Конспект открытого урока к семинару По УМК «Планета знаний» По литературному чтению Куприн «Завирайка»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Лепехина Наталья Ивановна

 

Цели:

  1. Научить определять главную тему и идею литературного произведения.
  2. Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.
  3. Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братьям нашим меньшим».

Задачи:

  1. Познакомить с содержанием рассказа «Завирайка».
  2. Проанализировать прочитанный материал.
  3. На примере данного произведения обсудить нравственные проблемы:

- об отношении человека к окружающему миру (быть наблюдательным, изучать природу и ее особенности);

- о любви к животным;

- каким должен быть «хозяин вселенной».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока к семинару

По УМК «Планета знаний»

По литературному чтению

Куприн «Завирайка»

Выполнила учитель начальных классов

                                                                             Лепёхина Наталья Ивановна

Н. Новгород

2010 г.

                                  Александр  Иванович Куприн (1871 – 1938 гг.)

ЗАВИРАЙКА

Цели:

  1. Научить определять главную тему и идею литературного произведения.
  2. Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.
  3. Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братьям нашим меньшим».

Задачи:

  1. Познакомить с содержанием рассказа «Завирайка».
  2. Проанализировать прочитанный материал.
  3. На примере данного произведения обсудить нравственные проблемы:

- об отношении человека к окружающему миру (быть наблюдательным, изучать природу и ее особенности);

- о любви к животным;

- каким должен быть «хозяин вселенной».

Структура урока:

  1. Подготовка к введению нового материала

А) Речевая разминка

Б) Углубление, расширение темы.

В) Внимание проект.

  1. Знакомство с новым материалом.

А) Рассказ о Куприне.

Б) Подготовка к чтению с заданием

В) чтение с учителем и хорошо читающими учениками.

                 III.       Работа над содержание текста.

                              А) Состояние природы.

                              Б) Портрет Завирайки.

  1. Определение главной мысли рассказа, об авторском отношении героя.

                 V.      Определение ключевого слова, определяющее качество души.

                VI.      Знакомство с картиной Мурильо: «Мальчик с  собакой».

                             А) О художнике.

                             Б) Рассматривание картины.

                 VII.     Итог.

        Послание детям.

                 VIII.    Домашнее задание.

  1. Подготовка к ведению нового материала.

А) Речевая разминка.

Атмосферу сегодняшнего урока определяют:

Чувства

Мы будем говорить о душевных качествах человека, об отношении к окружающей среде, частью которой мы являемся.

Мысли

Настроения

Б) Углубление, расширение темы.

Какие главные качества души, по – вашему, необходимы вашим друзьям и близким, чтобы мир был гармоничен и прекрасен?

-добрыми, заботливыми, трудолюбивыми, чуткими, самоотверженными, отзывчивыми,  внимательными (слова написаны на доске)

      В) Внимание проект.

Открывается выставка детских работ, проектов на тему: «Братья наши меньшие» .

Г) Внутренний мир у животных. А можно ли эти слова отнести к братьям нашим меньшим? Назовите автора и его героев. Чему они вас научили?

(см. рабочую тетрадь)

  1. Знакомство с новым материалом.

  Мир прекрасен. Работать проводником в этот прекрасный мир, будет сегодня русский писатель А. И. Куприн.

А) Рассказ о А.И. Куприне.

Б) Подготовка к чтению с заданием.

     Выделить яркие, необычные выражения.

В) Чтение учителем и хорошо читающими учениками.

  1. Работа над содержанием текста.

А) Состояние природы. Авторское отношение.

             - В какое время года происходит событие?

             Весной (стр.62)

             - Какие признаки есть в тексте, указывающие на то, что весна ранняя?

            (Снег сковал движения.  Всем было тяжело идти. )

            Вывод: и люди, и собаки попали в необычные условия.

            - Является ли природа, героем данного произведения?  Как она себя проявляет?

              Зима переламывалась. Издалека стало попахивать весной.

                Природа создает условия, при которых приходится охотиться.

             (стр.63 – возвращение с охоты).

             Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком.

      Б) Портрет Завирайки.

          - А кто является главным героем рассказа?

              ( Завирайка)

          - Почему не люди, а Завирайка «спас Патрашку»?

