Методы и приемы повышения техники чтения в начальной школе
статья по чтению (1, 2 класс)

Айларова Залина Юрьевна

Обобщение опыта работы по увеличению скорости и качества чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Чтение занимает важное место в жизни каждого культурного человека. Именно через чтение книг  дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. Развитие интереса к чтению начинается задолго до того, как ребёнок сам научится читать, формирует правильную речь.  Развивается  поэтический слух, чувство языка, словесное творчество детей. Главный результат –  умение говорить литературным языком,  передавать свои мысли и чувства в процессе общения точно,  выразительно, грамматически правильно.

    Однако современный ребенок , легко и в большом количестве, получающий информацию из интернета, телевидения,  кино, теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир , дать знания и представления о жизни, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

     В. А. Сухомлинский считал, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.

    Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. Слабочитающий ученик в средней и старшей школе обречен на неуспеваемость. Ученики начальной школы находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости и понимания прочитанного. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда есть группа слабочитающих детей.

    Очень часто автоматизации навыка чтения мешает отсутствие беглости. Причины медленного чтения разные. Кто-то из учащихся не очень хорошо знает буквы, кто-то «теряется» в пространстве печатного листа и не всегда помнит, где начинается строка, встречаются трудности артикуляции, недостаточный объем зрительного внимания, у кого-то не сформировалось чувство ритма и трудности с контролем дыхания. А у кого-то трудности обусловлены комплексом этих и других причин. Поэтому, для того, чтобы научиться хорошо читать, мало просто тренироваться – нужно попытаться устранить причины, которые мешают достичь необходимой беглости и осознанности чтения.

    Чтобы сформировать навыки быстрого чтения, улучщить работу артикуляционного аппарата, развить представление о пространстве и образе слова, совершенствовать зрительное восприятие, улучшить контроль дыхания и чувство ритма, необходимо  регулярно выполнять специальные упражнения, двигаясь от простого к сложному. Такая комплексная работа обязательно приведет к положительному результату.

Хочу представить упражнения, которыми я пользуюся для повышения техники чтения.

Приведу несколько примеров.

  1. Чтение слоговых таблиц разной сложности.

https://eks33.ru/assets/repicwe5f3a8.jpg

  1. Чтение чистоговорок.

ПИ-ПИ-ПИ – пёс на цеПИ.

ПО-ПО-ПО – река ЛимПОПО.

ПЫ-ПЫ-ПЫ – золотые сноПЫ.

ОП-ОП-ОП – на грядке УКРОП.

АП-АП-АП – след кошачьих ЛАП.

УП- УП-УП – будет вкусный СУП.

ПА-ПА-ПА – рассыпана круПА.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. 
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

3.Ребенку предлагаются таблицы, где буквы перемешаны. Нужно найти заданную букву и обвести её карандашом или раскрасить. В качестве дополнительного упражнения можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на эту букву

Найди и обведи все буквы В

П Р В О Ж М В Ч Н Ф В А Ж В

И М Р В С Н Г В В Р У Ч Д В Л

В С Г Л В Р И М В Н К В У О А

М А В Ч Л В Т И Р О В Ж К П В

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d05/00032dcc-e9b189d3/hello_html_7c79134b.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0591/000681b8-aae912c7/hello_html_m2de7bda8.png

 

4.Чтение задом наперед.

Прочитай слова, начиная с последней буквы.

АМИЗ, ГЕНС, ДЁЛ, ДОЛОХ, ИКНАС, ЗОРОМ, КОТАК

Чтение в обратном порядке – это весело, полезно и увлекательно. Прочитав несколько слов или предложений, предлагаю перечитать текст еще раз, но в обратном порядке, т.е. от конца к началу. Цель упражнения – добиться, чтобы скорость чтения в прямом и обратном порядке сравнялась.

5. Нахождение слов в таблице.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/043c/0001b1eb-46e47106/5/hello_html_34e21287.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/v/veAJlwt4uHq8LFm2kBXpNMDizQhR0YS9aEZUjy/slide-5.jpg

6. Словесные пирамиды и клиновидная цифровая таблица.

    Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

Словесные пирамиды 1

Самый простой вариант  клиновидной цифровой таблицы – это одно- и двухзначные числа от 0 до 18, причем числа справа и слева совпадают. 

https://4brain.ru/blog/wp-content/uploads/2021/07/4BRAIN_%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B8%D1%81-01%D0%B0_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F.png

7. Упражнения на расширение поля зрения.

    Большинство детей  в 1 и 2 классе читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. 

    Помогают расширить поле зрения числовые квадраты - « таблицы Шульте». Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

Таблица Шульте 1        Таблица Шульте 2

  • 8. Ремонт слов

   Восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

Текст с пропущенными окончаниями

9. «Зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки».

Приемы скорочтения

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2019/4/18264_27d66b000ed68b15fa974f55f36f69af.jpg

http://naymenok.ru/wp-content/uploads/2018/10/skorost-chteniya-rebyonka-6.png

    Эти и другие регулярные упражнения помогут детям освоить и улучшить навыки чтения. В процессе обучения мы можем обращаться к различным  методикам, включающие таблицы для скорочтения, упражнения и тексты для быстрого чтения. Самое главное - хвалить ребёнка за успехи и мотивировать его обучиться хорошо читать, чтобы открыть для себя новые возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для повышения техники чтения в начальной школе

Упражнения для повышения техники чтения учащихсяЖарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений....

« Методы и способы отработки техники чтения в начальных классах»

    В практической деятельности учителя начальных классов методам и способам отработки техники чтения уделяется большое внимание, так как в дальнейшем без отработанного навыка чтения ...

Приемы повышения техники чтения

Разработан уникальный материал, повышающий уровень техники чтения в начальных классах....

Презентация "Методы и приемы по усовершенствованию техники чтения в начальной школе"

Научить ребенка читать и привить ему любовь к книге -  основная задача  учителя начальных классов.Чтение  воспитывает и развивает ребенка.Слабочитающий ученик в среднем и старшем звене ...

Повышение техники чтения в начальной школе

материал для развития техники и скорости чтения в начальной школе...

«Активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе»

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...

Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе

Формы, методы и приёмы обучения на уроках в начальной школе...