Проект во 2 классе «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов».
статья (чтение, 2 класс) на тему

Колибабчук Надежда Николаевна

 

Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем с иллюстрацией детской книги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КНИГА – УЧИТЕЛЬ,

КНИГА – НАСТАВНИК,

КНИГА – БЛИЗКИЙ

ТОВАРИЩ  И  ДРУГ.

УМ, КАК РУЧЕЙ
ВЫСЫХАЕТ И СТАРИТСЯ,

ЕСЛИ ТЫ ВЫПУСТИШЬ
КНИГУ ИЗ РУК,

В. БОКОВ

Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем с иллюстрацией детской книги.

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.

Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Больше всех уделял внимание этому вопросу К. Д. Ушинский, написавший так много о положительном значении картинки в обучении.  

Психологические особенности читателя – ребёнка младшего школьного возраста обуславливают необходимость работы с иллюстрацией детской книги как средства эстетического развития. А задача руководителей детского чтения – сделать эту работу увлекательной, эмоционально насыщенной, несущей новые впечатления, используя инновационные методы и принципы педагогики сотрудничества. Именно такой подход для данной возрастной категории может обеспечить благоприятное развитие у ребёнка творческого начала и эстетического восприятия книги.

Так же задача учителей состоит в том, чтобы на уроках литературного чтения осуществить подход к произведению как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная реализация эстетических богатств книги, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя.

Интерес к книжной иллюстрации возникает еще в раннем детстве. Всегда привлекают книги, в которых красочные иллюстрации помогают  раскрывать её содержание.

Сам термин "иллюстрация", в переводе с латинского,  означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Детская книга – результат сотворчества писателя и художника -  иллюстратора. «Писатель написал литературное произведение, художник

 «проиллюстрировал» - неточное слово, правильнее было бы сказать «превратил в книгу».[1] Дети с их способностью к интерпретации воспринимают книжные иллюстрации как самостоятельные графические рассказы, « вставные новеллы» художника в сказочной повести».[2] 

На уроках литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100», по которой мы работаем, прежде чем начать изучать произведение, рекомендуется на первом этапе работы с текстом до чтения приём антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения) мы обращаемся к иллюстрации, делая предположения о чём, о ком будем читать. C первого класса, авторами программы, рекомендуется при подготовке к устному рассказу о героях, детям самостоятельно закончить план произведения виде картинок, либо полностью составить картинный план к прочитанному произведению. Так же на уроках риторики мы начали изучать тему «Читаем учебную книгу». В этой теме есть раздел «Рисунки и иллюстрации», в котором объясняется их роль в тексте.

Так возникла тема нашего проекта  «Иллюстрирование  произведений детских писателей, поэтов».

Целью нашей работы является прочтение книги глазами художника, а так же подбор цветового решения к каждому произведению.

 Мы  поставили перед собой и решали следующую задачу:

 - создать красочные иллюстрации, помогающие понять содержание произведения.

 Гипотеза нашего проекта такова: если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональней и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное, прочувственное им.

Юный читатель, воспринимающий прекрасное, размышляет и переживает вместе с героями книги, постигает через иллюстрацию литературное произведение. Полифония эмоционального, образно-художественного вызывает у младших школьников целую гамму чувств, ассоциаций. Опыт такого отношения к восприятию художественной иллюстрации может закрепиться в устойчивой форме, если он повторяется достаточно часто, что будет способствовать общему развитию ребёнка. Прежде всего, опыт восприятия во взаимосвязи иллюстрации и литературного текста сказывается на развитии творческого, образного мышления.

2. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью в психическом развитии детей является обучение. Лучший стимул к чтению - это интерес. Без активности читателя, направленной на предмет книги, она не будет прочитана. Мера стремления узнать, прочитать у ребенка возрастает со степенью «новизны» и занимательности того, о чем говорится в книге. Занимательность не может быть самоцелью для писателя и художника детской книги, но для того, чтобы удержать внимание ребенка, она очень нужна. Занимательность в книге - это катализатор внимания, воображения, интереса к предмету книги. Внимание активизируется эмоционально построенной книгой, занимательная книга - это книга эмоционально воздействующая.[3]

Привлечь ребенка, сообщить ему настроение можно проблемным построением иллюстраций, т.е. таким, которое необычно ставит задачу и выдвигает пути ее решения. Это могут быть введение в оформление, в иллюстрации «необъяснимых» моментов, интригующих читателя, использование загадочных рисунков, фотографий, постановка вопросов и т.д.[4]

Синтез иллюстрации и литературного произведения, именуемый детской книгой, - явление сложное и неповторимое, приводящее к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивающее чувства и способность выразить их в словесной форме (помогает развитию литературной речи младших школьников).

Работа  с книжной иллюстрацией расширяет возможности литературно – образных систем, здесь происходит не простое изображение действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление даёт возможность юному читателю проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их. Построить к ним своё отношение – и закрепить это отношение в собственных художественных образах  - самостоятельных творческих работах.

Методика по воспитанию читателей-детей средствами синтеза искусства иллюстрации и литературных текстов предполагает наличие трёх основных компонентов: восприятия иллюстрации детской книги, приобретения знаний о творчестве художников-иллюстраторов, участие юного читателя в самостоятельном творческом процессе (создание иллюстраций, сказок-импровизаций, стихов, сочинений и др. творческих работ).

3. Описание проекта «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов».

Вид проекта:  групповой, межпредметный (риторика, литературное чтение, технология, ИЗО).

Продолжительность:  краткосрочный (1-2 недели)

Участники: учащиеся 2 «А» класса, школьный библиотекарь, учитель, родители.

Образовательная область: знакомство с художественной литературой,  развитие речи, изобразительная деятельность.

Первый этап (сбор информации) проводился во внеурочное время. Дети приносили разнообразные книги из дома, при рассмотрении книг проанализировали их оформление. Ребята сделали выводы, что их привлекают яркие, красочные, крупные иллюстрации.

Следующий шаг на этом этапе был сравнительный анализ иллюстраций разных художников. Дети подобрали  книги одного автора, с одинаковым названием, но с разными иллюстраторами.  Здесь ребята познакомились с хорошо известными детскими иллюстраторами. Сравнительный анализ иллюстраций разных художников позволил детям различать их творческий почерк. После индивидуальных и групповых бесед юные читатели могут узнавать манеру письма определённого художника, различать  творчество художников: Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Полухина, Анатолия Резника, В. Конашевича. Так же узнали кто такие художники – анималисты, авторы – художники в одном лице.

В этот же период (сбор информации) библиотекарь провела библиотечный урок, на котором познакомила ребят со структурой книги. Затем предложила детям поупражняться в сборке книги по предложенной схеме. Собрав книги, каждая группа доказала, что их книга собрана согласно предложенному плану.

Далее проследовала реализация проектов. Ребята в группах выбрали произведение, которое решили проиллюстрировать. Из дома дети приносили готовые иллюстрации к произведению. В группах ребята выбрали те рисунки, которые более удачно иллюстрируют произведение.

К отбору титульного листа (который занимает центральное место)  ребята подошли очень тщательно. Здесь они показали те знания, которые получили во время библиотечного урока – правильная структура оформления: автор, название, иллюстрация, перечисление всех художников – иллюстраторов, год и место издания.

И вот наступил долгожданный этап – сборка книг.

На этапе представления результатов – дети представили свои проекты на суд группам. Один представитель зачитывал текст произведения, а другой демонстрировал иллюстрации. Ребята из других групп оценивали красочность, яркость и соответствие тексту иллюстраций.

В библиотеке была организована выставка «Иллюстрируем вместе», где были представлены работы (проекты) детей.

