"К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Ионова Татьяна Юрьевна

Урок литературного чтения  по УМК " Школа 2100" с использованием ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

учителя начальных классов МОУ СОШ №5

ОЦ «Лидер» г.о. Кинель

Ионовой Татьяны Юрьевны

Класс : 3 «А»

Дата : 19  апреля  2010 года.

Тип урока: комбинированный

Формы обучения: работа под руководством учителя, самостоятельная работа,  фронтальная.

Тема:  К. Паустовский  "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)

Цель: продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного, выразительного чтения.

Задачи:

способствовать расширению кругозора  детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование:

мультимедийная презентация

Э.Григ  произведения из сюиты «Пер Гюнт» :  «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

(1 слайд)

- Дома вы готовили выразительное чтение замечательного произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Расскажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? Что взволновало?

- Прочитайте первую часть. Какое важное событие здесь описано?

- Был ли Григ счастливым человеком? Почему вы так считаете? Что делало его счастливым?

(2 слайд)

- Сегодня на уроке, мы завершаем работу  над этим произведением. Но вместе с тем, мы войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига. Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока и помогут нам представить себе неброские краски норвежской природы, плеск волны моря, горное эхо, и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского.

- Послушайте отрывок из сюиты «Пер Гюнт» и настройтесь на работу.

II. Актуализация знаний

- Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

- Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.

Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства

III. Работа с текстом

1) Рассказ "Корзина с еловыми шишками" имеет красивое начало.

- Вспомните, что описывает автор в начале?

(3 слайд)

- Опишите осенний горный лес словами.

- Часто Григ представлял себе, что в глубине этих гор живут маленькие сказочные существа. Так появилась композиция «В пещере горного короля» из сюиты "Пер Гюнт". Послушайте и попробуйте представить себе этих сказочных персонажей.

- Посмотрите на иллюстрацию (с. 67).  Какой эпизод она изображает?

- Расскажите, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсен.

- Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.

- Как вы думаете, почему Григ решил сделать Дагни подарок?

 - Почему Григ не подарил подарок Дагни сразу? 

2)  Прочитайте 2 часть.

- Что в ней описывается?

- Рассмотрите иллюстрацию (с.70).  Как вы её понимаете?

- Найдите самые важные слова во 2 части.

- Все ли окружающие люди думают так же как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать?

(4 слайд)

- Какие слова, образы использовал писатель для того, чтобы:

- передать звук струны;

- описать зиму в Бергене;

- познакомить нас со слушателями рождающейся музыки?

- Перечислите, кто  и как  слушал создаваемую Григом музыку?  

- А почему Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов?

IV. ФИЗМИНУТКА 

V. Работа с текстом

- Нарисуйте словами портрет девушки Дагни пришедшей на концерт.

- Что представляла Дагни, впервые слушая симфоническую музыку?

- А что представите вы?

(5 слайд)

Звучит музыка Э. Грига "Утро". (Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни  Петерсен. Может быть  это, а может и другое.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- Почему после исполнения чудесной музыки «сначала медленно, потом всё разрастаясь загремели аплодисменты»?

- Почему Дагни плакала, слушая музыку?

- Прочитайте, за что Дагни была благодарна Григу.

- Так зачем же должен жить человек? Дагни поняла это, а вы?

 - Что же сделало Грига вечным,  бессмертным? Почему имя его не забыто?

- Да, действительно счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.

- Согласны ли вы с Григом?

- А все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ?

- Всем ли приятнее отдавать, чем брать?

- Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу ещё что-то?

(6 слайд)

VII. Итог урока. Рефлексия.

-    Как вам кажется, счастливый конец у рассказа или нет?

- Запишите в тетрадь (с. 38), что особенно вам запомнилось в этом произведении.

-   А что сегодня на уроке понравилось вам?                                                                                                  

VIII. Домашнее задание.

- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и подготовьте ответ на вопрос: Чем должен жить человек?

-   Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.

 ( Приложение 1)

    Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

     Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

      Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

      Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...