Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".
материал по чтению на тему

Честнова Тамара Юрьевна

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Сегодня перед российской образовательной системой стоит непростая задача:  формирование и развитие мобильной самореализующейся  личности,

способной к обучению   на протяжении всей жизни .Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и  творческих способностей.

Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы

учитель не просто четко представлял, но и умел использовать образовательные технологии ,которые направлены  на    развитие такой личности.  

Наша цель- успешная социальная интеграция выпускника. Мы должны создать условия для того, чтобы реализовались творческие и познавательные задатки личности, чтобы наш ученик был снабжён теми ресурсами, которые позволят ему успешно войти в жизнь.

Тема моей работы «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых  технологий  ( 1 ступень обучения).                                                          

Учителю начальных классов важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, их способность удивляться, поддерживать активность детей и развивать их творческие способности.

В  своей работе мы сталкиваемся с такими противоречиями:

-Между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к чтению и литературе.

-между уменьшением количества часов по литературному чтению (4ч) и необходимостью воспитывать читателя в начальной школе.

-между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы  только по школьной программе.

-между низкой техникой чтения по окончании начальной школы и

необходимостью сформировать у учащихся читательские навыки осознанного беглого чтения.

Проблема:  нежелание учащихся  читать книги,  низкие показатели техники чтения.

Цель : создать условия для формирования читательской  компетенции младших школьников, совершенствовать навыки осознанного беглого чтения.

Для достижения этой цели я ставлю  следующие задачи:

-Замечать любые творческие проявления учеников.

-Создавать условия для развития  творческих способностей на уроке.

-Привлечь учащихся к активной работе с помощью игровых технологий.

Ожидаемые результаты:

-положительная динамика техники чтения у 80% обучающихся.

-сформированность  читательской компетенции младшего школьника.

-расширение кругозора  ,интеллектуального и творческого развития детей.

-применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности.

-рост удовлетворённости результатами  образования со стороны обучающихся  и их родителей.

Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. На уроках литературного чтения  я  провожу творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация.  Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:

- Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета, для которой надо аргументировать; письмо, работа с тестами и др.)

- Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);

- Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.

Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы, дальнейшее совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Для оптимизации деятельности учащихся творческие задания позволяют включить школьников в разные виды деятельности, например,  в деятельность иллюстратора, актера, рассказчика. Главная задача учителя  -пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текста. Литературное  чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала.  

Игра –основная деятельность детей .  Она является средством первоначального обучения ,усвоения детьми «науки до науки». Руководя игрой , педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей.

     Творческие задания  с применением игровых технологий- это  собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения,  литературные игры, головоломки,   кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки .

Рассмотрим варианты  творческих заданий с применением игровых технологий.

«Напиши сказку о путешествии осеннего листочка, используя прием олицетворения». Вот какую сказку написала моя ученица 4 класса Черникова Анастасия.

 «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»

 «Жил-был листочек. Он был маленький, зелененький и очень веселый. Когда- то он висел на большом могучем дубе. Веселым он был потому, что у него было очень много друзей, таких, как и он. Когда была ясная погода, они нежно перешептывались между собой. И если подойти к этому дубу, можно было услышать разные сказки. А когда наступила осень, листочки слетали с деревьев, и попадали в гербарий к детям».

Пословицы   и    поговорки   –   традиционный    дидактический   набор   на уроках с использованием игровых технологий.

Задания   могут   быть   такими:

1.Прочитай    одно    (по  выбору)   предложение  – пословицу.  Устно    передай    ее    основной    смысл.    Сформулируй   тему.

2. Отталкиваясь    от     данного   предложения,    разверни   свою   мысль,  в  письменной     форме  ( от 5- 15 предложений)    Текст  может    иметь    форму    небольшого    рассказа,   поучительной    сказки,    маленького стихотворения     или    текста    рассуждения.

Сочинение загадок .

Последовательность работы:

1.        Учитель демонстрирует любой предмет. Например:  гвоздь, кубик, т.д.

2.        Предлагает назвать разные признаки, которыми обладает этот предмет.

Например: форма, размер, цвет, вещество и др.

3.        Просит придумать аналогии по указанным признакам. Например,  гвоздь:  по форме - как гриб;  по размеру - как палец;  по цвету - как уголь;  по веществу - как машина;  по назначению - как клей.

4    Составляет загадку:

По форме - как гриб,

По размеру - как палец,

По цвету - как уголь,

            По веществу - как машина,

            По назначению - как клей. («Гвоздь»)          

 Приём «аналогия по рифме». Учитель выбирает любые созвучные пары слов (день - пень, весна - красна...) и вместе с детьми анализирует их: чем они похожи, чем отличаются.

Подбери слово (антонимы). Это задание начинается с известной игры «Наоборот».

Тебе скажу я: "Далеко!",        

А ты ответишь: "Близко!",

Тебе скажу я: "Высоко!",

А ты ответишь: "Низко!",

А потом учитель предлагает свои слова.

Тебе скажу я: "Потолок ",

А ты ответишь:...

''Пол", - отвечали дети.

Тебе скажу я: "Босиком ",

А ты ответишь:...

"В ботиках", - отвечали дети .

Работа с иллюстрацией к тексту.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:

  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
  • школьники обмениваются рисунками;
  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту.

Интересную работу  провожу по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

Делаем так:

  • – по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
  •  – какие строки из текста вы соотнесете с ними;
  •  – определите количество кадров.

Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов - 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

  • Лепка и аппликация.
  • Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
  • Книжки-самоделки.
  • Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением.  Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.
  • В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
  • Продолжение произведения (придумывание конца)

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение, берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.  

  • Творческое сочинение.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех.

  Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Хочу привести некоторые стихотворения.

***

Снег летит ко мне в окошко.

 Засыпая все дорожки.

 К нам во двор пришла зима.

 Будет долгая она!

(Вика)

***

У меня есть кошка.

 Она глядит в окошко.

 И хочет поскорей

Завести себе друзей.

(Максим)

 Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни.

Работа с кроссвордами.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир.

 Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей.

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может  дед  Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения.

Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.

Общее стихотворение”.

Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.

“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)

Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.

По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.

Учитель.

Маленькая кнопочка.

 Лежала в коробочке…

Настя Ч.

Тут девочка пришла

 И кнопочку нашла.

Вика К.

Прошептала она:

 – Ах, я одна. Ах, я одна.

 Никому я не нужна.

Гена Ф.

Она вышла тихонько

 И вдохнула легонько.

Костя К.

Попасть хотелось ей туда,

Куда звала её душа.

Небылица за 10 минут”

Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

Кто это был (была)?

Как выглядел (-а)?

Куда пошел (шла)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (ее) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.

Оценка эффективности работы, результата.

Выполняя специально разработанные творческие  задания, младшие школьники становятся активными  и сознательными участниками образовательного процесса:  

  • прогнозируют, формулируют тему урока;
  • определяют новые слова из произведения до чтения текста;
  • участвуют в постановке вопросов к тексту;
  • сами составляют и формулируют для себя задания.  

Таким образом,  выполнение работ творческого характера  с использованием игровых технологий  содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

В результате проделанной мною работы у детей повысилось  качество  знаний, стремление к  творческому решению поставленных задач, замечен  рост учебной мотивации,  благоприятным стал психологический  климата в классе и крепкий  дружный  коллектив. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети стали более  активными, чаще проявляют инициативу, у них появилась уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Данный материал может использоваться, как на уроках, так и внеклассной работе, КВНах,  на занятиях внеурочной деятельноcти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

В этой работе прибоводятся некоторые примеры по развитию творческих способностей учащихся....

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...