Литературная игра «Угадай-ка»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

 

Цели:

  1. Обобщить и закрепить знания детей о любимых произведениях и в игровой форме найти применение простейшим логическим умениям.
  2. Способствовать развитию коммуникативных умений детей в групповой деятельности.
  3. Развивать творческий потенциал учащихся в игровой театрально-импровизационной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_ugaday-ka_1_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

        Литературная игра «Угадай-ка»        

1 класс

Цели:

Обобщить и закрепить знания детей о любимых произведениях и в игровой форме найти применение простейшим логическим умениям.

Способствовать развитию коммуникативных умений детей в групповой деятельности.

Развивать творческий потенциал учащихся в игровой театрально-импровизационной форме.

Оборудование: портреты В. Осеевой, В. Драгунского, Н. Носова, выставка книг, карточки с заданиями, волшебный сундучок с двумя конфетами, призы для награждения.

Ход игры.

Работа в группах.

Оргмомент.

Звучит музыка.

-  Дорогие ребята сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить наши любимые произведения Виктора Драгунского, Николая Носова, Михаила Зощенко, Владимира Сутеева, В. Воронкову, А. Милна. Рассказы этих авторов вы прочитали дома, а сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Угадай-ка».

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

« Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!

В. Берестов

-Вы согласны  с Валентином Берестовым?

Конкурс « Узнавай-ка»

Дети рассказывают биографию авторов.

Валентина Александровна Осеева

(1902-1969)

Валентина Осеева родилась в Киеве в семье инженера-строителя. Она была весёлой, сообразительной девочкой, фантазёркой. После окончания гимназии Осеева поступила в театральный институт, но не закончила его. Она стала работать с беспризорными детьми. Своим воспитанникам она сочиняла разные истории и пьесы для театра.         

Валентина Осеева старалась разговаривать с детьми о том, что очень важно знать и понимать  маленькому ребёнку, иначе ему очень трудно будет жить. Её герои задумываются над своими поступками. С детства учатся различать, что плохо, а что хорошо.

Виктор Юзефович Драгунский

(1913-1972)

        Виктор Драгунский прожил всего 58 лет, но кем он только не был: шорником, лодочником, токарем, цирковым клоуном, актёром, детским писателем. Писать для детей он стал, когда ему было уже 46 лет, но он очень хорошо помнил своё детство. И  именно свои приключения описывал в детских рассказах. Наблюдая за своим сыном Дениской, он придумал цикл рассказов про Дениску Кораблёва  и его друга Мишку.

        Виктор Драгунский с юмором описывает такие серьёзные вещи, как верность в дружбе, любовь к родителям, умение радоваться жизни. Поэтому, когда мы смеёмся над приключениями героев, мы понимаем, что они хорошие люди.

Николай Николаевич Носов

(1908-1976)

        Николай Носов родился в Киеве в семье актёра. Окончив школу, работал рабочим на заводе. Потом работал режиссёром: снимал мультфильмы. А затем он написал свой первый рассказ «Затейники» и отправил его в журнал «Мурзилка». Он принёс ему успех, и тогда Николай Носов стал сочинять рассказы для детей. Герои Носова часто оказываются одни, без взрослых, они играют, шалят, путешествуют, теряются и находятся, делают уроки… Но каждая его смешинка нас чему-либо учит.

         Заслуженную славу принесла писателю повесть-сказка « Приключения Незнайки и его друзей». В этой повести есть одна хитрость: все жители Цветочного города – и дети, и взрослые одновременно. У всех героев есть своё дело. И только один Незнайка, шалун и непоседа, никак не найдёт себе место.

         Книги Носова мы читаем с большим интересом, потому что они веселы и поучительны.

Конкурс «Загадки»

Команды отгадывают загадки, называя отгадку, говорят из какого она произведения и кто автор.

Задремлю я и спою

Колыбельную свою.

Но когда я на охоте –

Вы меня не беспокойте.

(кот) Н.Носов «Живая шляпа»

С ветки в речку упадут,

Но не тонут, а плывут.

(листья) В. Осеева «Синие листья»

Я пузырилось и пыхтело,

Жить в квашне я не хотело.

Надоела мне квашня –

Посадили в печь меня.

А оттуда: румяные и вкусные,

И с мясом, и с капустой.

(пирожки) В. Осеева «Волшебное слово»

За водой идут –песни звонкие поют.

А назад идут –

Слёзы льют.

