живой мир» является пропедевтика обучения предметам естественного цикла.                  

Внимание учителя должно  быть сосредоточено на развитии учащихся с интеллектуальными  нарушениями в процессе усвоения систематических знаний  о природе, формировании элементов образного и аналитического мышления, развитии кругозора, обогащении словаря учащихся, воспитании любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому

Основные задачи, которые решаются на этом тапе обучения, следующие:

 Закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы ;

Закрепление представлений  о Солнце  как источники света и тепла на Земле, уяснения роли Солнца  как причины, обуславливающей смену времен года, его значения в жизни живой природы;

Изучение доступных учащимися сведений о воздухе, формирование  представлений о роли и участии воздуха в жизни растений , животных  и человека;                                                                                                                                                                                  

Воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

       

Планирование учебного материала.

1 четверть

Неживая природа -6 ч.

Растения -10 ч.

Повторение -2ч.                                                                                            Сезонные изменения- 5 ч.                                                                               Растения -9 ч.

2 четверть

Сезонные изменения – 5ч.

Растения-4 ч.

Животные-7 ч.

Повторение-1ч.                  Сезонные изменения-5 ч.                                                               Неживая природа-6 ч.         Животные -4 ч.

3 четверть

Сезонные изменения- 5 ч.

Животные-5 ч.

Человек -5ч.

Сезонные изменения -5 ч.

Повторение -2 ч.               Сезонные изменения -5 ч.

Растения -5 ч.                    Животные- 8 ч.

4 четверть

Сезонные изменения 5 ч.

Человек-3ч.

Повторение-8 ч.

Повторение -3 ч.                                                                                                           Сезонные изменения-5 ч.                                                                                             Человек – 8 ч.

Повторение.  (8 ч)                                                                                                                                                                                                            Повторение материала  предыдущего года обучения.                                                

Сезонные изменения   (20 ч)                                                                                                                                                                                                                  Изучаются новые виды растений, животных, расширяется кругозор учащихся, закрепляются названия месяцев.                                                                                          Учащиеся знакомятся с календарём, учатся им пользоваться.Изменениями одежды по сезону, характер и содержание работ в саду, огороде объясняются с точки зрения условий сезона.Знакомство с жизнью растений, животных, деятельностью человека в разное время года.  Вводятся   понятия о явлениях, связанных с воздухом ( ветер, температура воздуха

Воздух. (6 ч)                                                                                                                                                                                                                      Формировать представлении о воздухе, его значении в жизни растений, животных, человека. Знакомить учащихся с прибором для измерения температуры воздуха, его использованием.                                                                                                  

Формировать представления о ветре, его направлении.                                                                                                                                                    Учить понимать прогноз погоды, используя полученные данные.                                                                                                         Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий.                                                                                                                    Растения (14 ч.)                                                                                                                                                                                                                          Закреплять представления о о строении растений, представлений о саде, огороде.                                                                                                              Расширение знаний о растениях сада, огорода.                                                                                                                                         Определение по внешним признакам (дерево, кустарник, трава).                                                                                                               Формировать представления о лесе,  хвойных и лиственных деревьях, ягодах.                                                                                                                                          При формировании представлений о плодах ,семенах необходимо рассматривать процесс образования плодов и семян (  в упрощенном виде)                                                        

Животные (12ч)                                                                                                                                                                                                    Закрепление представлений о диких и домашних  животных.                                                                                                                                                   Расширение представлений о различных  животных, птицах.                                                                                                                                Развитие представлений о роли человека в жизни домашних животных. Изучение образа жизни, повадок, внешнего вида, среды обитания.                                                                                                                                                                                                                       Сформировать представления о связи диких животных с окружающим  их миром.    

Человек. (8 ч)                                                                                                                                                                                                                                                                       Расширять представления о правильном питании человека, профилактике пищевых отравлений.  Формировать элементарные представления о строении  и работе дыхательной системы человека, профилактике простудных заболеваний и курения, о работе сердца.                                                                                                                                                                   Знакомить с работой дыхательной и сердечно- сосудистой  систем.                                                                                                                                                                                                                                                        

Изучаются основные части систем, формируются первичные представления о работе и значении органов.

Обучение по развитию устной речи ведется по учебнику Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова  «Живой мир»  3 класс  для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIIIвида , Москва «Просвещение»  2013

3 класс – 2 часа в неделю                  

Содержание разделов учебного материала.

 

Название раздела

Кол-во

часов

   Основные

   изучаемые

     вопросы

   Виды и

   формы

   контроля

Требования к

знаниям и умениям обучающихся

1

Сезонные изменения

в природе

   21

Времена года.

Осень. Зима.

Весна. Лето.

Устный, письменный.

Знать признаки времен года, названия месяцев.

Уметь сравнивать, делать выводы по временам года.

