Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Подобедова Марина Александровна

Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка".  УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по произведению М. М. Пришвина  «Выскочка».

       Задачи урока:

познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; краткой биографией писателя;

работать над осознанностью чтения, выразительностью;

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

воспитывать любовь ко всему живому, прививать любовь к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, тестовые карточки, иллюстрации с      изображением сороки и собаки.

Ход урока:

Организационный момент (психологический настрой – речевая разминка).

С добрым утром, начат день.  

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

С этой мажорной нотки и начнем наш урок. 

II.  Проверка домашнего задания.

 - Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с произведением  А.И. Куприна

   «Барбос и Жулька».

Д/з: рассказ о Барбосе и  Жульке по плану, найти  загадки и пословицы о собаках.

Рассмотрим образы Барбоса и Жульки по плану: 

      а) внешний вид;

      б) повадки;

      в) отношение автора (докажите словами текста);

      г) высказывание своего мнения.

-  Рассказывание одним учащимся и дополнения другими (без повторов).

Чтение «проталинки»  (см. приложение).   Индивидуальная  работа по карточкам.                                          

Итог:  О чём хотел сказать Куприн своим читателям?

         

III. Подготовка к восприятию.

 - Прочитайте внимательно цитату, написанную на доске:

 «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину». 

Эти слова взяты из книги «Дорога к другу» и принадлежат они писателю М.М. Пришвину.

   -как вы понимаете смысл этих слов?  

Почему за М. Пришвиным прочно закрепилось определение “певца природы” - мы попробуем ответить в конце урока.  

IV. Слово об авторе.

Посмотрите внимательно на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

Учитель: А сейчас я предоставлю слово нашим ребятам, которые подготовили небольшое сообщение о М. Пришвине из книг, которые вы видите на выставке.

1 ученик:  - М.М. Пришвин прожил долгую насыщенную  событиями жизнь 81 год. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений. Он путешествовал по северным краям. В его рассказах присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах  ведут диалог не только люди, но и животные.

 

  -кто дополнит сообщение?

2 ученик: Наблюдать, понимать, любить природу Миша учился с ранних лет.  Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.  Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

“... Миша забрался в глубину сада, бросился в густую, сочную траву, с наслаждением вдыхает аромат цветов и трав.  Миша обернулся. В траве, у самого уха, гудит и сердится полосатый шмель. Крошечная букашка с трудом взбирается по стебельку; стебелёк качается, будто хочет схватиться за соседнюю травинку. Букашка остановилась, осторожно повела усиком, вдруг расправила крылья и улетела по каким – то своим неотложным делам”.

3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.

Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

Учитель: Посмотрите на фотографии М. Пришвина. Рядом с ним его четвероногие друзья  -  собаки.  О какой черте характера говорят нам эти снимки?

Вывод: Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.

V. Знакомство с произведением.

А мы сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, помещенный им в книгу для детей «Золотой луг». Но сначала мы с вами отгадаем, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать.

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Непоседа, пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая.

Вертится, стрекочет

Весь день хлопочет. (Сорока)

-  Мы с вами много говорили о собаках, у  многих  из вас они есть.

-  А что вы знаете о сороках?    

                                                     Сорока.

Трудно представить себе деревню, где под осень на крыше избы или на деревьях у околицы не вертелась бы и не стрекотала сорока.  

    Сорока обращает на себя внимание не столько пестротой своего наряда, сколько подвижностью и стрекотаньем. Она все время что-то высматривает, то поскачет по коньку крыши, то перепархивает с дерева на забор, а оттуда на амбар или, высоко подняв хвост, запрыгает по земле. Ничто не ускользает от ее внимания: сейчас она старается стащить кусок из корыта у свиньи, а через минуту уже норовит забраться в курятник и расклевать, а то и унести только что снесенное курицей яйцо. Подобно ящерице, сорока нередко оставляет свой длинный хвост в зубах или когтях хищника. Вплоть до следующей линьки, когда перья хвоста отрастут заново, несчастная птица представляет собой неуклюжий черно-белый   комок  перьев, едва  способный  летать.

- Что еще вы можете рассказать об этой птице?
Сорока очень осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или ещё где-нибудь.

