Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Скок Любовь Николаевна

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения; воспитывать любовь к природе, развивать любознательность и кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:


ГЛАСНАЯ БУКВА «Е».ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ.
УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ
(«Б
укварь», с. 100–101, Прописи № 4, с. 22–23)

Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения; воспитывать любовь к природе, развивать любознательность и кругозор.

Оборудование:, предметные картинки, таблица «Лес летом», презентация к уроку, музыка : голоса леса.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Возьмёмся все за руки , посмотрим  друг на друга и улыбнёмся друг другу. Мысленно пожелаем друг другу добра.  Я тоже желаю вам добра.

                Отправляемся в поход.

                Много нас открытий ждет!

II. Повторение пройденного.

 Работа по группам.

– Что нужно взять в поход?

(Учитель показывает иллюстрации: рюкзак, панама, кроссовки, вода, блокнот, карандаш.)

– Соберите вещи – сделайте звукобуквенный разбор одного слова.

III. Постановка целей, объявление темы урока.

- Какое сейчас время года?  А хотите попасть в лето? Что нам в этом поможет? (наша фантазия) Презентация.

                Что такое лето?

                Это много света, слайд 1

                Это поле, это лес, слайд 2 и 3

                Это тысяча чудес, слайд 4

                Это в небе облака, слайд 5

                Это быстрая река, слайд 6

                Это яркие цветы, слайд 7

                Это в мире сто дорог слайд 8

                Для ребячьих ног.

– Сегодня мы отправляемся в летний лес, познакомимся с новой буквой, научимся читать, писать слова и предложения с новой буквой, а также посмотрим удивительные сны о лете.

                Хочешь посмотреть на лето?

                В лес пускают без билета.

                Там грибов, плодов и ягод  слайд 9

                Наберешь в лукошко на год.

IV. Изучение нового материала.

                Здравствуй, лес, дремучий лес, слайд 10

                Полный сказок и чудес.

 Выделение звуков.

– Посмотрите, кто нас встречает!

                Ее всегда в лесу найдешь –

                Пойдем гулять и встретим:

                Стоит колючая, как еж,

                Зимою в платье летнем.

                (Ель.) слайд 11                                                                                              

– А вон еще две.. Как будет множественное число слова ель? (Ели.)

Слайд 12

– Произнесите хором слово «ели» по слогам. (Е–ли.)

– Сколько слогов в слове «ели»? (Два.)

– Произнесите первый слог протяжно. ([й’э].)(предположения детей)

– Два звука [й’э] на письме обозначаются  гласной буквой «е».

 Знакомство с печатной буквой «Е».

Их две. Почему? Для чего нам нужна заглавная буква?

– На что похожа буква?  Презентация 2 Буква е

 Работа по учебнику, с. 100.

Выслушиваются мнения детей. Учитель читает короткие стихотворения, а дети находят в них сравнения предметов с написанием новой буквы.

                На дворе – такая жалость –

                Наша лесенка сломалась.

                Наша лесенка сломалась,

                Буква «Е» зато осталась.

                Е. Тарлапан

                Ева гребнем причесалась –

                В нем три зубчика осталось.

                Г. Виеру

                «Е» на грядке пригодилась –

                Вместо грабель потрудилась.

                В. Степанов

                

Пригласим с собой «звуковичка». Давайте его оденем.

– Буква «е» гласная, закрасим…

– Эта буква может обозначать два звука:

[й’] – согласный, мягкий, звонкий;

[э] – гласный.

– Обозначим это на схеме: туфли закрасим в зеленый и красный цвет.

– Оглядитесь  вокруг. Что  в  лесу  с  буквой «е»,  которая  обозначает [й’э]? Доскажите словечко:

                                Немытое в рот  

                Ни за что не возьмет.

                И ты будь таким,

                Как чистюля…

                (Енот.) слайд 13

                Вкус у ягоды хорош,

                Но сорви ее поди-ка:

                Куст в колючках, будто еж,

                Вот и назван…

                (Ежевика.) слайд 14

– Составьте схемы этих слов.

– Где буква «е» в этих словах? (В начале слова, в середине слова.)

– В чем особенность буквы «е»?

(«Е» обозначает два звука: [й’э] – если стоит в начале слова. Буква «е» обозначает мягкость предшествующего согласного, в этом случае она обозначает гласный.)

– Какова тема нашего урока? (Буква «е».)

– Для чего мы обозначаем буквы «Е», «е»? (Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами.)

Физкультминутка

На реке живет енот

Чешет лапкой он живот.

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

 Работа по Прописи, с. 22.

– Какую букву мы нашли в лесу?

 Письмо строчной «е».  показ анимированной буквы.

Начинаем писать чуть выше нижней линеечки  рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо, чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии, ведем вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо, касаемся нижней линии и ведем вверх  вправо до середины рабочей строки.

 Работа по учебнику, с. 100.

