Обобщающий урок по теме "Былины. Русские богатыри"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Форсова Елена Вячеславовна

Изучение былин трудная, но очень интересная для детей тема. Она помогает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. У детей появляется интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Знакомство  детей с оружием богатырей их доспехами вызывает большой интерес
Былинные произведения помогают воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Былины. Русские богатыри»

3 класс

Программа «Начальная школа 21 века»

Задачи урока:

1. Обучающие:

Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «богатырь»

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Продолжить формирование умения находить в тексте “ключевые” слова

Начать формирование умения анализировать произведения, контролировать уровень усвоения понятия “богатырь”

2. Воспитывающие:

Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми

Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, щедрости, скромности, великодушия;

3. Развивающие:

Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, музыка, физкультура)

Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.

Развивать речь детей

Ход урока:

Орг.  момент. Актуализация знаний. Слай 1

Начинается урок. Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда на Русь с запада и с востока, с севера и юга нападали враги.

Тогда Русь была молода

И не так, как сегодня, сильна,

Вороги  вокруг нее кружилися

И напасть на Родимую стремилися…

Ворог землю  нашу содрагал,

Кто же ее защищал?

(Богатыри)

-Главными героями какого литературного жанра являются богатыри?

 (былина)

Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит...

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

2. Вступительное слово учителя. 

Богатыри- воины,  подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен.

Мы с вами прочитали, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ,  в минуту опасности приходили на помощь своему народу,  спасая его от порабощения и унижения.

Давайте вспомним  былинных богатырей и былины, которые мы читали по отрывкам из них.

1отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали»

(Илья Муромец и Соловей –разбойник) Слайд 2

2отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея) Слайд 3

3 отрывок. «Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали_

Выезжали два могучих богатыря:

Что по имени Алёшенька Попович млад

А с молодым Якимом Ивановичем,

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское»

(Алёша Попович и Тугарин Змеёвич) Слайд 4

Эту былину вы читали дома.

- Понравилась?

- Кто в былине является положительным героем, а кто отрицательным?

- Где встретились Алёша Попович и Тугарин Змеёвич? ПРОЧИТАЙТЕ.

- Почему поссорились на пиру у князя богатыри со Змеёвичем? Прочитайте.

- Как вы думаете, кто сильнее- Змеёвич или Алёша и почему? Найдите и прочитайте как расправился Алёша с Тугариным.

- Какими словами заканчивается былина? Как вы их понимаете?

МОЛОДЦЫ!

 3.Закрепление материала.

Учитель: А и сильные, могучие богатыри

                  На славной Руси!

                  Не скакать врагам по нашей земле!

                  Не топтать их коням землю русскую,

                 Не затмить им солнце наше красное!

Слайд 5 Мы с вами знаем, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, а знаете ли вы о том, что он является святым Русской Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей.

Почитаемые мощи Святого находятся в Киево-Печерской Лавре. У изголовья перед его гробницей надпись – «Илья из города Мурома».

Физминутка.

 Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась быстрота реакции, хорошая память, сообразительность. И сейчас мы проведём блиц-турнир.

- Что значит блиц? ( Быстрый,  молниеносный ответ). Слайд 6

1. Славный защитник Руси-матушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Киевом. (Илья Муромец.)

2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)

3. Что обозначает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень.)

4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)

6. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.)

7. Что означает имя Алексей? (Защитник.)

         8. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был священнослужителем,  попом.)

9. Злодей, который свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному? (Соловей-разбойник.)

10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)

11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)

12. Сколько лет Илья на печи "сиднем сидел"? (Тридцать три.)

13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни конного. (Тридцать лет.)

14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)

4.Создание проблемной ситуации.

Ребята! Я сейчас Вам покажу три предмета, с которыми можно ассоциировать богатырей. Попробуйте найти общее между ними и богатырями. Слайд 7

     *  береза - красоту, защиту, теплоту;

     *  воин- сила, героизм, удаль, защита Родины;

     *  родник - чистоту, певучесть, щедрость, источник жизни

Вывод.

- Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины,  с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения – это и есть богатыри.

-А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите. Слайд 8

5. Работа в парах.

Заполни карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.

Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

6. Подведение итогов.  Рефлексия. Слайд 9

Учитель: Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На экране памятка написания синквейна.

Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

7.Чтение детьми синквейнов.

8. Домашнее задание. Слайд 10

Прочитать по желанию одну из былин:

Вольга и Микула

Как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром

Никита Кожемяка

Волх Всеславьевич

Про прекрасную Василису Микулишну

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Русские народные сказки"

Конспект урока литературного чтения...

Презентация. Обобщающий урок на тему "Русские народные сказки". Викторина. 2 класс.

Викторина для детей на знание русских народных сказок....

Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».(открытый урок с элементами сингапурской методики)

Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) уч...

Презентация по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок. Люблю природу русскую" (зима)

Презентация составлена по литературному чтению 2 класс по теме " Новогодняя быль. Обобщающий урок"...

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)...

Обобщающий урок. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь"

Данный урок позволяет обобщить знания о "Сказке о царе Салтане...", сделать необходимые выводы, передать интонацией настроение,повторить пройденный материал. Воспитывать интерес к творчеству...