Интеллектуальная литературная игра для учащихся 3-х классов.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Тарасова Наталья Викторовна

Проверка знаний учащихся  и пополнение интересной информацией о жизни зарубежных сказочников Шарля  Перро,  братьев  Гримм,   Г.Х. Андерсена

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_skazki_tarasova_n.v.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная  игра  для  учащихся  3-х  классов.

«В  гостях  у  сказки»

Оформление:

        -  книжная  выставка,  книги  Шарля  Перро,  братьев  Гримм,   Г.Х. Андерсена;

        -  портреты  писателей  сказочников;

        -  рисунки  ребят  к  самым  любимым  сказкам,  кроссворды  и  ребусы;

        -  фонограмма  песни «Приходите  в  сказку»,   фрагменты  сказок;

Звучит  фонограмма  песни  «Приходите  в  сказку»  или  «Заставка  к  сказочнику».  Игра  начинается.

Страничка  «Библиотечная».

          Эта  страничка  расскажет  нам,  кто же  написал  самые удивительные  сказки,  которые  уже   почти  300  с  лишним  лет  читают взрослые  и  дети  всех  стран  и  народов. Итак,  перед  вами  портреты  этих  замечательных  писателей – сказочников.  Назовите  их. Правильно  ли  расставлены   портреты  этих  сказочников?  Расположите  их  в  правильном  порядке.

Шарль  Перро (1628 – 1703)

Гримм, братья Якоб (1785 – 1863) и Вильгельм (1786 – 1859)

Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875)

Страничка  «Географическая».

        Давайте  немного  поговорим  о  наших  сазочниках, и  вспомним,  что  мы  о  них  знаем. Самым  старым  сказочником,   как  мы  уже  выяснили,  является  Шарль  Перро.  Перед  вами  три  страны  выберите  правильный  ответ. В  какой  стране  родился  и  жил  этот  замечательный  писатель?

Германия

Франция

Италия

Родился  он  в  семье  адвоката  Парижского  парламента. Говорят, что  крик новорожденного  был  слышен  на  весь  квартал. Всего  в  семье  было  пять  братьев. Кто  из  вас  может  назвать,  как  их  звали?  Старшего  брата  звали  Жан  Перро,  и  он  стал  адвокатом. Пьер  Перро  стал  главным  сборщиком  налогов.  Клод  выучился  на  врача,  Никола  Перро  - стал  учёным  богословом  и  математиком,   а  младший – Шарль  Перро - посвятил  себя  делам  государственным. Генеральный  секретарь  в  интендантстве  королевских  построек,  член  французской  Академии,  физик,  анатом,  языковед…

Но  государственные  заслуги  Шарля  Перро  быстро  забылись,  потому  что  запомнилось  совершенно  другое -  сказки. Вот  уже  три  века  французы  считают  «Сказки  матушки  гусыни,  или  Истории  и  сказки  былых  времён»  одним  из  самых  славных  созданий  национального  духа.

Шарль  Перро,  рассказывая  свои  сказки,  задался  целью  убедить  читателя,  и  убедил,  что  не  только  в  древней  Греции  и  Риме  случалось  что – то достойное  внимания,  но  и  в собственной  стране  тоже. В  его  сказках  появляются  описания  нравов,  быта,  одежды  французов  XVII  века.

Сказки  Шарля  Перро  открыли  настоящее  «СКАЗОЧНОЕ  ДВИЖЕНИЕ». У  них  появились  продолжатели  и  подражатели.

Самая  известная  сказка  Ш. Перро  «Золушка».  Расположите  картинки  в  правильном  порядке  по  действиям.

Превращение  тыквы  в  карету.

Поездка  на  балл.

Золушка  теряет  туфельку.

Принц  надевает  туфельку  Золушке.

Страничка  «Историческая».

        В  графстве  Ханау  земли  Гессен,  что  в  самом  сердце  Германии.  Жили – были  братья  Гримм.  Братьев  было, что  пальцев  на  руке,  да  ещё  младшая  сестра  Лотта.   Отец  их  был  судьёй,  а  добрая  матушка  вела  хозяйство.  

        Старших  детей  звали  Якоб  и  Вильгельм,  были  они  неразлучными  братьями – погодками. Вместе  бегали  в  соседскую  мастерскую  перчаточника,  вместе,  под  надзором  служанки,  шагали  улочками  родного  городка  к учителю  французского.

        В  1812  году  к  рождеству  вышел  их  первый  том  сказок,  который  получил  название  «Детские  и  семейные  сказки»  Братьев  Гримм.  Среди  тех,  кто  помогал  братьям  в  собирании  сказок,  были  и  скромные  служаки,  и  баронские  дочки,  а  одна  из  рассказчиц,  12 – летняя  дочка  аптекаря,  через  много  лет  стала  женой  Вильгельма.