          - Попробуем собрать словесный портрет Завирайки. (стр. 62)

  1. А как вы думаете, почему собака представляла людей «огненными»? (Когда охотники стреляли из ружья, и от туда вырывался язычок пламени. Ну а как мы знаем любое животное боится огня, это её инстинкт.  И из-за этого они побаиваются людей.
  2. Как вел себя на охоте? (3 абзац читаем « Огненные люди»)
  3. Почему Завирайка обнаружил пропажу собаки и организовал спасение?

(Уговорил) (словарь терминов стр. 162)

  1. Работа с глаголами, слова – действия.
  2. Работа над выразительностью (при чтение передавать волнение) – 1 абзац.

      ВЫВОД: Хозяева понимали язык животного, поверили ему.

                    - Почему пошли за ним?

                      (Собака была серьезная.)

  1. Как пес благодарил?

Стр. 65 абзац 3:милая, бескорыстная собачья радость.

 

  1. Определенные главной мысли рассказа.

Автор заставляет  нас задуматься, как поступить когда оказываешься в сложных житейских ситуациях.  

-Чему учит нас рассказ? (Чтобы кого-то спасти, необязательно быть царем Вселенной, быть большим и ссыльным человеком, но можем организовать спасение, если не сами, то с чей-то помощью.) Не проходите мимо беды, не ссылайся на то, что ты маленький.

-Что вы можете сделать в трудных ситуациях?

       V.        Определение ключевого слова, определяющее качество души. открывается слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Найдите ключевое слово определяющее качество души, о котором мы с вами говорили (доброта и ответственность).  

Но кроме Завирайки было много собак, но почему только он заметил (был охотничьей собакой), а др. охотились сами по себе.

  1. Знакомство с картиной, автор Мурильо «Мальчик с собакой».  Куприна называли художником слова, а мы познакомимся еще с одним художником: Б. Мурильо.

а) О художнике.

б) Рассматривание картины.

1.  Что вы видите на картине?

2.  Какие краски использовал автор? (спокойные, мягкие, теплые)

3.  С какими чувствами смотрят друг на друга мальчик и собака?

4.  Может ли мальчик быть равнодушным и злым к окружающему миру?

5.  Может ли пройти мимо чьей-то беды, продать друга?

6.  Почему вы так думаете?

      VII.      Итог урока:

  а) Сегодняшний наш урок, чем может помочь в жизни? Что узнали о взаимоотношениях между животными и людьми? (не быть равнодушными)

б) Послание детям: - Каким должен быть хозяин вселенной?

     VIII.      Придумать рассказ: Как завязалась дружба между мальчиком и собакой?

Анализ урока.

Рассказ Куприна дает возможность говорить о глубоких чувствах человеческой души, доброте и доверие. Дети очень восприимчивы и чувствительны. Правильно подобранные вопросы наводят детей на чувства, мысли, настроение, погружая их в скрытую суть данного произведения. Последовательность вопросов приводит к решению главной задачи: Каким должен быть хозяин вселенной?

Решаются нравственные проблемы, об отношении человека к окружающему миру, о любви к животным,  и о гуманном к ним отношении. О возможности прийти на помощь и участвовать в охране братьев наших меньших.

Главная идея литературного произведения состоит в том, что она заставляет детей задуматься о своих поступках в сложных житейских ситуациях.

Такой деятельный подход к изучению рассказа вызывает живой интерес, и отклик в душе ребенка.

Приемы работы с текстом:

На уроке были применены разные приемы работы с текстом, создавался словесный портрет, выборочное чтение, работа с синонимами, работа со словами действиями, над выразительностью чтения, возможностью передачи чувств.

Рассматривание картины продолжило раскрытие темы: «Братья наши меньшие» и применение новых знаний в жизни. Это и развитие речи, воображения и чувства к прекрасному.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока «Круиз по спортивным планетам»

Конспект урока в ходе которого дети учатся развивать фантазию, творческие способности, принимать самостоятельно оптимальные решения....

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Конспект открытого урока по математике 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал для проведения урока в 4 классе по УМК "Планета Знаний"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе"

laquo;Обобщение и систематизация знаний о глаголе»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в реч...

Конспект открытого урока по русскому языку «Обобщение знаний частей речи» для 2 класса

Цели урока:обучающие:- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);развивающие:- формировать умения анализировать звучащую речь;- развивать воо...