рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по ФГОСам
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2_klass_vosstanovlen.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

  1. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч.

Во 2 классе  136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

  1. Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);   выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
  • читать  целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;  при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;  
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер  литературных героев,  приводить примеры их поступков в соответствии с качествами  героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

 Творческая деятельность

  • читать текст, соблюдая при чтении  орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
  • пересказывать текст  подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Метапредметные

Регулятивные УУД

  1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
  2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
  3. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
  4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

  1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
  2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
  3. Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
  4. Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
  5. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
  6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме.
  2. Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  3. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  4. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.).
  5. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  6. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
  7. Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
  8. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Личностные

  1. Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
  2. Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков,  поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
  3. Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
  4. Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
  5. Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
  6. Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
  7. Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
  8. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  9. Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
  10. Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
  11. Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
  12. Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
  13. Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
  14. Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
  15. Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
  16. Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
  17. Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
  18. Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
  19. Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
  20. Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
  21. Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
  22. Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
  23. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
  24. Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
  25. Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
  26. Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
  27. Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
  28. Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
  29. Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.

  1. Основное содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных

произведений).

2 класс - 136 часов

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Русские писатели (14 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Из детских журналов (9 ч)

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

Писатели детям (17 ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и в серьез (14 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран (12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот  в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

- правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;

- средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения), образность и выразительность слова.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- различать на слух произведения различных жанров;

- правильно, сознательно, достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 50 слов в минуту;

- соотносить темп чтения с содержанием высказывания и текста;

- уметь убыстрять и замедлять темп речи чтения; увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;

- читать художественные произведения по ролям;

- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание;

- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;

- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебнике;

- передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению.

  1. Библиографический список

Учебный комплект по литературному чтению:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.,Голованова М. В. и др Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 частях. Издательство «Просвещение» 2012г.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 2 класс. Издательство «Просвещение» 2012г.
  3. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение»       2011г.
  4. С.П.Гетто, А.В.Данилова Поурочные разработки по литературному чтению. К учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение В 2-х частях. 1 класс». Издательство «Экзамен» 2010г.
  5. Электронное приложение MP 3 диск к учебнику. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.,Голованова М. В. и др Литературное чтение 2  класс, издательство «Просвещение» 2012г.
  6. Итоговая аттестация  О.Н.Крылова издательство «Экзамен» 2012 г.
  7. Контрольно-измерительные материалы Литературное чтение Москва «ВАКО» 2011г.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)        

1.

Самое великое чудо на свете. Р.Сеф «Читателю».

03.09

Самое великое чудо на свете (4ч.)

2.

Самое великое чудо на свете.

05.09

3.

Самое великое чудо на свете. Библиотеки.

06.09

4.

Самое великое чудо на свете. Книги.

07.09

5.

Наши проекты. О чём может рассказать школьная библиотека.

10.09

Устное народное творчество (15ч.)

6.

Устное народное творчество.

12.09

7.

Русские народные песни.

13.09

8.

Русские народные потешки и прибаутки.

14.09

9.

Считалки, небылицы.

17.09

10.

Загадки. Пословицы и поговорки. Внеклассное чтение

«На ярмарке». Малые фольклорные жанры.

19.09

11.

Вступление к разделу «Сказки». Ю.П.Мориц «Сказка по лесу идёт».

20.09

12.

«Петушок и бобовое зёрнышко» (русская народная сказка).

21.09

13.

«У страха глаза велики» (русская народная сказка).

24.09

14.

Развитие речи. Подготовка к обучающему сочинению.

26.09

15.

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка). Внеклассное чтение

Русские народные сказки

27.09

16.

«Лиса и журавль» (русская народная сказка).

28.09

17.

18.

«Каша из топора» (русская народная сказка).

 «Гуси-лебеди» (русская народная сказка).

01.10

03.10

19.

Проверочная работа. Оценка достижений. Внеклассное чтение

Сказки А.С. Пушкина

04.10

20.

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

05.10

Люблю природу русскую! Осень. (8ч.)

21.

Люблю природу русскую! Осень.

08.10

22.

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

10.10

23.

