Статья "Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Статья посвящена использованию игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе»

Автор: Донских Марина Анатольевна учитель ГБОУ школа № 455 с углублённым изучением английского языка

Колпинского района Санкт-Петербурга

Любите книгу, она облегчает вам жизнь,

дружески поможет разобраться в

пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств,

событий, она научит вас уважать 

человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце

чувством любви к миру, к человечеству.

М.Горький.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начальной школы. Одновременно с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Приобщение к книге – одна из основ духовно-нравственного воспитания школьника.

Как говорил Сухомлинский В.А. «Если с детства у ребёнка не воспитывать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой, на свет Божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Если мы желаем детям счастья, то научим его любить книгу!

 Книги всегда являлись источником знаний, впечатлений и вдохновения. Чтение и сейчас занимает важное место в жизни человечества. С раннего детства и до глубокой старости мы познаём загадки бытия благодаря литературе различных жанров. 

Ценностью особого рода является чтение, т.к. в процессе общения с книгою человек не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала.

Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету.

Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. После изучения определенного произведения предлагается обучающимся поставить собственный спектакль. Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива.

Можно предложить каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся содержания произведений, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает отметку. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний.

 Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, эффективны, подойдут игры-путешествия. Можно заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Сказок или в Библиотечную страну. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Учащиеся гораздо быстрее запомнят сюжет, героев, автора, если они будут ассоциироваться с положительными эмоциями.

Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память у детей, творческие способности. Кроме того, таким образом, учащиеся отлично разбираются в пройденном материале. Они буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа. Хорошие результаты также дает игра-импровизация.

 На одном из уроков предлагается ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его.

Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования. Педагог разделяет класс на две команды. Далее ребятам предлагается решить поставленные задачи (сопоставить литературного героя с названием произведения, составить ребус по названию, решить кроссворд). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов.

Виды литературных игр.

Литературные игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения литературе игры.

Существуют такие виды литературных игр, как викторины, кроссворды, шарады, ребусы, головоломки, КВНы, аукционы, инсценировки, «отгадай писателя», литературные «прятки», ученый совет, различные конкурсы (чтецов, рисунков, на лучший вопрос по теме произведения, на лучшую литературную игру) и другие. Рассмотрим примеры игровых технологий, которые целесообразно использовать на уроках литературного чтения.

«Отгадай писателя» - командная игра, когда одна команда загадывает фамилию писателя, а другая команда определяет его по вопросам, на которые может получить только ответ «да» или «нет». За неверную отгадку засчитывается одно штрафное очко. За три штрафных очка игрок выбывает. За три правильных ответа – награда.

Литературные «прятки» - игра, где ученик готовит рассказ, в который «прячет» слова из прочитанного произведения. Другие учащиеся внимательно вслушиваются в рассказ, определяя, какое произведение задумано их товарищем.

Литературный КВН – образовательно-развлекательная игра, проводящаяся между двумя или несколькими командами и включающая в себя ряд конкурсов (приветствие, турнир капитанов, разминка, домашнее задание и др.) литературного содержания.

Литературный аукцион – массовая игра, построенная по принципу аукциона. Предметом «продажи» являются литературные вопросы и задания.

Литературная игра по одному произведению или творчеству одного писателя, имитирующая какую-либо известную телевизионную игру («Звездный час», «Умники и умницы», «Своя игра», «Самый умный» и др.) - ролевая игра, правила которой известны учащимся по любимым теле - проектам.

 Инсценировка – подготовка литературного произведения или его части к показу на сцене.

 «Каждый – писатель» - игра, в которой учитель начинает рассказ несколькими придуманными им фразами, а каждый последующий ученик продолжает рассказ предыдущего. В результате должен получиться связный рассказ.

Весь интерес и смысл игры заключается в том, что каждый из «авторов» и свободен в своем вымысле и связан с предшествующим рассказчиком. Можно таким образом сочинять сказки, рассказы, фельетоны.

