ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Гореванова Екатерина Александровна

Игра является одной из самых древних и наиболее целесообразных технологий обучения. Игровые технологии оказывают положительное влияние на формирование духового мира школьников, формирование их читательского опыта, развитие коммуникативной компетенции, способности к самостоятельному литературному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е.А. Гореванова, г. Шадринск, Россия

Игра является одной из самых древних и наиболее целесообразных технологий обучения. Игровые технологии оказывают положительное влияние на формирование духового мира школьников, формирование их читательского опыта, развитие коммуникативной компетенции, способности к самостоятельному литературному творчеству.

Под игровыми технологиями принято рассматривать достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Отличительной особенностью педагогической игры является четко обозначенная цель обучения и запланированный в соответствии с ней педагогический результат.

Применение игровых технологий предупреждает утомление. Они позволяют заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Использование игровых технологий в начальной школе позволяет:

–        проводить уроки в нетрадиционной форме;

–        раскрывать креативные способности учащихся;

–        дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

–        развивать коммуникативные навыки учащихся;

–        обеспечивать свободный обмен мнениями;

–        учитывать возрастные психологические особенности школьников;

–        организовывать процесс обучения в форме состязания;

–        облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

–        ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

–        практически закреплять полученные знания;

–        формировать мотивационную сферу учащихся;

–        расширять кругозор детей;

–        формировать навык совместной деятельности.

Уроки литературного чтения в начальной школе являются неотъемлемым элементом воспитания культуры человека, средством воспитания и развития личности. Приобщать ребенка к чтению необходимо именно в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения. Решение данной проблемы возможно при правильном выборе методов обучения детей младшего школьного возраста, являющихся актуальными на сегодняшний день.

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет решить следующие задачи по работе с художественным произведением:

1)        выявлять основную мысль и находить героев произведения, воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, которые изображены автором;

2)        давать оценку поступкам персонажей, демонстрировать отношение к героям произведения;

3)        устанавливать важнейшие события и определять их последовательность;

4)        придумывать название тексту, отражая в заголовке главную мысль текста;

5)        формулировать и задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, аргументируя свои ответы примерами из текста;

6)        устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

7)        формулировать элементарные выводы, учитывая содержание текста;

8)        уметь характеризовать персонажей;

9)        интерпретировать текст, учитывая его жанр, структуру, язык;

10)        распознавать отличительные признаки художественных произведений;

11)        вести рассказ на основе сюжета известного литературного произведения;

12)        работать в группе, разрабатывая сценарии и инсценируя прочитанное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта.

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала. Наибольшее распространение находит применение игровых технологий при проведении уроков повторения, основной целью которых является определение полученных знаний и умений учащихся в обобщенной форме.

Игровые технологии на уроках литературного чтения могут внедряться в различных формах:

1)        игры-реконструкции, которые предполагают наличие воображаемой ситуации, происходящей в прошлом или настоящем, а также распределение ролей;

2)        игры-обсуждения, включающие в себя наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений;

3)        игры-соревнования, которым характерно наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей;

4)        игры-поручения. Игровая задача и игровые действия в них опираются на предложения что-то сделать. Например, «Помоги Незнайке расставить строчки в стихотворении», «Помоги Карлсону закончить пословицу» и т.д.;

5)        игры-предположения, типа «Что было бы…?» или «Что бы я сделал?», «Кем бы ты хотел быть и почему?», «Кого бы из героев сказки ты выбрал себе в друзья?» и т.д. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

6) игры-загадки, используемые на уроках литературного чтения для проверки знаний по прочитанным произведениям, находчивости и т.д.;

7)        игры-беседы (диалоги), основу которых составляет общение педагога с учениками, детей с педагогом и учащихся друг с другом. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Необязательно проводить весь урок в игровой форме, можно использовать лишь отдельные игровые моменты, ситуации, позволяющие развивать у школьников интерес к литературному чтению.

Игра«Инсценировка».
На  дом  было  дано  чтение  рассказа по  ролям. Учитель  заранее  готовит карточки,  на  которых  написаны герои  рассказа  и  предметы, соответствующие  герою.  Дети выбирают  карточку  с  названием  героя  и  подходящий  предмет,  затем читают  по  ролям.

Игра«Картинная галерея».
         Дети  вывешивают  на  доске  рисунки  к произведению,  выполненные  дома. Учитель просит  учеников  пересказать  отрывок  из произведения, к  которому  сделан  рисунок. Либо  учитель  просит  найти  отрывок  из произведения,  который  отображает нарисованное,  и  прочитать  его выразительно.

Игра«Шифровка».
       Дети  расшифровав, узнают название  произведение,  над которым  будут  работать  на   уроке. (Чебурашка).

Игра«Собери слово».
             Помоги Незнайке. Вставь  пропущенные  буквы. Выпиши  их  по  порядку. При  правильном выполнении  задания  получится  новое слово,  которое  будет  темой  урока.

Игра «Расшифруй персонажей рассказов»

Игра «Фантазеры» Придумай сказку по вопросам.

Игра «Отгадай имя героя сказки» и многие другие.