В ходе проекта ребята не забыли вспомнить о правилах обращения с книгой. Так родилась идея акции «Сохраним книги», на уроке технологии дети изготовили закладки для книг, которые подарили учащимся 1 класса А.  

Заключение.

Воспитание интереса к чтению у младших школьников средствами

синтеза иллюстрации и литературного текста – процесс целенаправленного воздействия на  понимание прочитанных детьми произведений. Под влиянием  иллюстрации дети лучше и правильнее овладевают содержанием прочитанного и воспроизводят его более адекватно, правильно, кратко и образно с картинкой, нежели без картинки. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и выводы главной мысли из него при чтении с картинкой  более правильные, чем без картинки.[5]

В чем же нужно искать объяснения того факта, что учащиеся  с иллюстрацией  воспроизводят прочитанное гораздо лучше, чем без картинки. Объяснить это можно тем, что иллюстрация  является для детей ничем иным, как графическим рассказом на ту же тему, что и текст. В картинке основная мысль дается детям в непосредственном образном восприятии, поэтому графический рассказ, воспринятый ребенком через иллюстрацию, соответствующую тексту, осмысливается им  гораздо легче, чем словесный текст. Ребенок сразу усматривает в картинке основной замысел художника, который преподносит основную идею в ярком образном, эмоциональном выражении. Это обстоятельство делает близким для понимания ребенка сюжет, выраженный в иллюстрации, поэтому он его быстро схватывает и усваивает.

                                                                            Приложение № 1.

Игра «Войди в сказку» направлена на развитие внимания к деталям художественного текста: рассказ или отрывок из сказки читается вслух, затем ребятам показывается иллюстрация, а они должны указать то место, к какому относится эта иллюстрация.  

Увлекает школьников игра «Фантазия». Учитель останавливает чтение литературного произведения и предлагает читателям самостоятельно закончить произведение. Дети проводят сравнительный анализ собственных литературных работ с вариантом писателя.

«Золотое пёрышко». Читателям показывают иллюстрацию и предлагают написать на эту тему сказку или стихи.

«Сравнить». Учитель предлагает сравнить иллюстрации различных художников к одному произведению.

Приложение № 2.

Литература:

Болховитинова C.М. и др.  Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий. - Учебное пособие., 2000.

Ивина В. М. Роль иллюстраций в процессе овладения чтением на разных этапах его развития. – М.: Просвещение.,1951.

Петровский М. Книги нашего детства. – М.: Книга., 1986.

Тимофеева И. Н. 100 книг вашему ребенку.,- М.: Книга., 1987.


[1] Петровский М. Книги нашего детства. – Книга., 1986. – с. 30.

[2] Петровский М. Книги нашего детства. – Книга., 1986. – с. 30.

[3] Болховитинова C.М. и др.  Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий. - Учебное пособие., 2000.

[4] Болховитинова C.М. и др.  Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий. - Учебное пособие., 2000.

[5] Ивина В. М. Роль иллюстраций в процессе овладения чтением на разных этапах его развития. – М.: Просвещение.,1951.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)

Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет....

Проект "Детские писатели. Агния Барто"

Актуальность:Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению. Ак...

Кроссворды к произведениям детский писателей и поэтов (Э.Успенский)

Кроссворды к произведениям детский писателей и поэтов (Э.Успенский)...

Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты"

Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты" ....

Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты" (часть 3).

Презентация для уроков литературного чтения содержит иллюстративный материал и рекомендательные списки произведений авторов, изучаемых в начальных классах....

Презентация по литературному чтению во 2 классе "Корней Иванович Чуковский. Поэт. Писатель. Человек".

Презентация предназначена для использования во 2 классе УМК "Школа России". Информация адаптирована возрасту младших школьников и позволяет познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского с необычной т...

Интерактивный плакат "Детские писатели и поэты"

Плакат  "Детские писатели и поэты" будет полезен на уроках литературного чтения в 1 классе....