Ученый совет – ролевая игра с учебным текстом. Учащиеся читают текст, распределяют роли автора, редактора, критика, незнайки, специалиста, членов ученого совета. Каждый в своем амплуа оценивает текст, говорит о его содержании; члены ученого совета добавляют, поправляют выступающих.

Все представленные игры могут быть обучающими или контрольными, составленными по одному произведению или по определенной теме, циклу.

Школьное детство как особый период в жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет каждый человек. Заложенные в этом возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь не только одного человека, но и поколений. Для формирования интереса к чтению в есть разнообразные формы организации занятий:

-литературная гостиная, 

-занятие-спектакль,

-конкурсы,

-занятие-праздник,

-занятие-интервью,

-интегрированное занятие,

-конференция,

-устный журнал,

-литературные встречи,

-литературный ринг

-занятие-диспут,

Образовательные технологии:

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии:

- компьютерные технологии;

- технология развивающего воспитания и обучения;

- здоровье сберегающие технологии, игровые технологии;

- проектные технологии.

Считаю, что более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями её создания, библиотекой будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, к желанию больше читать книги самостоятельно.

Для формирования положительной мотивации младших школьников могут быть использованы следующие способы и методы стимулирования и мотивации интереса к обучению математике у учащихся: использование эффекта удивления, создание проблемной ситуации, применение эвристической беседы, использование аналогии, сравнения, противопоставления, создание ситуации заинтересованности; подбор познавательных игр, использование учебных дискуссий, создание ситуации свободного выбора учащимися учебной задачи, создание ситуации эмоционально - нравственных переживаний, ситуации увлеченности, использование метода анализа жизненных ситуаций, создание на уроке ситуации успеха; использование наглядности; формирование у учащихся мотивов долга и ответственности в учении; использование исторического материала; применение нового математического факта; использование метода целесообразных задач; использование наблюдений, подражания, измерения, эксперимента, использование открытой информации; применение на уроках математики практических задач.

Педагогу стоит уделять особенное внимание внеурочной деятельности по математике, в том числе математическим конкурса. Цель такой работы – 21 привить интерес и любовь к математике, развить оригинальное мышление и возможность принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях. Регулярная и систематическая внеурочная деятельность поддерживает у учеников интерес к математике

Интерес обучающихся к математике зависит от качества учебной работы на уроке. Применяя различные формы развития мотивации к математике, можно значительно повысить интерес к изучению предмета, а соответственно и успеваемость.

Математика является важнейшей составляющей начального образования. Эта дисциплина играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться, а также создает основы для формирования приёмов различной умственной деятельности, такие как: проведение анализа и сравнения, умение классифицировать и описывать объекты, определение закономерностей и причинно-следственной связи, выстраивание логических цепочек рассуждений, развитие пространственного мышления. В соответствии с требован

Для развития мотивации к обучению у младших школьников педагогам необходимо использовать совокупность факторов: оптимизировать требования деятельности, использовать индивидуальный подход к обучающимся, учитывать физические и психофизиологические возрастные особенности, применять в педагогике психолого-педагогические знания и методы, проводить тренинги, любить свою деятельность и транслировать это ученикам (далеко не все педагоги удовлетворены своей работой, школьники это понимают, и у них возникает отсутствие интереса к предмету).

Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения 

Обучение в сотрудничестве – это методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, рисунок и т.д.).

Обучение в малых группах по методике сотрудничества очень полезно для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята.

Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.

Позитивная взаимосвязь членов группы друг с другом во время работы может основываться на общей цели, задании, материале, награде и т.д. Для эффективности работы малых групп необходимо создать условия, не позволяющие кому-то из ребят «спрятаться» за спинами и получить оценку за чужой труд. В этом помогают организационные роли, которые распределяются между членами группы. Это организатор работы, протоколист (записывает идеи и результаты работы), оратор (докладчик), наблюдатель («хранитель правил»), контролёр (проверяет освоение новых знаний членами группы). Можно добавить и другие роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения

Презентация  на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игра является одной из самых древних и наиболее целесообразных технологий обучения. Игровые технологии оказывают положительное влияние на формирование духового мира школьников, формирование их читател...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"...