Гласная буква: Е,е
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Ванюхина Татьяна Ивановна

Урок обучение грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема: Гласная буква: Е,е.

Цель: совершенствовать знания о букве; развивать умения соот носить звуковую и графическую формы буквы е и правильно обозначать.

1.Орг. момент.

Учитель: Прозвенел звонок на урок.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. 2.Психологический настрой.

Учитель: Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу .Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Учитель: Ребята! А где у вас руки? Д. На месте. У. А ноги ? У. Логти? Д. У края. У. А спина? Д. Прямая.

3. Работа по теме урока.

Учитель: С какой буквой мы познакомились вчера на уроке. Дети: Вчера на уроке мы познакомились с буквой е. Учитель: Расскажите все, что вы знаете об этой хитрой букве. Дети: Это буква гласная. Учитель: Почему?

Дети: Потому, что она образует слоги и обозначает мягкость согласных звуков. Буква е хитрая потому, что она обозначает 2 звука { йэ}, если стоит в начале слова и после гласной (к магнитной доске прикрепляется карточка: е- { йэ}.

Учитель: А сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь назвать отгадку. Загадка.

Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. ( Медведь )


Учитель: Почему вы так думаете, что это медведь.

Ответы детей.

Учитель: Какие слова, вам помогли отгадать загадку?

Ответы детей.

Учитель: А теперь давайте произнесем слово медведь все вместе хором.

Учитель: Сколько слогов вы услышали слове медведь?

Дети: В этом слове услышали 2 слога.

Учитель: Назовите 1 слог.

Дети: Мед.

Учитель: Назовите 2 слог.

Дети: Ведь.

Учитель: А сколько звуков вы слышите в 1 слоге?

Дети: В слоге мы слышим 3 звука.

Учитель: Назовите 1 звук.

Дети: Это звук {м}.

Учитель: Назовите 2 звук.

Дети: Это звук { э }.

Учитель: Назовите 3 звук.

Дети: Это звук {д}.

Учитель: Назовите еще раз 2 звук в 1 слоге.

Дети: Это звук {э}.

Учитель: Если мы в середине слова после согласного слышим звук { э}Л

то этот звук обозначаем буквой е.

Дети сообщают тему урока.

4. Физминутка.

Учитель: А сейчас мы поиграем. Игра называется Узнайте звук .

Я буду называть слова. Если слово начинается со звука {э}- встают

только девочки, а если слово начинается со звука {йэ}-встают девочки.

Учитель: Еда, элеватор, единица, электричество, этаж, Ева.

4. Работа с учебником. Составление рассказа по иллюстрации на

с.76-77.

Дети открывают учебники на с.76-77.

Учитель: Из какой сказки взята эта иллюстрации?

Ответы детей.

Учитель: Какое время года изображено на картинке?

Ответы детей.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Учитель: Куда отправился Емеля?

Дети: Емеля отправился в лес.

Учитель: На чём он отправился в лес?

Дети: Он отправился в лес на санях.

Учитель: Ребята,а что такое сани?


Ответы детей.

Учитель: Сани- это зимняя повозка на полозьях.

Учитель: А могут большие сани сами ехать? Ответы детей.

Учитель: А почему у Емели поехали сани?

Дети: Щука ему сказала волшебные слова.

Учитель: Кто ещё изображён на картинке? Ответы детей.

Учитель: Что они делают?

Дети: Они удивляются.

Учитель: Как вы заметили,что девушка и дедушка удивлены.

Посмотрите на их лица.

Дети: Художник изобразил их лица удивлёнными.

Учитель: Давайте составим рассказ по этой картинке (ученики

составляют рассказ).

Учитель: В каких словах названных вами в рассказе есть буква е.

На доске (с обратной стороны) напечатан текст:

  1. Емеля возвращался из леса домой.
  1. Сани сами поехали в ворота.
  1. Народ был удивлён.
  1. Собака лает на Емелю.

Учитель: Давайте прочитаем этот рассказ (с доски несколько учеников

читают рассказ).

Учитель: Поднимите руку те, кому читали эту сказку.

Учитель: Чем закончилась эта сказка. Ответы детей.

Учитель: Что можно сказать об Емеле? Какой он был: ленивый,смешной,

хитрый? Ответы детей.

Учитель: А теперь я ещё раз прочитаю рассказ про Емелю (с доски).

Учитель: В каких словах буква е обозначает 2 звука.

Дети: В словах: Емеля, поехали, лает, Емелю буква е обозначает 2 звука.

Учитель: В каких словах буква е обозначает 1 звук.

Дети: В словах: леса, Емелю, Емеля буква е обозначает 1 звук.

Учитель: Какой?

Дети: Это звук {э}.

5.        Физминутка.

Учитель: Любимым занятием Емели было лежание на печи, но после больших уговоров он оттуда слезал. Давайте поиграем и изобразим, как он это делал. Если я произнесу слово,в котором есть буква е, вы изобра жаете, как Емеля слезал с печки. Если в слове нет буквы е, то вы сидя на месте, потягиваетесь,поднимая вверх руки.

Учитель: Собака, едят, единица, сани, ест, шуба, если, шапка, синие, яркие.

Учитель: А сейчас на с.77 в верху прочитайте слова, в которых буква е стоит в начале слова. Дети: Ели, еловые.


Учитель: А теперь прочитайте слова, в которых буква е стоит в конце слова.

Дети: Ели, сосновые.

Учитель: Сколько звуков обозначает буква е в этих словах? Дети: Буква е в этих словах обозначает 2 звука. Учитель: Почему?

Дети: Потому, что буква е стоит в начале слова и конце. Учитель: А теперь прочитайте слова, в которых буква е стоит в середине слова.

Дети: Роет, воет, лает, кусает. Учитель: После каких букв стоит буква е в этих словах. Дети: В этих словах буква е стоит после букв: о, а. Учитель: Какие это буквы? Дети: Это гласные буквы.

Учитель: Сколько звуков обозначает буква е после гласных? Дети: После гласных буква е обозначает 2 звука. Учитель: Какие? Дети: Это звуки {йэ}.

Учитель: А теперь придумайте слова, где буква е стоит после согласной. Ответы детей.

Учитель: Сколько звуков в этих словах обозначает буква е? ^> Дети: В этих словах буква е обозначает 1 звук. Учитель: Какой? Дети: Это звук {э}. 6. Итог урока.

Учитель: Я рада,что вам удалось пройти трудный путь и вы легко откры ли секреты этой буквы.Урок окончен.Спасибо за урок.

,   -,    :

.

:

-