Валентина Осеева "Почему?"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Данная разработка урока знакомит с  работой над произведением В.Осеевой "Почему" и учит третьеклассников  нравственному отношению к жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oseeva_pochemu.doc46.5 КБ
Office presentation icon pochemu.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: В.А.Осеева «Почему».                                     (сл № 1)

Цели: - познакомить детей с произведением В.Осеевой «Почему»;

          - дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение;

          - показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера;

           - научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст;

           - развивать связную речь, логическое и критическое мышление, способствовать к вдумчивому чтению литературного произведения;

           - воспитывать у детей положительные качества характера: честность, справедливость.

I. Организационный момент.

Почему сегодня снег всё укрыл вокруг?

Почему луна исчезла ранним утром вдруг?

Почему всегда с улыбкой в школу мы идём?

Почему друзей в дороге за руку берём?

- как вы думаете, как будет начинаться вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ?

- об этом мы поговорим чуть позже.

II. Проверка дом.задан.

 - «озвучить»  любую из  картинок (рассказ Н.Н.Носова «Огурцы»)

■ – отлично.

□ – хорошо.

 - надо постараться.

III.Сообщение темы урока.

1.Знакомство с писательницей В.А.Осеевой.

- какие произведения В.Осеевой вы знаете? («Васёк Трубачёв и его товарищи», «Синие листья», «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища» и др.)

2. В.А.Осеева родилась 15 апреля 1902 г. в Киеве в семье инженера. После школы училась на актёрском факультете. После семья переехала в Москву. С 1924 – 1940г. Осеева работала педагогом в детских домах для беспризорников. В 1940 г. вышла первая её книга «Рыжий кот».

- творчество В.А.Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Её произведения помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности.

IV. Работа над произведением В.Осеевой «Почему».

1.Словарная работа.

А) черепки, долетающий, приоткрытую, приподнялся, расстроенный, забарабанили.

Б) с. 120 учебник.

2. Знакомство с текстом (чтение учителем и хорошо читающими учащимися).

Физминутка.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вместе прыгнем и присядем,

Встанем ровно, снова сядем.

Чтоб случайно не отстать, другу надо помогать.

3.Ответы на вопросы.

- что произошло в столовой?

- признался ли герой в содеянном?

- как мама наказала Бума?

4. Сравнение отрывков текста.

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?

Тихонько сполз – встал.

- Но ведь понятно! Попробуем изобразить как главный герой «встал» со стула (показывает один ученик)

- а теперь, как он тихонько сполз (показывает другой)

- есть разница? Какая?

- какой можно сделать вывод?

(замена лексического значения слова играет важную роль).

-далее.

- пропустила слова: (колени у меня задрожали, язык заплетался)

-зачем автор включил в свой текст такие характерные глаголы?

(помогают оценить состояние мальчика)

- дальше.

- не поставила многоточие: «Это…Это…Бум!»

- ну и что, подумаешь какие-то точки! Почему они важны?

-вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться одно лишь слово.

5.Работа в парах. (Кластер)

   В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА.

Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера.

(сл. № 2)  (сл. № 3)

--С чем связано такое настроение природы? (настроение мальчика)

- как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги? (настроение или душу героя).

- а теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.

(«..Мама, это я разбил чашку).

- обращаясь опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания?

(светлее, чище)

6.Синквейн.

- что живёт в душе нашего героя? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.

1…                                            (Сл. №4, сл. № 5)

2.Чистая, беспокойная.

3.Мучает, побуждает, возвышает.

4.Стыд не дым, а глаза ест.

5.Честь.   (СОВЕСТЬ)

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

7.Выборочное чтение. Составление вопросов.

- в каких случаях задают вопрос «Почему»

(когда хотят выяснить причину)                                                                              - почему рассказ называется «Почему?»

- найдите эпизоды в тексте, которые вызывают у нас однозначные и проблемные вопросы, начинающиеся со слов «почему».  (Сл. №6)

I часть.

Что разбил мальчик?

Почему разбилась чашка?

Кого обвинил мальчик?

Почему мальчик не признался?

Расстроилась ли мама?

Почему мама расстроилась?

Было ли герою стыдно?

Почему герою было стыдно?

II часть

Где оказался Бум в наказании?

Почему меня выгнали?

Когда мальчик решил признаться?

Почему мой сын не сказал правду

Бранила ли мама героя?

Почему мама нисколько не бранила меня?

-на какие вопросы проще ответить? На какие сложнее? (ПОЧЕМУ?)

8. Групповая работа.

- как можно было продолжить вопрос, который стоит в названии рассказа?

(Почему мальчик признался)

Выбери правильный ответ:  (Сл. № 7)

□ Мальчика мучила совесть;

□ Мальчику было жаль Бума;

□ Мальчик боялся наказания;

□ Мальчик жалел маму.

Дом. задан. Я предлагаю вам задание на выбор (Листок читателя)

9.Рефлексия.

- на какой вопрос сложнее всего было ответить? ПОЧЕМУ?

(он главный, в нём заключается вся проблема произошедшего, можно ответить по-разному, т.к. могут быть разные мнения)

- какие выводы вы сделали для себя после чтения этого рассказа?

V. Итог.

Оцените  свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.А. Осеева

Слайд 4

… Чистая, беспокойная. Мучает, побуждает, возвышает. Стыд не дым, а глаза ест. Честь.

Слайд 5

Совесть. Чистая, беспокойная. Мучает, побуждает, возвышает. Стыд не дым, а глаза ест. Честь.

Слайд 7

Мальчика мучила совесть; Мальчику было жаль Бума; Мальчик боялся наказания; Мальчик жалел маму.

Слайд 8

Мальчика мучила совесть; Мальчику было жаль Бума; Мальчик боялся наказания; Мальчик жалел маму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "День Святого Валентина"

Материал интересен тем, что содержит не просто сведения о празднике, а дает возможность для проявления творчества учащихся....

"Уроки Валентины Анреевны"

Сценарий классного часа в 3 классе на День Пожилых...

День Святого Валентина или именины любви

Сценарий праздника позволяет познакомить учащихся с историей праздника, воспитывать потребность творить добро, быть чуткими и внимательными по отношению к людям, ответственными и заботливыми. Опублико...

Конкурсная программа ко дню святого Валентина.

Данное мероприятие проходит в виде конкурсов между парами участников, которые совпали на предварительной жеребьевке на основе взаимной симпатии....

Презентация " День святого Валентина"

Просмотр презентации можно организовать во время одного из  конкурсов, занять зрителей. родителей....

сценарий к празднику день святого валентина

сценарий к празднику день святого валентина...

День Святого Валентина

В разработке представлено внеурочное занятие по вышеуказанной теме....