Развитие орфографической зоркости на уроках литературного чтения в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кулибко Татьяна Семеновна

Развитие орфографической зоркости на уроках литературного чтения в 1 классе

Тема: Г. Цыферов  «В среду они решили играть в прятки…»

(отрывок из книги «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»)

Цели: познакомить с произведением Г. Цыферова; развивать устную речь, выразительность, беглость чтения, орфографическую зоркость, расширять словарный запас.

Оборудование: слайды с иллюстрациями из словаря В. Даля, индивидуальные карточки с заданиями для чтения, иллюстрация сороки, название сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках литературного чтения в 1 классе

Тема: Г. Цыферов  «В среду они решили играть в прятки…»

(отрывок из книги «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»)

Цели: познакомить с произведением Г. Цыферова; развивать устную речь, выразительность, беглость чтения, орфографическую зоркость, расширять словарный запас.

Оборудование: слайды с иллюстрациями из словаря В. Даля, индивидуальные карточки с заданиями для чтения, иллюстрация сороки, название сказки.

  Ход урока

Приветствие.Подготовка к теме урока.

Слайд 1 «Играть- забавлять- гулять»

Прочитайте. Что скажите? (слова- синонимы)

Подберите похожие по смыслу слова (потеха, потешаться, веселье, веселиться, развлекаться и т. д.).

Прочитайте их на карточке  1, внимательно, слогами, целыми словами.

А что говорится в словаре Даля (показать словарь) о значении слова «играть». Прочитаем на карточке ( читает один ученик). Слайд 2, «Иллюстрации со страниц словаря (с. 126,83)».

Карточка1

Играть, забавлять, гулять…

(раз-вле-кать-ся, ве-се-лить-ся, по-те-шать )

Играть- чем, во что, с кем, на чём, шутить,, забав-ляться, веселиться для забавы, от скуки, безделья.

Забавлять- не давать скучать, уве-се-лять, занятие от скуки. Забавушка- детская иг-руш-ка.

Гулять- быть без дела, ничем путным не зани-маться, лен-тяить. Например,про-гули-ваться, ходить по гостям.

Составьте из слов предложения. (Ребёнок играет с куклой.Дети играют в жмурки.)

Докажите, что это предложения.(Границы, смысл и т. д.)

Назовите слова- помощники.(с,в)

А знаете те ли вы, что в народе говорят так:

Солнце играет на Пасху, т. е. в этот день на восходе солнце радостно светится разноцветными лучами, будто- играет. Это удивительное явление природы.

Что значит – «забавлять»? (читает ученик, карточка 1). Слайд 3 «с. 111, 143»

Значение слова «гулять»(читает ученик, карточка 1).слайд 4 «с. 89»

 Вы подтвердили, что слова «Играть- забавлять- гулять» близкие по смыслу.

Работа над звукописью

Я предлагаю сейчас не лентяить, не гулять, а поиграть.

На карточке 3 прочитайте внимательно, первый раз медленно и тихо. Второй раз быстрее  и громче. И ещё громче. (читают вместе и по одному. Три сороки тараторки тараторили на горке)

Назовите звуки, которые чаще повторяются. Что они помогают услышать? (звуки, которые произносит  птица)

Чем отличается птица сорока от слова «сорока»? На доске слово и картинка.(птица летает и т.д., а слово можно записать, -оро-, 3 слога и т.д.)

Карточка 3

Три со-ро-ки   та-ра-тор-ки   та-ра-то-ри-ли   на гор-ке.

Работа над рифмой

Есть ещё игра для вас. Я начну, а вы продолжайте. Пятки – прятки- грядки… (дудки, грудки, шутки, шапки, тяпки, тапки, загадки…)

По какому признаку продолжили? (рифма)

На 4 карточке прочитайте плавно, целыми словами. Что общего? (тяпки- прятки- грядки)

Какие звуки составляют пару? (Д-Т, по признаку глухости- звонкости)

Карточка4

Пятки- прятки- грядки

Прочитайте слова – загадки на карточке 5. Дома придумайте к ним задание, чтобы получилась игра.

Карточка 5

С-  прятал- ся             у-  полз-  ли

                   -ась                            -ла

                    -ись

Развитие речи

А какие игры вы любите?

На карточке 6 прочитайте названия игр. Дома нарисуйте свою любимую игру.

Какие игры прошли недавно в Турине? А когда состоятся следующие  зимние игры? (Олимпиада 2014)  Кто из вас занимается спортом?

Что   объединяет все игры? (правила). Игры бывают ещё и полезные как физминутка. Я предложу поиграть. Вы спросите : «Как называется и какие правила?» Игра на внимание.

Карточка 6

На-столь-ные, под-виж-ные, спор-тив-ные, ин- тел-лек-ту-аль-ные…

Знакомство с текстом

1.Забавляться, развлекаться любят не только дети и взрослые, но игерои Г. Цыферова.( апись на доске темы урока)

2. Но что- то здесь не так. Может я ошибаюсь ? Посмотрите на с. 45 (нет названия). Странно,  почему? Хотите разобраться? Нужно будет подобрать название. Я прочитаю, вы внимательно слушаете, кто герои сказки?