        Сказки  сделали  братьев  Знаменитыми,  давайте  попробуем  узнать   некоторые  из  них по героям:

 Мачеха,  веретено, яблоня,  старушка,  золото,  дождь,  ленивица. («Метелица»)

 Лягушка, королева,  король,  13  ведуний,  золотые  подносы,  королевич. («Шиповничек»)

 Мельник,  Бремен, охотник,  собака,  петух,  осёл,   разбойники,  кот. («Бременские  музыканты»)

 Нищенка,  королевна,  корзина,  прутья,  горшки,  жена, кухня,  король. («Король  Дроздобород»)

 Мизинец,  борозда, великан,  Деревце,  силач,  богач,  мельник. («Молодой  великан»)

 Избушка,  медведь,  роза,  карлик,  орёл,  борода,  сокровища. («Белоснежка и Краснозорька»)

Страничка  «Город  сказочных  героев».

        Этот  город  называют  иногда  городом  сказочных  героев,  так  как  на  его  территории  находится  самое  большое  количество  скульптур  сказочных персонажей. Папой,  которых  является  один  из  самых  великих  сказочников XIX века.  Кого  здесь  только  не  увидишь  и  маленького  мальчика  на  руке  могучего  великана  и  красавицу  Русалочку,  ждущую  своего  сказочного  героя  и  даже  короля  подземных  жителей  страшного  тролля. А  вот  и  сказочный  домик  именно в  нём  как  считают  все  жители  этой  страны  и  жил  сам  великий  сказочник.  Кто  же  этот  великий  писатель  сказки,  которого  любят  все  дети  и  взрослые.  Его  сказки  можно  встретить в  каждом  доме,  библиотеке,  в  любом  книжном  магазине  или  киоске.

        Угадайте  героя  сказки:

        1.  Он  испачкал  себе  лицо  чёрной  и  бурой  краской,  нахлобучил  шапку  и постучался  в  императорский  дворец. «Здравствуйте,  император! -  сказал  он.-  Не  найдётся  ли  у  вас  при  дворе,  какой – нибудь  должности  для  меня?»        (Принц  из  сказки  «Свинопас»)

        

        2.  Он  добыл  счастья  с  помощью  собак.        (Солдат  из  сказки  «Огниво»)

        3.  Он  носил  богатую  бархатную  очень  красивую  шубу?  Был  такой  важный,  толстый,  учёный…    (Крот  из  сказки  «Дюймовочка»)

        4.  Он  важно  шёл  во  главе  процессии  под роскошным  балдахином,  а  люди  говорили: «Ах,  наряд  короля  бесподобен!  А  шлейф – то  какой  красивый!  А  камзол – то,  как  чудно  сидит!».  Кто  этот  нарядный  герой?                 (Голый  король  из  сказки  «Новый  наряд  короля»)

        5.  Немая  лесная  красавица  стала  королевской  невестой  и  спасла  своих  братьев.        (Элиза  из сказки  «Дикие  лебеди»)

        6.  Она  не  могла  заснуть  на  20  тюфяках  и  20  перинах, так  как  под  ними  лежала  горошина.  (Принцесса  из  сказки  «Принцесса  на  горошине»)

        7.  На  ней  была  юбочка  из  тонкого  батиста,  на  плечах – голубой  шарф,  а  на  груди  -  блестящая  брошка.  Красавица  стояла  на  одной  ножке,  протянув  вперёд  обе  руки…        (Танцовщица,  хозяйка  игрушечного  дворца,  из  сказки  «Стойкий  оловянный  солдатик»)

        8.  Она  была  так  прелестна,  вся  из  ослепительного льда  и  всё-таки  живая!  Глаза  её  сверкали,  как  звёзды,  но  в  них  не  было  ни  тепла,  ни  красоты.  (Снежная  королева  из  одноимённой  сказки)

        9.  Она  расцарапала  себе  грудь;  в  котёл  закапала  чёрная  кровь,  и  скоро  стали  подниматься  клубы  пара,  принимавшие  такие  причудливые  формы,  что  просто  страх  брал.   (Морская  ведьма  из  сказки  «Русалочка»)

        10.  Он  был  такой  крошечный,  что  человеческим  глазом  его  и  не  разглядеть.  За  каждым  лепестком  розы  у  него  было  по  спальне;  сам  он  был  удивительно  нежен  и  мил…   (Эльф  из  сказки  «Эльф  розового  куста»)

        11.  Он  был  похож  на  херувима:  волосы  у  него  отливали  золотом,  на  них  как  будто  легло  сияние  закатившегося  солнышка!                (Мальчик  из  сказки  «Золотой  мальчик»)

12. Он  одет  чудесно:  на  нём  шёлковый  кафтан,  только  нельзя  сказать,  какого  цвета – он  отливает  то  голубым,  то  зелёным,  то  красным,  смотря  по  тому,  в  какую  сторону  он  повернётся.  Под  мышками  у  него  по  зонтику…                 (Оле - Лукойе  из  одноимённой  сказки)

Страничка  «Волшебные  вещи».