 Будучи всеядной, сорока иногда нападает на мелких певчих птичек, расклевывает в их гнездах яйца и птенцов. Если сорока, которую справедливо называют “воровкой”, повадится летать на двор, то она будет не только регулярно таскать яйца из курятника, но может уничтожить и всех цыплят. Она решается иногда нападать даже и на крупных животных: расклевывает спины у овец и горбы у верблюдов, чтобы поживиться салом. После этого остаются большие, с трудом заживающие раны.
Эта птица соединяет в себе многие
качества, она осторожна, хитра и очень смышлена, поэтому в повседневной жизни человека может причинить много неприятностей.


Но будет большой ошибкой считать эту птицу повсюду вредной. На полях, в лесу, в степи сорока приносит несомненную
пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов.

   О сороке сложены пословицы и поговорки. Говорят: «Сорока на хвосте  весть принесла».

Народные приметы: «Сорока под стреху лезет – к вьюге», «Сорока скачет на дому больного – к выздоровлению».

 - Так, о каком же животном пойдет речь сегодня?

Vl. Ознакомительное чтение рассказа Пришвина «Выскочка»

- Сейчас мы прочтём   новое  для  вас  произведение  М.М.  Пришвина.                              Обратите  внимание на заглавие «Выскочка».  

- Кого  называют в народе выскочкой?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

                                                                        (Из «Толкового словаря» Ожегова). 

Артикуляционная гимнастика:

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Первичное чтение:

  -прочитайте рассказ, подумайте, почему он так   назван? (чтение цепочкой.) 

Лексическая работа: (по ходу чтения).

  Полено - кусок распиленного бревна для растопки.

  Выводок - птенцы или детеныши млекопитающих, живущих с матерью.

  Срам – синонимы: стыд, позор.  В чем заключается стыд,  срам для сороки?  

                    (остаться  без хвоста).

Бдительность  –- чтобы лучше понять значение этого слова, подберем синонимы.

 зоркость, чуткость, наблюдательность, внимательность, собака не дремлет, все замечает вокруг. (Словарь С.И.Ожегова) 

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Поскакала дуром – не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова).

Vll.  Беседа по выявлению первичного восприятия

Понравилось? Какие мысли, какие чувства  у вас возникли, когда вы слушали?

Отношение автора к Выскочке, по – вашему мнению, каково?  (Добродушно – насмешливое.  Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой, с мягкой иронией). Такие произведения называются юмористическими.

Какой эпизод больше всего понравился?

почему автор назвал свой рассказ "Выскочка"?  - кого он так назвал и почему?

Кто рассказал эту историю? Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик)

                   Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.

Vlll.  Вторичное чтение.

- Сейчас вы  будете повторно читать этот рассказ, читайте внимательно, вдумчиво,  до слов «унесла косточку».

Проверим вашу внимательность. Возьмите тестовые карточки и приготовьтесь ответить на вопросы:

1. Какой породы была собака Вьюшка?

а) лайка            б) овчарка

2. Кем работала Вьюшка?

а) охотником    б) сторожем

3. Чем хотели завладеть сороки?

а) косточкой       б) кусочком мяса

4. Почему собаку назвали Вьюшкой?

Бия - Бьюшка - Вьюшка

Беседа по содержанию с выборочным чтением.

Прочитайте, как автор описывает Вьюшку?

        Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

              (Сравнение “...ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок”.)

В каких словах выражено отношение автора? (всем нравится, с любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.) 

Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».

 Прочитайте следующий абзац. Здесь есть противопоставление – шесть сорок и одна. Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов. 

Работа над выразительностью

Приготовьтесь еще раз прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.

Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (они были недовольны, возмущены, им было досадно).

Что они ей сказали? Попробуйте передать это настроение при чтении.

А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо).

На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? (на глупость Вьюшки).

 Прочитайте, как Вьюшка проявила себя с сорокой?

 Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

 «Жужжащее» чтение (читается текст до конца).

Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки).

 А как к ней относится Пришвин? (С состраданием, любовью, используя народную мудрость)

                     Физминутка.

                  Вы, наверное, устали?

