Урок по литературному чтению во 2 классе.«Н.Н.Носов. « Живая шляпа».
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок по литературному чтению во 2 классе.

 

 

Тема урока:

 «Н.Н.Носов. « Живая шляпа».автор и его герои. Учимся работать с книгой»

 Цели и задачи урока:

дать представление о роли вступления к художественному произведению;

Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа;

Развивать чувство юмора ,представления детей о средствах создания образа писателем и художником;

Учить анализировать иллюстрацию;

Уточнить представления детей о смелости и трусости

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2 классе.

Тема урока:

 «Н.Н.Носов. « Живая шляпа».Автор и его герои. Учимся работать с книгой»

Урок по литературному чтению во 2 классе.

Тема урока:

 «Н.Н.Носов. « Живая шляпа».автор и его герои. Учимся работать с книгой»

 Цели и задачи урока:

дать представление о роли вступления к художественному произведению;

Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа;

Развивать чувство юмора ,представления детей о средствах создания образа писателем и художником;

Учить анализировать иллюстрацию;

Уточнить представления детей о смелости и трусости

1.


2










3



























4










































































5

































6

Орг.момент.


Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Стали грамотными»


Учитель:

 - почему девочка допустила ошибку?

-подберите рифму к словам «звали», «дом», «клетка»

-можно ли назвать это  стихотворение юмористическим?


Работа над новым материалом


1)Беседа. Вступительное слово учителя.

-Ребята ,сегодня нас ждет приятная встреча с одним из детских писателей –Николаем Николаевичем Носовым. Портрет его вы видите .

Есть писатели произведения которых намного переживают их самих. К их числу  принадлежит и Н.Н.Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад он остается одним из самых популярных и любимых  детьми авторов.

-А что знаете вы о Н.Н.Носове?  

(монтаж: биографическая справка)

2)Беседа, продолжение.

-Николай Николаевич Носов написал много забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Некоторые рассказы мы читали на уроке внеклассного чтения. Назовите их.

Ответы детей…


-Сегодня мы познакомимся с еще с одной историей. Она  произошла с такими же ребятами как вы, когда они сидели дома. Послушайте этот рассказ


3)Первичное знакомство с произведением. Чтение рассказа учителем  


4)Проверка воспрятия

 Учитель:

 -Н.Носов назвал рассказ «Жива шляпа».Как вы думаете почему?


Дети:

-из-за того, что под ней был котенок ,шляпа действительно казалась живой.

-она двигалась как живая.


Анализ произведения.

1)Работа над текстом.

Учитель:

 -почему, когда я читала этот рассказ, вы смеялись?

-А ведь мальчикам ,героям рассказа  было не до смеха.

-для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа.

 

Читают до слов «...что-то плюхнулось на пол»

2)структура текста.

 

 Учитель:

-узнали ли мальчики,кто скрывается под шляпой?

Дети:

Нет

Учитель:

А читатели?

Дети:

да

Учитель:

- значит, автор хотел, чтобы читатели знали,  того ,как котенок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.


Учитель:

 -какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

-смелые они мальчики или трусишки?


Чтение второй части рассказа до слов «ай –прыг на диван. Володя за ним. »

 Учитель- 

-что испугало мальчиков?

Дети: шляпа , которая двигалась

Учитель:

 понимали ли они .что шляпы не бывают живыми?

Дети: да, понимали.

 Учитель:

- найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

  Учитель:

 -значит, они испугались того, что обычный, знакомый  предмет ведет себя странно, непонятно?

Дети: да.

Чтение третьей части рассказа

До слов «прибежали на кухню»


Учитель: 

-какими словами говорит автор о состоянии мальчиков?

Дети: «трясутся от страха»

Учитель:

- герои очень испугались, он тряслись от страха.

-что же они предприняли ?


Чтение 4 части рассказа до слов «и стали швырять ее в шляпу»

 Учитель:

- кто из мальчиков, Володя или Вадик ,вам больше нравится?

-кто из них посмелее?

Ответы детей.


 Учитель: 

-почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?


Чтение рассказа до конца

 Учитель:

-что испытали мальчики, когда узнали, «секрет» шляпы?

Дети: облегчение

  Учитель: 

почему Вадик стал обнимать котенка, ласкать его?

Дети: ребята обрадовались, что прошел страх.

Им стало жалко Ваську, которому зря попало.

Учитель:

-как вы теперь ответите на вопрос смелые они мальчии или нет?

Дети: смелые

Учитель:

- как автор относится к свои героям?

Дети: с симпатией.


Закрепление.

Работа с иллюстрациями.

1)коллективная работа


 Учитель

- это веселый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события  следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках. Что очень трудно изобразить на картинке действие.

 Но посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрацию к рассказу.

Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а  все вместе  они рассказывают о том ,что случилось.


Задание группам: Подумайте и  расположите  данные            иллюстрации в соответствии с событиями   происходящими в рассказе. Дети обсуждают задание в группах. Затем дети выходят и составляют картинный план рассказа, поясняют ,какие эпизоды изображены на картинке.

2)Беседа по иллюстрациям

  Учитель:

-как вы думаете ,кто из них  Вадик, а кто Володя?

-как художник передает, что они «тряслись от страха»

-сравните, как сидят мальчики на первой и последней картинках?

-сказано ли в рассказе ,в какой позе сидят герои?

Дети

-нет

Учитель:

-художник должен перевести язык писателя- слово -на свой язык, -язык, язык красок

-итак, и писатель, и художник, каждый по-своему передают характер героя, его настроение. А мы читатели – постараемся передать характеры героев в чтении.


Итог урока:

 Учитель:

-Мы сегодня учились не только читать, но и думать над прочитанным.Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого нужно?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. Н.Н.Носов "На горке"

Урок литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе. Тема: "Писатели - детям". Н.Н.Носов "На горке". Урок второй. Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горк...

Урок литературного чтения во 2 классе" Н. Носов "Живая шляпа"

Урок чтения проводится во 2 классе. На уроке используются следующие технологии: словесная и творческая деятельность;  педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно-...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «Знакомство с Муми-семейством» (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», 1-я часть)

Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги "Шляпа волшебника". Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс) Н.Н.Носов "На горке"

Работа по развитию речи на уроке литературного чтения на основе изучения рассказа Н.Н.Носова "На горке"...

Урок литературного чтения 3 класс «Н.Н. Носов «Живая шляпа»»

Конспект урока по литературному чтению...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Н.Носов "Живая шляпа"...