"Развитие орфографической зоркости на уроках руссого языка в начальных классах"
методическая разработка по русскому языку по теме

В данной методической разработке представлен ряд упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников. Дано разьяснение актуальности данной проблемы в методике преподавания русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_zorkost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

Мельникова Елена Петровна, БОУ г. Омска «СОШ №17», учитель начальных классов, 55 регион.

Аннотация.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слов, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографически, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышение эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов заставляет задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализируя письменные работы детей, их устную работу на уроках, беседуя с родителями учеников выявились причины неуспеваемости учащихся:

-незнание правил;

-знание правила, но неумение их применять;

-учащиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

-отсутствует положительная мотивация;

-плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

-зачастую дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

В связи с  выше перечисленными  особенностями учащихся и актуальностью данной проблемы в методике преподавания русского языка необходимым условием успешной работы считаю применение комплекса упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая деятельность. Над слогом и словом развитие фонематического слуха, умение заменять орфограммы соответствующими буквами.

Упражнения по выработке орфографической зоркости я расположила в определённой последовательности:

-Письмо с проговаривание.

Сначала образец проговаривания даёт учитель 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

-Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Алгоритм списывания.

Прочитай слово или предложение.

Повтори его, не заглядывая в текст.

Подчеркни в слове или  предложении все орфограммы.

Прочитай предложение орфографически.

Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки.

Закрой текст. Начинай писать, диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.

Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

   -Комментированное  письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, что бы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала учитель просит комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала учитель с учащимися разбирает правописание тех слов, которые требуют проверки, затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

-Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.

Безударные гласные – наиболее частая орфограмма любого текста, поэтому она и даёт наибольший процент ошибок. В методике правописания выяснены причины  разного рода ошибок, главные из которых заключаются в том, что дети не видят эти орфограммы и не могут найти способ проверки. Значит, задача учителя – научить ребёнка видеть орфограммы и научить проверять гласную в слабой позиции.

Что бы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие «шаги»:

-ученик должен услышать безударный гласный;

-определить в какой части слова этот безударный гласный находится;

-если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;

-если безударный непроверяемый, вспомнить, как пишется слово, или посмотреть в словаре;

-если безударный гласный является проверяемым, проверить его. То есть изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный находился под ударением.

Как проверить безударную гласную?

-Путём изменения формы.

-Путём подбора родственных слов.

Правописание безударных гласных, непроверяемых ударение, всегда вызывает трудности у детей. Словарные слова усваиваются запоминанием и проверяются по словарю. Запоминание играет важную роль. Полезно применять игровые методики, облегчающие детям запоминание. Работу со словарём нужно проводить ежедневно.

Работу следует строить в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу.

Предъявление слова.

Работа над «слуховым» образом слова.

Запись слова с «окошком».

Работа над «зрительным» образом слова.

Словарную работу необходимо проводить на каждом уроке, используя различные виды заданий.

Запись слов под диктовку. Учитель диктует слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю.

Учитель предлагает выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 –с гласной А, 2- с гласной О).

Выписать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Выписать слова, в которых два слога.

Выписать слова на тему животные.

Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

Важным этапом развития орфографической зоркости выступает работа над ошибками. Работу над ошибками учитель начинает с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала учитель даёт образцы объяснения ошибок, закрепляет навыки правописания. А также готовит учащихся к самостоятельной работе на д ошибками. Все ошибки группируются учителем по типам орфографических правил и ведётся целенаправленная работа по их исправлению. Для себя учитель ведёт специальную тетрадь, где записываются ошибки каждого ученика отдельно. Такая работа позволяет чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику. Учитель ведет индивидуальную работу, использует различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Предлагает детям зависти у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, учителем предлагается памятка, которая есть у каждого ученика. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу 4 года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила на письме.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости:

Прочитай пословицу.

 Весна красна цветами, а осень снопами.

Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограмму.

Сколько гласных букв нужно проверить в словах: берега, золотой.

Проведение различных игр.

   Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень – пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

   Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: л..са, тр..ва. Объясни, почему вставили такие буквы.

    Игра «Подбери буквы». Красивые русские л..са!

Л..са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по –разному?

4) Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц.

5) Орфографические минутки.

Работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой - 2-е изд. - М., 1989. - с. 159.

Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С. Арямов // Начальная школа.-1999 №4-С. 17

Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием /Л.С. Лаптева // Начальная школа. -2004. -№8- С.58.

Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А. Ясова // Начальная школа. -2001. №4- С.42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания Формирование орфографической зоркости – одна из глав...

Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

                                    Статья на тему:«Развитие орфографической зорко...