Главные вкладки

    Упражнения для повышения техники чтения в начальной школе
    методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

    Жарова Елена Геннадьевна

    Упражнения для повышения техники чтения учащихся

    Жарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

    1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

             Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

     2. Жужжащее чтение.

     Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).

     3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

     На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

    4. Чтение пред сном.

     Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

     5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

     Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

     6. Многократность чтения.

     В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система И.Т.Федоренко – И.Г. Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

     7. Приём стимулирования учащихся.

    В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник ( ежедневно).

     Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

    1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

    2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

     Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение " про себя", образцовое чтение учителя.

     Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priyomy_na_chtenii.docx13.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Упражнения для повышения техники чтения учащихся

    Жарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

    1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

             Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

     2. Жужжащее чтение.

     Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).

     3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

     На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

    4. Чтение пред сном.

     Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

     5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

     Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

     6. Многократность чтения.

     В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система И.Т.Федоренко – И.Г. Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

     7. Приём стимулирования учащихся.

    В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник ( ежедневно).

     Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

    1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

    2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

     Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение " про себя", образцовое чтение учителя.

     Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

    В данном материале содержатся тексты для проверки техники чтения в начальной школе . Тексты разделены отдельно по классам....

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:1) смысловую – т.е. понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста2) техническую (подчиненную с...

    Тексты для проверки техники чтения в начальной школе

    Тексты с заданиями составлены в соответствии с требованиями ФГОС для 1-4 классов....

    Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

    Тексты для проверки техники чтения в начальной школе....

    Текстовые задания для проверки техники чтения в начальной школе УМК Школа России

    Материал подобран дляучащихся 1-4 классов и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Кроме того, прилагаются задания к текстам, которые позволяют данную работу проводить гораздо интереснее и...

    Текстовые задания для проверки техники чтения в начальной школе УМК Школа России

    Материал подобран дляучащихся 1-4 классов и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Кроме того, прилагаются задания к текстам, которые позволяют данную работу проводить гораздо интереснее и...

    Повышение техники чтения в начальной школе

    материал для развития техники и скорости чтения в начальной школе...