Повторное чтение, работа с текстом.

Прочитаем ещё раз, что делали герои в сказке?(посчитались, спрятались, ждали…) Отвечая на эти вопросы выборочно читают.

Рассмотрите иллюстрацию. Что нарисовал художник? (участники игры, как оба героя спрятались…)

Как вы думаете, удалось ли им поиграть?

Что нарушили в игре? (правила)

Дочитаем сказку до конца. Что значит «отчитали»?

Выберите точное название для сказки ( название появляется на доске).

 Читаем с названием, цепочкой, с выражением.

Понравилась сказка? Почему?

Чему научила? Что помогло выбрать правильное название? (иллюстрация, слова мам, сами догадались…)

Орфографическая работа с последним абзацем.

В последнем абзаце найдите слово, которое чаще встречается. (прятки)

Опасное при письме место? Как слышим так и пишем.

Найдите слова : «прячется, прячутся»- назовите букву, от которой зависит, обозначает слово действие одного предмета или нескольких.  Назовите  орфограмму. (Е-У, ЧУ)

Итог урока

Что понравилось? Что нового узнали?

Урок математики в з классе

Тема: Приёмы устных вычислений для случаев вида: 300+200, 800- 600, 120-50, 70+80.

Цели: познакомить с приёмами устных вычислений ; совершенствовать навыки устного счёта, умение решать задачи, развивать познавательную активность, математическую речь, память.

Оборудование: примеры для устного счёта, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Оргмомент,  психологическая настройка, дыхательная гимнастика.

-Ребята, вы любите тайны? Мы сможем разгадать, если работать будем дружно, активно, правильно выполнять задания.

-Индивидуальная работа на карточках. Решить примеры. Вписать буквы, которые соответствуют ответам.

30.10        400-200        110+10      4.40     50.2    220-40    1000-900

300               200              120             160     100       180           900

К                      О               Р                   И         Н          Н              Я

    10.10+3   100-8        150+6       980-80       475-75      533-33      749-40-9

     103         92                156          900            400              500         700

        Н            А                 С               И                   Н               Н             Я

-Работа со всем классом.

- прочитать, решить

34:2+13        48:16               509-500

94-(24.2+26)         21+80:5      920+80

- назвать пример, в котором самый большой ответ, самый маленький.

- 1000- состав числа: сколько единиц, сотен, десятков, тысяч.

- вставь пропущенные числа

… : 4 =18      … . 2= 68       37 . ….= 74

Вывод: чтобы найти множитель нужно…

Тема урока

-Проверка индивидуальной работы.

На доске получилась поговорка на кубанском говоре: Яки кориння, таки  и насиння. (Какие сани такие и сами).

- что обозначает, когда употребляют?

- сравните числа ответов (300,200,120, 160,100, 180, 900)

-какие числа называем круглыми?

-как по-другому можно прочитать круглое число? (300- 3 сотни и т.д.)

-найдите лишние числа (103,92,156,900, 400,500,700 ). Почему?

- состав числа 156, анализ числа

- что нужно сделать, чтобы число стало круглым? (+4 или -6)

 -что общего между словами «кориння», «насиння»?(по 7 букв)

- Вычитать и складывать

   Мы будем числа круглые

 И Знайка-  математик

 Нам будет помогать.

Научит нас он правилу,

Чтоб легче было вычитать.

- может мы сами подумаем и решим?

-найти значение первого выражения №1 с. 54 (решаем на доске, цепочкой)

- Решаем задачу № 2

- о чём?

-чего больше, на сколько?

-что найти?

- найдите на доске решение задачи:400.2 +100,  400+400, (100+400)+400, 400-400+100,  400+400+100.

- что использовали при решении? (переместительное свойство)

-запишите решение, прочитайте ответ

- Физмитутка

3. Повторение

-Задача. В цветочном городе, где жил Незнайка, много разных фонарей. На Цветочной- 35 фонарей, на Абрикосовой в 4 раза больше, чем на Цветочной, а на Вишневой на 35 фонарей меньше, на Абрикосовой. Сколько фонарей на этих улицах? Решить  самостоятельно. Проверка на доске.

1 способ:                2 способ: если 35 фонарей обозначить отрезком,

35.4=140                получится-    35.8=280

140-35=105

35+140+105=280

        - задание №5 выполняем по рядам

-примеры №6 самостоятельно, взаимопроверка

4.Итог урока.

Во время выполнения заданий учитель открывает карточки со словами, из которых дети в конце урока складывают предложение: в 1792 году Екатерина II подписала дарственную грамоту о пожаловании земель  казакам. Тайна разгадана.  Что нового узнали? Комментарий оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках руссого языка в начальных классах"

В данной методической разработке представлен ряд упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников. Дано разьяснение актуальности данной проблемы в методике преподаван...

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...