        Каждый   член  команды  должен  взять  по  одной  волшебной  вещи. И  определить,  в  какую  сказку  нужно  вернуть  вещи,  которые  находятся  в  этой  коробке.  (Можно  положить  любые  вещи,  которые  есть  у  вас  дома  или  в  школе)        

Страничка  «Угадай  сказку».

        Командам  необходимо  составить  рисунок  и    с  помощью  мимики  показать  сказку.  А  пока  они  выполняют  это  задание игра  с  болельщиками.  Я  буду  включать  начало сказок,  а  вы  должны  назвать  автора  и  название  сказки.  Победитель  получит  приз.

Страничка  « Волшебный  кроссворд».                                         

       

Страничка  «Чудесных  наград».

        По  итогам  призы  получают  команды – победители  и  трое зрителей  набравшие  наибольшее  количество  жетонов.

Литературная  викторина.

     1.  Сколько  всего  было  детей  в  семье  Гримм? (5  братьев  и одна  сестра  Лотта)

Какие  студенческие  прозвища  носили  братья  Гримм?   (Якоб – «Старший», Вильгельм – «Малыш»)

Сколько  лет  собирали  и  печатали  свои  сказки  братья  Гримм?  (10 лет)

В  каком  веке  сказки  братьев  Гримм  появились  в  России?   (в  середине XIXв.)

Кто  и  кому  так  говорит: «Ты  испытания  не  выдержал,  и  оставаться  здесь  тебе  нельзя.  Ступай  странствовать  по  свету,  и  ты  узнаешь  тогда,  как  в  бедности  живётся.  Но,  так  как  сердце  у  тебя  не  злое,  и  я  желаю  тебе  добра,  то  я  позволю  тебе  вот  что:  когда  попадёшь  ты  в  беду,  то  кликнешь  меня…»  (Железный  Ганс  мальчику)

Чего  испугался  королевич  в  сказке  братьев  Гримм  «Три  пряхи»?  (Что  его  невеста  станет  такой  же,  как  три  пряхи)

Сколько  братьев  было  у  Шарля  Перро?  Как  их  звали?  (Жан  Перро,  Пьер  Перро,  Клод  Перро,  Никола  Перро,  Шарль  Перро;  всего  их  было  5  братьев)

Какие  сказки  Шарль  Перро  опубликовал  первыми?  (сказки  в  стихотворной  форме)

В  каком  году  вышел  самый  знаменитый  сборник  Шарля  Перро  «Сказки  моей  матушки  Гусыни,  или  Истории  и  сказки  былых  времён  с  поучениями»?  (1697г.)

 Какие  туфельки  были  одеты  на  Золушке  на  самом  деле  вовремя  бала?  (меховые  туфельки  из  меха  белки)

 В  сказке  «Синяя  борода»  Шарль  Перро  использовал  биографию  настоящего  человека,  по  прозвищу  «Синяя  борода».  Как  звали  этого  человека?  (Жиль  де  Рец  (1404 -1440)  был  во  времена   Карла  VII  маршалом  Франции и  участвовал  в  сражениях  вместе  с  Жанной  д,Арк

 Каких  героев  воспевает  Шарль  Перро  в  своих  сказках?   (Добрых,  красивых  душой,  трудолюбивых,  умных  и  ловких)

 Чем  занимались  родители  Г.Х.  Андерсена? Какая  вывеска  висела  над  дверью  мастерской  отца  Г.Х.  Андерсена?  (мама – прачка,  папа – башмачник;  над  дверью  висела деревянная  вывеска  с  изображением  орла  с  парой  голов -  в  знак  того,  что  башмачники  всегда  шьют  парную  обувь)

 Кому  рассказывал  свои  сказки  маленький  Г.Х.  Андерсена?  (благодарным  слушателем    бл  старый  кот  Карл,  который  засыпал  под  сказки  маленького  Ганса  Христиана)

Какую  профессию  для  маленького  Г.Х.  Андерсена   выбрали  его  родители?  (родители  мечтали  сделать  из  мальчика  хорошего  портного)

Какая  сказка  начинается  так: «В  лесу  стояла  чудесная  маленькая  ёлочка?» (Ель)

Кто  и  кому  так  говорил:  «Тебе  придётся  встать,  София,  и  полежать  эту  ночь  в  ящике:  бедные  цветы  больны,  их  надо  положить  в  твою  постельку? (Ида  - кукле  Софии.  «Цветы  маленькой  Иды».)

Что  разбили  ученики  Тролля  и  тем  самым  принесли  много  бед  людям? (Зеркало)

Составила  и  провела  игру  учитель  начальных  классов МАОУ  СОШ  № 64

Тарасова Наталья Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру

Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы

Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено  для обучающихся начальной школы. Это -  комбинирование игровых технологий и технологи...