ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Коткова Нина Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_igra.docx50.98 КБ
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_lit-ry.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к чтению. Почему это происходит?   Многие учителя думают о том, как разбудить у детей интерес к чтению.  Среди прочих средств законное прочное место занимает игра.  Она и название носит обнадёживающее – дидактическая, познавательная, интеллектуальная.  

           Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Проблему игровой деятельности разрабатывали в России К.Д.Ушинский,                      П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии  личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Цель:  формировать устойчивый интерес к чтению через использование игровых технологий

В ходе данной деятельности будут сформированы следующие УУД.

Познавательные:

обучение построению высказываний в устной форме;

развитие монологической речи обучающихся;

обучение  передачи своего настроения при выразительном чтении ;
Личностные:

воспитание учебно-познавательного интереса к учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

 установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные:

развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


        В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Я считаю, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

На уроках литературного чтения я использую самые различные игровые технологии, которые превращают мои уроки в незабываемое действие, сказку. Конечно, при использовании игровых технологий на своих уроках я соблюдаю правила обеспечивающие привлекательность игр.

  • Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Возможность действия для каждого ученика.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели
  •  Соответствие возрастным особенностям ребенка.

Игру и игровой момент можно использовать на различных типах уроков литературного чтения. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

В свое практике очень часто: вместо обычного вступления предлагаю,   иное начало урока  – например: определить  тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием; игры - рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении, особенно если это веселые рассказы или стихи; игра «брейн-ринг»  по басням И. А. Крылова, произведениям К.И.Чуковского, как одна из форм закрепления пройденного материала; викторины по сказкам, произведениям о природе использую на этапе проверки знаний по литературному чтению; игра «Что? Где? Когда?» - при проверке домашнего задания; вопросы составляются по предложенному алгоритму. Иногда я предлагаю на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать, кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь. А чтобы заинтересовать своих детей  темой «Устное народное творчество»,  мы с ребятами отправлялись  в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор, затем путешествовали  по стране сказок. Я использовала на этом уроке ролевые игры.   При знакомстве с стихотворениями про осень  предлагала  создать «живую картину» используя игру «Художник», «Фантазеры».  

«Общее стихотворение» - на этапе рефлексии. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера) – на уроках внеклассного чтения.

     Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.  

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра,  расширяя,  интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

   Использование игровых технологий на уроках литературного чтения влияет на уровень активности детей на уроке, индивидуальный рост и успеваемость. Я провела анализ успеваемости  детей своего  класса в рамках учебного предмета «Литературное чтение» за 2 последних года обучения. Результаты получились следующими:  

 Анализ успеваемости

     

Подводя итог выше изложенному можно отметить  «плюсы» использования игровых технологий на уроках литературного чтения:

- способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствуют использованию знаний в новой ситуации;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать,  вместо того, чтобы идти вперёд. Интересный  урок  способен  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

К.Д.Ушинский говорил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

 Игра учит. Следовательно, это средство обучения. «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар « Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе» Подготовила : Коткова Нина Николаевна, учитель начальных классов 1 категории МБОУ Виткуловская СШ

Слайд 2

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к чтению. Почему это происходит? Многие учителя думают о том, как разбудить у детей интерес к чтению. Среди прочих средств законное прочное место занимает игра. Она и название носит обнадёживающее – дидактическая, познавательная, интеллектуальная.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ игровых технологий Развитие познавательного интереса обучающегося Развитие самостоятельности Развитие творческого потенциала обучающегося

Слайд 4

Цель игровых технологий на уроках литературного чтения – формировать устойчивый интерес к чтению через использование игровых технологий Задачи : формировать умение самостоятельно творчески мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи через игру развивать коммуникабельность, память, внимание , мышление, воображение; сохранять физическое и психическое здоровье детей во время учебного процесса при использовании игровых технологий

Слайд 5

В ходе данной деятельности будут сформированы следующие УУД. Познавательные: обучение построению высказываний в устной форме; развитие монологической речи обучающихся; обучение передачи своего настроения при выразительном чтении ; Личностные: воспитание учебно-познавательного интереса к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; установка на здоровый образ жизни.

Слайд 6

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Слайд 7

Коммуникативные : развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Слайд 8

Разнообразие игровых технологий Интеллектуальные Обучающие Творческие Познавательные Развивающие Трудовые Спортивные Игры с применением ИКТ(компьютерные) Обобщающие Сюжетные Предметные Ролевые Игры-драматизации Игры-имитации Игры с предметами и без предметов

Слайд 9

Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Возможность действия для каждого ученика. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели Соответствие возрастным особенностям ребенка. Правила, обеспечивающие привлекательность игр

Слайд 10

Результат использования игровых технологий в моей практике: Активизирует познавательную деятельности обучающихся; Тренировка памяти, которая помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки Стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес Способствует преодолению пассивности Способствует усилению работоспособности; Создание на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал , проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения

Слайд 11

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения: Игра «Кто больше подберет рифм» Пирожок – рожок, горшок,… Даль – медаль, печаль.. Грач – мяч, циркач,..

Слайд 12

Игра «Сочини последнюю строчку» Сел на ветку снегирек . Брызнул дождик – он промок, Ветерок, подуй слегка …………….. Игра «Шифровка » Мчребушоркалтвшкеащ Шифр: 2 4 5 6 9 11 15 16 18 Игра «Собери пословицу»

Слайд 14

Игра «Шифровка» 1 вариант Игра «Шифровка» 2 вариант Расшифровав запись, узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке. 17, 18, 10, 26, 3, 10,15. Ответ: Пришвин Ответ: сказка, рассказ

Слайд 15

- В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркни их. Из оставшихся букв сложи слово и ты получишь свою оценку за урок. Х Т В А Н Ж З О З Х Ч И Л А Ж В отлично Этап подведения итогов

Слайд 16

Игровые технологии Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения; Способствует использованию знаний в новой ситуации; Является естественной формой труда ребенка; Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной; Подготовка требует больших затрат времени; Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание; Сложность в оценке обучающихся. «ЗА» «ПРОТИВ»

Слайд 17

Анализ успеваемости детей своего класса в рамках учебного предмета «Литературное чтение» за 2 последних года обучения. Использование игровых технологий на уроках литературного чтения влияет на уровень активности детей на уроке, индивидуальный рост и успеваемость .

Слайд 19

«Учитель и ученик растут вместе» Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игра является одной из самых древних и наиболее целесообразных технологий обучения. Игровые технологии оказывают положительное влияние на формирование духового мира школьников, формирование их читател...

Статья "Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья посвящена использованию игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе....

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"...