Стихи об осени. Внеклассное чтение

Сказки русских писателей

11.10

24.

А.А.Фет «Ласточки пропали…»

12.10

25.

Осенние листья.

15.10

26.

В.Д.Берестов «Хитрые грибы».

17.10

27.

М.М.Пришвин «Осеннее утро». Внеклассное чтение

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского

18.10

28.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Осень.». Оценка достижений.

19.10

Русские писатели (14ч.)

29.

А.С.Пушкин «У лукоморья…»

22.10

30.

Стихотворения А.С.Пушкина.

24.10

31.

32.

33.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов об осени

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

25.10

26.10

29.10

34.

Обобщающий урок по теме «Сказки Пушкина».

31.10

35.

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

09.11

36.

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».

12.11

37.

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».

14.11

38.

39.

Л.Н.Толстой «Филиппок». Внеклассное чтение

Рассказы о животных В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина

15.11

16.11

40.

Рассказы Л.Н.Толстого.

19.11

41.

Развитие речи. Подготовка к сочинению.

21.11

42.

И.П.Токмакова, Ю.Н.Могутин. Стихи. Внеклассное чтение

«Всё наоборот»,  весёлые стихи Д.И. Хармса, А.И.Введенского, Ю.Д. Владимирова и других поэтов

22.11

43.

Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений.

23.11

О братьях наших меньших (12ч.)

44.

О братьях наших меньших.

26.11

45.

Б.В.Заходер «Плачет киска…». И.М.Пивоварова «Жила-была собака…».

28.11

46.

В.Д.Берестов «Кошкина щенок». Поговорим о домашних животных. Внеклассное чтение

Стихи о детях и для детей С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова

29.11

47.

48.

М.М.Пришвин «Ребята и утята».

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

30.11

03.12

49.

50.

Развитие речи. Подготовка к сочинению.

Б.С.Житков «Храбрый утёнок». Внеклассное чтение

Сказки и стихи К.И. Чуковского

05.12

06.12

51.

В.В.Бианки «Музыкант».

07.12

52.

Развитие речи. Подготовка к изложению.

11.12

53.

В.В.Бианки «Сова».

12.12

54.

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Оценка достижений.

13.12

Из детских журналов (9ч.)

55.

Из детских журналов. Внеклассное чтение

Рассказы и сказки Н.Н. Носова

14.12

56.

Д.И.Хармс «Игра».

17.12

57.

Д.И.Хармс «Вы знаете?».

19.12

58.

Д.И.Хармс, С.Я.Маршак «Весёлые чижи».

20.12

59.

Д.И.Хармс «Что это было?».

21.12

60.

Д.И.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов о зиме

24.12

61.

Ю.Д.Владимиров «Чудаки».

26.12

62.

А.И.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

27.12

63.

Наши проекты. Любимый детский журнал.

28.12

Люблю природу русскую! Зима (9ч.)

64.

Люблю природу русскую! Зима. И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. Стихотворения о первом снеге.

10.01

65.

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою». Внеклассное чтение

«Что? Где? Когда?

Энциклопедии и справочники

11.01

66.

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза».

14.01

67.

Развитие речи. Подготовка к изложению.

16.01

68.

«Два мороза» (русская народная сказка).

17.01

69.

С.В.Михалков «Новогодняя быль». Внеклассное чтение

«Всё-всё-всё»  А. Милн

18.01

70.

А.Л.Барто «Дело было в январе».

21.01

71.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Зима».

23.01

72.

Проверочная работа. Оценка достижений.

24.01

Писатели – детям. (17ч.)

73.

Введение в раздел «Писатели-детям». Внеклассное чтение

Творчество Э.Н. Успенского

28.01

74.

К.И.Чуковский «Путаница».

30.01

75.

Развитие речи. Подготовка к изложению.

31.01

76.

77.

К.И.Чуковский «Радость». Внеклассное чтение

Творчество Г.Б. Остера

К.И.Чуковский «Федорино горе».

01.02

04.02

78.

С.Я.Маршак «Кот и лодыри».

06.02

79.

С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

07.02

80.