Таким образом, применение игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет создавать на уроке неформальную обстановку, позволяющую ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-либо новом качестве, реализовать навыки, сформированные в период обучения. Игровые технологии вызывают у детей интерес к урокам литературного чтения, делают их разнообразными, содержательными. Однако педагогам не следует забывать о том, что игровые технологии на уроке являются не развлечением, а учебной деятельностью, сложной, но интересной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе Подготовила: Гореванова Е.А., учитель начальных классов

Слайд 2

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Слайд 3

Технология (от греч. « techne » - искусство, мастерство, умения и «логос» - наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Под " игровыми технологиями " в педагогике понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Слайд 4

Использование игровых технологий в начальной школе позволяет: – проводить уроки в нетрадиционной форме; – раскрывать креативные способности учащихся; – дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников; – развивать коммуникативные навыки учащихся; – обеспечивать свободный обмен мнениями; – учитывать возрастные психологические особенности школьников; – организовывать процесс обучения в форме состязания; – облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс; – ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности; – практически закреплять полученные знания; – формировать мотивационную сферу учащихся; – расширять кругозор детей; – формировать навык совместной деятельности.

Слайд 5

Задачи по работе с художественным произведением: 1) выявлять основную мысль и находить героев произведения, воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, которые изображены автором; 2) давать оценку поступкам персонажей, демонстрировать отношение к героям произведения; 3) устанавливать важнейшие события и определять их последовательность; 4) придумывать название тексту, отражая в заголовке главную мысль текста; 5) формулировать и задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, аргументируя свои ответы примерами из текста; 6) устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

Слайд 6

7) формулировать элементарные выводы, учитывая содержание текста; 8) уметь характеризовать персонажей; 9) интерпретировать текст, учитывая его жанр, структуру, язык; 10) распознавать отличительные признаки художественных произведений; 11) вести рассказ на основе сюжета известного литературного произведения; 12) работать в группе, разрабатывая сценарии и инсценируя прочитанное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта.

Слайд 7

Игровые технологии на уроках литературного чтения могут внедряться в различных формах: 1) игры-реконструкции; 2) игры-обсуждения; 3) игры-соревнования; 4) игры-поручения; 5) игры-предположения; 6) игры-загадки; 7) игры-беседы (диалоги) и др.

Слайд 8

«Инсценировка». На дом было дано чтение рассказа по ролям. Учитель заранее готовит карточки, на которых написаны герои рассказа и предметы, соответствующие герою. Дети выбирают карточку с названием героя и подходящий предмет, затем читают по ролям.

Слайд 9

«Картинная галерея». Дети вывешивают на доске рисунки к произведению, выполненные дома. Учитель просит учеников пересказать отрывок из произведения, к которому сделан рисунок. Либо учитель просит найти отрывок из произведения, который отображает нарисованное, и прочитать его выразительно.

Слайд 11

«Шифровка». На доске: мЧребушоркалтвшкеащ Шифр: 2 4 5 6 9 11 15 16 18 Дети расшифровав, узнают название произведение, над которым будут работать на уроке. (Чебурашка).

Слайд 12

1 2 3 А И В Н Б Г Л Т В А Е Д Г Р З Ц Д С О Ю Б2, В2, А2, А1, Б2, А1, Д1, А1, Г3, А1( « Лев и Лисица » ) Б2, А1, Д1, А1, Г3, В1, А1,А2, А1, А3, Д2, Б1, Г1, В1, В3 («Лисица и виноград»)

Слайд 13

«Собери слово». Помоги Незнайке. Вставь пропущенные буквы. Выпиши их по порядку. При правильном выполнении задания получится новое слово, которое будет темой урока. ко_ёл с_лдат кру_а с_ль ста_уха (топор) печ_а смек_лка при_ёл р_нец (каша) «Каша из топора» т о п о р а к ш а

Слайд 14

Расшифруй персонажей рассказов АБЕТРЯ КОНЁУТ НТУМАЗЫК ОВАС НЕЩКО УТЁНОК РЕБЯТА МУЗЫКАНТ СОВА ЩЕНОК

Слайд 15

«Фантазеры» Придумай сказку по вопросам: – Кто это был? – Как выглядел? – Куда пошел? – Кого встретил? – Что ему сказали? – Что он ответил? – Что ему сделали? – Какова была его реакция? – Чем вся история закончилась? – Вывод или мораль.

Слайд 18

Сказка

Слайд 19

А ленький цветочек С тарик К олобок К от в сапогах З аяц А йболит

Слайд 20

«День и ночь». Игра даётся на развитие памяти. Разучивание стихотворения в классе. На каждое стихотворение даётся 3 слайда: 1-й слайд: чтение, обсуждение стихотворения. 2-й слайд: «ночь»- закрываются некоторые слова, «день»- прочитать стихотворение , восстановив слова. 3 слайд: «ночь»- ещё закрываются несколько слов, «день»- прочитать стихотворение, назвав правильно пропущенные слова

Слайд 21

Парус. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом !.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. М.Ю.Лермонтов

Слайд 22

Парус. Белеет парус В тумане моря Что ищет он в стране ? Что кинул он в краю ?.. М.Ю.Лермонтов

Слайд 23

Парус. Белеет парус В тумане моря Что ищет он в стране ? Что кинул он в краю ?.. М.Ю.Лермонтов

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения

Презентация  на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Статья "Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья посвящена использованию игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"...