(вёдра) «Сыновья» В. Осеева

Весной зеленела,

Летом  загорала,

Осенью надела

Бусы из коралла.

(рябина) Н.Носов «Тук-тук-тук»

Ношу на голове поля,

Но это - вовсе не земля.

(шляпа) Н.Носов «Живая шляпа»

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

(собака) В. Сутеев «Мамин праздник»

Вот так загадка:

На донышке гладко,

Не видно – а сладко.

(сахар) Н.Носов «Леденец»

Собери название рассказов.

Ребятам даются слова, их надо собрать так, чтобы получилось название. При ответе назвать автора произведения (КАЖДОЙ ГРУППЕ ПО 3 НАЗВАНИЯ).

ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ

НЕПОСЛУШНАЯ МАМА

ДО ПЕРВОГО ДОЖДЯ

НЕ НАДО ВРАТЬ

ЖИВАЯ ШЛЯПА

ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА

ПРОСТО СТАРУШКА

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

МАМИН ПРАЗДНИК

ЧТО СКАЗАЛА МАМА

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

Можно добавить несколько ненужных слов.

Тёмная лошадка.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга – лучший спутник мой и друг.

Детям предлагаются отрывки произведений, они их продолжают.

…Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть… (Хрен)

 … Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать места. На одно сел сам, а на другое положил… (замазку)

… То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю … (фотоаппаратик).

… Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала… (корочку чёрного хлеба)

Конкурс «Пословицы».

- Подберите произведение, которое подходит к пословице.

Правда в огне не горит и в воде не тонет («Тайное всегда становится явным»)

Больше дела, меньше слов («Сыновья»)

Не смейся над старым, сам будешь стар («Просто старушка»)

Доброе слово сказать – посошок в руку дать («Волшебное слово»)

Волшебный сундучок.

Здесь спрятано кое-что из рассказа Владимира Сутеева.

(две конфеты)

Пантомима.

Детям раздать карточки с названиями произведений. Они с помощью пантомимы показывают сюжет из данного рассказа, если ребята его разгадывают, то команде вручается жетон.

      М. Зощенко «Самое главное»

      Н.Носов «Леденец»

      В. Осеева «Волшебное слово».

      Д. Драгунский «Первый день»

Счастливый случай.

1. Кого  испугались Мишка, Костя и герой рассказа? (ворону)

2. Кем назвал Дениску папа, когда отправлял в школу? (генералом)

3. Чем не поделились мальчики с бабушкой и мамой?  (печеньем)

4. Какую посуду разбил Мишка? (сахарницу)

5. Что купили Костя и Шурик когда пошли в кино? (2 мятных пряника)

6. О каком волшебном слове рассказал старичок Павлику? (пожалуйста)

7. Что дала бабушка Павлику, когда он сказал волшебное слово? (пирожок)

8. Что дала сестра Лена Павлику, когда он сказал волшебное слово? (краску)

9. Что обещал брат Павлику, когда он сказал волшебное слово? (покататься на лодке)

10. Какой сюрприз приготовили ребята маме в рассказе «Мамин праздник»? (куклу на чайник, юбку, коробку с конфетами).

11. Каким Андрюша хотел стать, когда сказал ребятам, что не боится их? (храбрым)

12. Каким Андрюша хотел стать, когда ударил собаку? (смелым)

13. Что оказалось самым главным? (быть умным)

14. Что задала писать на дом Ксения Алексеевна Дениске (4 палочки)

15. Что получил Минька за невыученное стихотворение? (единицу)

16. Что разукрасила девочка синим карандашом? (листья)

9. Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс игра Угадай сказки

очень увлекательное мероприятие...

Игра "Угадай слово"

Это игровой материал можно использовать на логопедических занятиях, дома для закрепления темы....

Игра "Угадай сказку" 1 класс

Интеллектуальная игра по литературному чтению для 1 класса....

игра "Угадай мелодию"

Мною была разработана игра "Угадай мелодию" для урока музыка....

Внеклассное мероприятие по музыке "Игра"Угадай мелодию"

Эта игра состоит из трёх туров. Перед каждым из туров проводится отбор участников из числа присутствующих. Победители 1, 2, 3 туров принима...

Литературная игра «Угадай – ка» Русские народные сказки о животных.

Целевая аудитория:  возраст 6-7 лет.Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить русские народные сказки о животных....

Литературная игра-викторина "Угадай сказку"

Главными целями данной игры являются:- активизировать детское чтение;- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;- организовать досуг учащихся....