С.В.Михалков «Мой щенок». Внеклассное чтение

Рассказы В.Ю. Драгунского

08.02

81.

А.Л.Барто «Верёвочка».

11.02

82.

А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

13.02

83.

А.Л.Барто «Вовка-добрая душа».

14.02

84.

Н.Н.Носов «Затейники». Внеклассное чтение

Былины и богатырские сказки

15.02

85.

86.

Н.Н.Носов «Живая шляпа».

18.02

20.02

87.

88.

Н.Н.Носов «На горке». Внеклассное чтение

Стихи и рассказы о папе.

21.02

22.02

89.

Обобщение по разделу «Писатели-детям». Оценка достижений.

25.02

Я и мои друзья (10ч.)

90.

Развитие речи. Подготовка к изложению.

27.02

91.

Введение в раздел «Я и мои друзья».

Стихотворения В.Д.Берестова, В.В.Лунина.

28.02

92.

Н.А.Булгаков «Анна, не грусти!». Внеклассное чтение «Мама – самое главное слово».

01.03

93.

Ю.И.Ермолаев «Два пирожных».

04.03

94.

95.

В.А.Осеева «Волшебное слово».

06.03

07.03

96.

В.А.Осеева «Хорошее».

11.03

97.

98.

В.А.Осеева «Почему?».

Развитие речи. Подготовка к сочинению.

13.03

14.03

99.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений. Внеклассное чтение

Сказки народов мира

15.03

Люблю природу русскую! Весна. (9ч.)

100.

Введение в раздел «Люблю природу русскую! Весна».

18.03

101.

Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне.

20.03

102.

Стихотворения А.Н.Плещеева о весне.

21.03

103.

А.А.Блок «На лугу». С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот». Внеклассное чтение

Зарубежный фольклор

22.03

104.

И.А.Бунин «Матери».

03.04

105.

А.Н.Плещеев «В бурю».

04.04

106.

Е.А.Благинина «Посидим в тишине». Внеклассное чтение

Сказки Ш. Перро

05.04

107.

Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел».

08.04

108.

Наши проекты. Газета «День Победы – 9 мая».

10.04

И в шутку и всерьёз (14ч.)

109.

Введение в раздел «И в шутку и всерьёз».

11.04

110.

Б.В.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», Внеклассное чтение

Сказки Г.Х. Андерсена

12.04

111. 112.

Развитие речи. Подготовка к составлению теста-описания.

Б.В.Заходер «Песенки Вини-Пуха».

16.04

17.04

113. 114.

Э.Н.Успенский «Чебурашка». 

Э.Н.Успенский «Чебурашка». 

Внеклассное чтение

Сказки братьев Гримм

18.04

19.04

115.

Стихотворения Э.Н.Успенского.

22.04

116.

Стихотворения В.В.Берестова.

24.04

117.

Стихотворения И.П.Токмаковой.

25.04

118. 119.

Г.Б.Остер «Будем знакомы». Внеклассное чтение

Д.Р. Толкен «Хобитт, или Туда и обратно»

26.04

29.04

120. 121.

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Внеклассное чтение Д. Родари «приключения Чипполино»

02.05

03.05

122.

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Оценка достижений.

06.05

Литература зарубежных стран (12ч.)

123.

Введение в раздел «Литература зарубежных стран».

08.05

124.

Американские и английские народные песенки. Внеклассное чтениеА. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

10.05

125.

«Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».

13.05

126. 127.

Ш.Перро «Кот в сапогах».

15.05

16.05

128.

Ш.Перро «Красная Шапочка».

17.05

129.

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

20.05

130. 131.

Э.Хогарт «Мафин и паук».

Внеклассное чтение

Обобщающий урок по литературным сказкам, игра

«Умники и Умницы»

22.05

23.05

132.

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

24.05

133.

Проверка навыков чтения.

27.05

134.

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Оценка достижений. Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов о весне

28.05

135.

136.

Резерв учителя.

29.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В.  и  требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием вид...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС ("Школа России")...

рабочая программа по литературному чтению 4 класс по фгос

рабочая программа по литературному чтению 4 класс...