2

Неживая природа

   6

Солнце в разные времена

года.  Календарь. Воздух.  Ветер.

Устный.

Знать о значении Солнца, ветра, воздуха.

Уметь устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности между явлениями природы.

3

Живая природа

   35

Растения. Животные. Человек.

Устный.

Знать части растений, группы животных, элементарное строение человека.

Уметь классифицировать

растения, сравнивать группы животных, дать характеристику органам человека.

4

Повторение

   4

         Итого

66 ч.


Развитие устной речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

1 четверть (17 часов)

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Повторение.

   1

3.09

Сезонные изменения.

   6

1

Осень. Экскурсия.

   1

7.09

2

Признаки осени.

   1

фронт., инд.

Презентация

«Что такое осень»?

10.09

3

Осенние месяцы.

   1

групповая

14.09

4

Растения осенью.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Почему осенью листья разноцветные»?

17.09

5

Животные осенью.

   1

фронт., инд.

21.09

6

Занятия людей

осенью.

   1

фронталь

ная

24.09

Растения

   9

1

Сравнение

растений.

   1

фронталь

ная

28.09

2

Части растений.

Корень.

   1

фронт., инд.

1.10

3

Части растений.

Стебли.

   1

фронт., инд.

5.10

4

Части растений.

Листья.

   1

фронт., инд.

8.10

5

Части растений.

Цветы.

   1

фронт., инд.

Презентация

«Цветы»

12.10

6

Части растений.

Обобщение.

   1

групповая,

инд.

Презентация

«Части растений»

15.10

7

Растения сада.

   1

фронталь

ная

19.10

8

Фрукты.

   1

фронт., инд.

22.10

9

Ягоды.

   1

фронт., инд.

26.10

10

Обобщающий урок по пройденным темам.

   1

фронталь

ная, групповая

29.10

                                                       

2 четверть

(14 часов)

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Повторение.

   1

   1

фронталь

ная

9.11

Сезонные

изменения.

    5

1

Зима. Изменения в природе зимой.

   1

12.11

2

Признаки зимы.

Зимние месяцы.

   1

групповая

Презентация о

зиме

16.11

3

 Растения зимой.

   1

фронталь

ная

19.11

4

Животные зимой.

   1

фронт., инд.

Презентация

«Животные зимой»

23.11

5

Занятия людей зимой.

   1

фронталь

ная

26.11

Неживая

природа

   6

1

Солнце в разные

времена года.

Восход и заход

солнца.

   1

фронталь

ная

30.11

2

Календарь.

   1

фронт., инд.

3.12

3

Воздух. Значение воздуха

   1

фронт., инд.

7.12

4

Термометр.

   1

фронт., инд

10.12

5

Ветер.

Направления ветра. Обобщение по теме «Неживая природа».

   1

фронт., инд

Презентация

«Неживая природа»

14.12

6

День здоровья

   1

17.12

Животные

   2

1

Дикие животные.

Лось.

   1

фронт., инд

Презентация

«Дикие животные»

21.12

2

Кабан. Заяц.

   1

фронт., инд

24.12

                                                   

3 четверть

(20 часов)

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

     Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Повторение.

Времена года. Экскурсия.

   2

   2

фронталь

ная

11.01

14.01

Сезонные

изменения.

    5  

1

Весна. Изменения в природе весной.

   1

18.01

2

Признаки весны.

Весенние месяцы.

   1

групповая

Презентация

«Весна»

21.01

3

 Растения весной.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Пробуждение

природы»

25.01

4

Животные весной.

   1

фронт., инд.

28.01

5

Занятия людей весной.

   1

фронталь

ная

1.02

Растения.

   6

1

Лес. Лиственные и хвойные деревья.

   

   1

фронт., инд.

Презентация

«Лес»

4.02

2

Плоды и семена.

   1

фронт., инд.

8.02

3

Лесные ягоды.

   1

фронт., инд

11.02

4

Грибы

   1

фронт., инд

15.02

5

День здоровья

18.02

6

Травы.

   1

фронталь

ная, групповая

22.02

Животные.

   7

1

Домашние животные. Корова.

   1

фронталь

ная, групповая

Презентация

«Домашние

животные»

25.02

2

Домашние животные. Свинья.

   1

фронталь

ная, групповая

29.02

3

Домашние животные. Кролики.

   1

фронталь

ная, групповая

3.03

4

Сравнение животных.

Свинья, кабан.

   1

фронт., инд.

7.03

5

Сравнение животных.

Кролик, заяц.

   1

фронт., инд

10.03

6

Значение домашних животных в жизни человека.

   1

фронтальная

14.03

7

Обобщающий урок по теме «Дикие и домашние жив.»

   1

фронталь

ная, групповая

Презентация

«Животный

мир»

17.03

 

   

4 четверть

(17 часов)

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

     Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Повторение изученных тем.

