Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.
статья по чтению (4 класс)

  В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые в 4 классе по программе УМК «Школа России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

Аннотация. В статье представлены формы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые в 4 классе по программе УМК «Школа России».

Ключевые слова: литературное образование, младший школьник, игровые технологии, литературное чтение, читательские умения, читательская деятельность, методы театральной педагогики.

В программе «Литературное чтение» (авторы-составители: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова) указывается: «Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений». Исходя из этой цели, авторы включили в содержание программы новый раздел «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности».

Как же формировать читательские умения? Очевидно, что работа по их развитию и совершенствованию не может ограничиться рамками начального этапа обучения. Более того, формирования читательских качеств может длиться всю сознательную жизнь человека. Однако уже в начальных классах учитель может заложить их основы. Для этого необходимо обратить внимание на формирование читательских умений, без которых не может эффективно осуществляться никакая читательская деятельность.

Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться для развития читательских умений младших школьников, я выделила игровые технологии. Игра – привычная и желанная форма деятельности для ребенка. Игра — одна из древнейших и тем не менее актуальных технологий обучения.

Проблему игровой деятельности разрабатывали в России К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Классификация педагогических игр во многом обуславливает место и роль игровой технологии в учебном процессе. Попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:

  • игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;
  • игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации; игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;
  • деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала. Наибольшее распространение находит применение игровых технологий при проведении уроков повторения, основной целью которых является определение полученных знаний и умений учащихся в обобщенной форме.

Использования на уроках литературного чтения игр и приёмов, способствующие развитию читательских умений младших школьников.

1. Игра «Угадай автора». Задание — отгадать имена писателей по фактам их биографий.

Например,

  • Образование получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени (И. А. Крылов);
  • Пятилетним ребенком пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (В. М. Гаршин);
  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и ученые столицы (В. Ф. Одоевский);

2. Игра «Темная лошадка». Узнайте героя сказки по описанию и представьте его. Ученикам дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя. Например,

  • «Она была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила» (Рукодельница из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»);
  • «Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами, молитвой.  …» (Роза из сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»);
  • Очков с полдюжины себе она достала;

       Вертит Очками так и сяк:

       То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

       То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак (Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»);

3. Игра «Установи последовательность» (на примере произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце»). Задание — расположить эпизоды произведения в правильном порядке.

Серебряное копытце. 4

Поход в лес. 2

Сиротка. 1

В лесу без дела. 3

Мурёнка исчезла. 5

4. Игра «Горячий стул». Задание — определять героев произведения, ориентироваться в содержании художественного текста.

Правила игры: Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске.

Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя.

Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее

«нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя.

Например, загадывается Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки».

Ты героиня басни;

Ты героиня басни И. А. Крылова;

Ты к старости слаба глазами стала;

Ты достала себе с полдюжины очков и так далее…

5. Игра «Бюро находок».  Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок. Например, из раздела «Литературные сказки» 4 класс «Школа России» определить, из какого произведения эти предметы.

- кошка (П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

- кольцо (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)                                          

- пружинка («Городок в табакарке» В.Ф. Одоевский)

- цветник (В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»);

6. Игра «Прочитанные книги». Задание — определить названия и авторов произведений по приведенным фрагментам. Например,

  • «Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется» (Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»);
  • Как неожиданно и ярко,

   На влажной неба синеве,

   Воздушная воздвиглась арка

   В своем минутном торжестве! (Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и ярко»);

  • Скоро сам узнаешь в школе,

   Как архангельский мужик

   По своей и Божьей воле

   Стал разумен и велик (Н.А. Некрасов «Школьник») и т.д.

7. «Диаманта». Задание — устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста.

Правила игры: На первой и последней строках пишутся имена противоположных персонажей. На второй строке — 2 прилагательных к первому персонажу, на третьей строке — 3 глагола к первому персонажу, на четвертой строке — 2 словосочетания (одно к первому персонажу, другое ко второму). Пятая и шестая строки являются зеркальным отражением второй и третьей, только они уже раскрывают другого персонажа.  

Например, на основе басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»: 

1. Ворона

2. Доверчивая, глупая

3. Взгромоздилась, призадумалась, каркнула

4. Наивная птица / Рыжая плутовка

5. Бежала, подходит, говорит

6. Коварная, хитрая

7. Лисица

Например, на основе сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»);

1. Роза

2. Счастливая, добрая

3. Любит, наслаждается, мечтает

4. Красивый цветок/Безобразная жаба

5.Лезет, спит, пожирает

6. Завистливая, ленивая

7. Жаба

8. Игры-путешествия («По страницам любимых книг», «Строим музей сказок») Ролевые игры использую в 3-4 классах. Например, игра «В гости к Маленькому Принцу»», в ходе, которой обучающиеся на определенное время становятся путешественниками, «встречаются» с героями произведения);

9. Литературные аукционы («Кто больше назовет?..»)

10. Лото «Перепутанные страницы». В речь одного героя вставлены слова другого. Убрать их.

11. Пантомимой изобразить настроение героя (в какой-то момент его жизни).

12. Приём «А если бы…»

13. Приём «От имени одного героя рассказать о другом герое»

14. Приём «Ответь на вопрос героя» (Зачитывается вопрос, заданный героем произведения. А какой был ответ?)

15. Приём «Вы режиссер»: какие фрагменты из произведения вы бы взяли к постановке фильма?

16. Но самой любимой игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный. А чтобы свою роль сыграть, надо хорошо знать и осмыслить прочитанный текст.

Среди представленных форм работы, применяемых на уроках литературного чтения можно выделить основные методы театральной педагогики, относящиеся к методам стимулирования процесса образования:

  • метод игрового существования;
  • метод театрализации;
  • метод игровой драматизации;
  • метод физических действий К.С. Станиславского.

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения способствует решению задач по работе с художественным текстом:

  • определять главную мысль и героев произведения;
  • воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
  • этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
  • определять основные события и устанавливать их последовательность;
  • озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
  • задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
  • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт;
  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения, способствуют развитию читательских умений.

Применение игровых технологий на уроке литературного чтения создает предпосылки для активизации познавательной деятельности и раскрытия творческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.

Важнейшим читательским умением, без которого невозможна культура полноценного восприятия и интерпретации художественного текста, является умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины. Именно на этапе начального обучения необходимо как можно больше внимания уделять развитию этой замечательной детской способности, способности к переживанию радости, печали и гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах. Именно воображение и умение чувством отзываться на художественный текст - это те ключи, которые открывают читателю мир искусства слова.

Список литературы

1. Милюгина Е. Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. — Вып. 3 (9). — С. 182–187.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с. — С. 81.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с. — С. 127.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — С. 53–55

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами

Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать те...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Статья "Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья посвящена использованию игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...

Отчет по самообразованию по теме: «Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников»

Отчет по самообразованию на тему: "Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников"....