Мы поэтому все встанем

И немножко отдохнем.

Сначала глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

Великанами мы стали.

 

Работа с пословицами.

На доске записаны пословицы. Внимательно прочитайте их и выберите те, которые подходят к нашему рассказу.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Одна пчела не много мёду натаскает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Богатством ума не купишь.

Смелость города берет.

Сытый голодному не товарищ.

В пустой бочке много звону.

Голова без ума, что фонарь без огня.

Можно ли это считать главной мыслью рассказа?  

Можно ли  сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так? 

-М.М.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

                                         сам же только  о людях и думаю»

lХ. Итог урока:   - Почему М.М.Пришвина называют певцом природы?

Вывод. За всем, о чём мы сейчас говорили, стоит автор, с его доброй улыбкой и внимательным взглядом на всё живое, что рядом с нами. Учит и нас так же глядеть на природу, а с любви к природе начинается любовь к Родине, к своему Отечеству и Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины.

Хором читаются слова М. Пришвина, написанные на доске:

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…(природа).

Х.  Домашнее задание.

Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.

Попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же

Умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.Пришвин.

 Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека.

Приложение  (загадки, пословицы и поговорки о собаках).

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди -

Лучше в дом не заходи.

  

          * * *

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.

 

          * * *

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт.

 

          * * *

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

 

          * * *

Белый хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать.

          

        

  * * *

Поперёк крылечка лёг

Лохмоногий наш замок.

Но и ночью он, и днём

Ходит рыжий, пьёт из лужи,

Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, чёрный нос...

Кто же это?

Рыжий ...

 

          * * *

Скажите, почему мой друг

Спит без подушки, ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад - хвостом виляет?

 

          * * *

Во дворе поставлен дом -

На цепи хозяин в нём.

 

          * * *

На сене лежит, сама не ест и другим не даёт.

 

          * * *

К своим ласкается,

На чужих ругается.

У своего теремочка

Сидит на цепочке.

                     Пословицы и  поговорки.

В доме без хозяина собака хозяин.

В своей конуре и собака  тигр.

Каков хозяин, такова и собака.

Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.

Как собака устал (голоден, замёрз, зол).

Нет собаки – заведи друга.

Кошка с собакой дружно не живут.

Как собака – всё понимаю, а сказать не могу.

Чтение с «проталинками».

Карточка № 1. Вставь пропущенные слова.

Барбос постоянно дрался с ________________ . Он твёрдо помнил закон всех сражений: бей ______________ , если не хочешь быть ______________ .  Между Барбосом и Жулькой  царствовала ________________  ______________ .   Вечером обе собаки любили _________________________________ .

  Однажды во двор забежала ______________  собака.  Барбос вместо того, чтобы вступить в ___________, _____________ всем телом и жалобно _________________ .  Люди ________________  за двери и боязливо __________________  __________  .

Карточка № 2.   Вставь пропущенные слова.

Откуда-то из-за сарая 1)__________ маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек  ___________   ____________ бешеной собаке.  От сильного толчка она ____________ и   ____________ по земле,  а ___________ собака ____________ . В один день она _____________ до неузнаваемости,  отказывалась от __________ , не оборачивалась, когда ____________  ______________ .

Карточка № 3.  Вставь пропущенные слова.

На третий день она так _________________, что не могла ____________     _____________ .  По приказанию отца её отнесли  в пустой  ____________   _______________  .

Через час прибежал Барбос и принялся  ________________ .  Дети поняли, что он хочет ______________  __________________ . Барбоса пустили в __________________ , он стремглав бросился к Жульке, обнюхал её и стал  ______________  ________________

 ______________  _________________ .

 В _______________  собак было что-то трогательное.  Когда Барбоса позвали, он вышел наружу и ________________  _________________   _______________ .  Через два часа он вдруг ________________  ______________ , потому что ____________  _______________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Викторина по произведениям С. Я. Маршака» к уроку литературного чтения (2 класс)

Данную презентацию предлагаю использовать на этапе актуализации знаний учащихся, на уроке литературного чтения по теме: С. Я. Маршак «Кот и лодыри» (2 класс)...

Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"

Для урока литературного чтения  по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...