   1

28.03

Сезонные

изменения.

    5  

1

Лето. Изменения в природе.

   1

31.03

2

Признаки лета.

Летние месяцы.

   1

групповая

Презентация

«Что такое лето»?

4.04

3

 Растения летом.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Летние

растения»

7.04

4

Животные летом.

   1

фронт., инд.

11.04

5

Занятия людей летом.

   1

фронталь

ная

14.04

Животные.

   5

1

Птицы.

   

   1

фронталь

ная, групповая

Презентация

«Птицы»

18.04

2

День безопасности

1

21.04

3

Перелетные птицы.

Зимующие птицы.

   1

фронталь

ная, групповая

25.04

4

День здоровья

   1

28.04

5

Хищные птицы.

   1

фронталь

ная, групповая

5.05

Человек.

   6

1

Дыхание человека.

Профилактика простудных заболеваний.

   1

фронт., инд.

12.05

2

Кровь.

   1

фронт., инд.

16.05

3

Сердце. Пульс.

   1

фронт., инд

19.05

4

День защиты детей

   1

23.05

5

Окружающая среда и здоровье человека

   1

фронт., инд.

Презентация

«Как сохранить

здоровье»?

26.05

6

Питание человека.

Обобщающий урок по теме «Человек»

   1

фронт., инд

30.05

   

ОБЖ

1 четверть

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

     Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях.

   

   1

фронталь

ная

Слайды о

безопасности

3.09

2

Умение преодолевать страх.

     

   1

фронталь

ная

10.09

3

Уроки городской безопасности.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Правила поведения в городе»

17.09

4

Природа и безопасность.

   1

фронталь

ная

24.09

5

Почему случаются травмы?

   1

фронталь

ная

1.10

6

Как вести себя в лесу.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Правила поведения на природе»

8.10

7

Безопасность при любой погоде.

   1

фронталь

ная

15.10

8

Вредные привычки. Курение.

   

   1

фронталь

ная

Презентация

«Вредные

привычки»

22.10

9

Правила поведения во время осенних каникул

1

фронталь

ная

29.10

2 четверть

                       

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

     Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Основные правила безопасного поведения на льду.

  7

   1

фронт., инд.

Презентация

«Правила пове

дения зимой»

12.11

2

Как пешеходы и водители поделили дорогу.

     

   1

фронталь

ная

Фильм

«Пешеходы»

19.11

3

Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Транспорт»

26.11

4

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Дети и дорога»

3.12

5

Как вести себя с незнакомыми людьми.

   1

фронталь

ная

10.12

6

День здоровья

   1

17.12

7

Правила поведения во время новогодних праздников и зимних каникул

   1

фронт., инд

Презентация

«Пожарная

Безопасность»

24.12

3 четверть

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

     Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Основные правила пожарной безопасности.

   10

   1

фронт., инд

Презентация

«Пожарная

безопасность»

14.01

2

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах

     

   1

фронталь

ная

21.01

3

Правостороннее движение транспортных средств.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Дорожная

безопасность»

28.01

4

Перекрестки и их виды.

   1

фронталь

ная

4.02

5

Поездка в город.

   1

фронталь

ная

11.02

6

День здоровья

18.02

7

Дорога и ее элементы, правила поведения на ней.

   1

фронталь

ная

25.02

8

Ты-велосипедист.

   1

3.03

9

О чем говорят дорожные знаки.

   

   1  

фронталь

ная

10.03

10

Правила поведения во время весенних каникул

   

   1  

фронталь

ная

17.03

4 четверть

Содержание

Общее кол-во

часов по разделу

Кол-во

Часов по теме

Форма

контроля

Использование

     ИКТ

     Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1

Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

   9

   1

фронталь

ная

31.03

2

Мы – пассажиры.

     

   1

фронталь

ная

Презентация

«Поведение в

транспорте»

7.04

3

Поездка на автобусе.

   1

фронталь

ная

14.04

4

День безопасности

   1

21.04

5

День здоровья

   1

28.04

6

Безопасность на воде.

   1

фронталь

ная

Презентация

«Безопасность

на воде»

5.05

7

Безопасность при общении с животными.

   1

фронталь

ная

12.05

8

Как правильно обработать рану.

   

   1  

фронталь

ная

19.05

9

Повторение и обобщение по изученным темам.

Правила поведения во время летних каникул

   

   1  

групповая,

индивид.

26.05

Учебно – методический комплекс

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Основная литература

Дополнительная литература

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под  редакцией  В.В. Воронковой

Подготовительный, 1-4классы.

М.: «Просвещение»  2009 г.

1. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир». 3 класс. Учебник специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение» 2013 г.

1. Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО,

1.Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. И учеба и игра6 природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития»

2. Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль, «Академия развития»..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

КТП по предмету: Развитие устной речи на основе предметов и явлении окружающей действительности. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...