Чтение слогов с буквой «е».

Чтение слогов с буквой «и».

– Что общего? (Гласные «е», «и» обозначают мягкость предшествующего согласного.)

Слайд 15, 16,17,18

– Найдите в лесу слова, в которых «е» обозначает гласный [э] и мягкость предшествующего согласного. (Дети называют слова по теме «Лес» – дерево, цветы, река, пень и др.)

– А это кто отдыхает под елями? слайд 19

– Послушайте, как описывает её в своей книге «Пропавшая буква» М. Раскатов:

«Она была такой худенькой, что помещалась в детской коляске. Она почти ничего не ела. Во-первых, ей было лень жевать и глотать, а во-вторых, ей хотелось, чтобы у нее была самая тонкая талия.

У неё было всегда плохое настроение».

- О ком же это? (схема слова лень на доске)

- Это лень

– Ребята, почему ей на нашей полянке нашлось место? (В слове «лень» есть буква «е».)

– Ребята, кому захотелось подружиться с ней?

– Тогда давайте сядем и красиво напишем слоги с буквой «е», иначе здесь появится Кривпоч – друг Лени.

 Работа в Прописи, с. 22.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, ими встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки ими помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем

Крылья сложили назад.

 

 Чтение и письмо слогов с «е», «и».

(Показ на доске учителем обязателен.)

 Списывание слов с письменного образца.

 Чтение печатных слов.

– Поставьте в словах ударение.

– Подчеркните безударные гласные – «опасные места».

– Спишите слова с проговариванием.

(Самопроверка.)

 (Списывание с образца.)

                Здравствуй, светлая лужайка,

                Чем богата, угощай-ка.

– Ребята, чем нас может угостить лесная поляна?

(Ответы детей.)

(Показ иллюстрации «Лесная фея». )слайд 16

– Ребята, посмотрите, это Лесная фея. Ей нравится, как вы ведете себя в лесу. Прочитайте, как она вас называет? (детки, детишки, детвора)

- Как называются такие слова?

- Выделите корень.

– Прочитайте однокоренные слова к слову «лес» на стр. 100 учебника.

Выделите корень.

(Лес – лесок – лесник.)

– Какую ловушку поставил для вас Леший? («Леска» – не однокоренное слово к слову «лес», другое лексическое значение.)        

 Работа по учебнику, с. 100.

 Чтение слов с буквой «е».

– Давайте устроим привал. Идём к нашему фонтану.

Физкультминутка

– Давайте устроим привал. Идём к нашему фонтану.

   Знакомство с текстом «Мои сны о лете».

– Прочитайте название, предположите, о чем будет текст.

 Работа с текстом по ходу чтения: после первого абзаца.

– Где был пруд?

– Почему пруд был маленьким?

– Какая в пруду вода?

– Что делает ветерок?

 Работа с текстом по ходу чтения: после второго абзаца.

– Что растет у пруда?

– Что плавает по воде?

Прочитайте последнее предложение.

 Работа с текстом после чтения всего текста.

– Кому понравился сон?

– Зачем автор нам о нем рассказал?

– Какое бы название вы дали этому тексту?

(Дети обсуждают варианты названий и готовятся к выразительному чтению текста.)

 Работа в Прописи, с. 23.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Назовите одним словом.

– Посчитайте животных. Соотнесите картинку и название.

– Спишите слова с проговариванием.

– Подчеркните букву «е».

– В каком случае «е» обозначает два звука?

– Какую работу она выполняет в остальных словах?

 Работа над лексическим значением слов.

– Прочитайте  слова,  которые  можно  назвать  одним словом «люди». (Негр, депутат.)

– Прочитайте слова, относящиеся к искусству. (Опера, театр.)

– Что такое метро?

– Корешок?

Физкультминутка

                Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляничка так душиста,

Что не лень и наклониться.

 Работа с текстом «Душа природы» Г. Сапгира, с. 103.

(На доске иллюстрации цветов.)

– Назовите эти цветы. (Ромашка, колокольчик, репейник, василек, одуванчик.)

– Прочитайте название.

– Прочитайте ключевые слова: цветы, веселая, легкая, простая, добрая, дикая, задумчиво.

– По иллюстрациям, названию и ключевым словам сделайте предположение, о чем будет текст.

 Чтение текста учителем вслух. Вопросы по ходу чтения.

– О чем размышлял писатель?

– Какая душа у ромашки?

– Какая – у колокольчика?

– У какого цветка две души?

– Какая душа у анютиных глазок?

– У каких цветов душа простая, неприхотливая?

– Почему шиповник радуется? (Приносит пользу людям.)

– У кого непокорная душа? Как вы это понимаете?

 Беседа после чтения.

– Что нового узнали?

– Какова же, по-вашему, главная мысль текста?

(В каждом цветке своя красота, своя особенность.)

– Автор рассказал о цветах как о людях. Он наделил их характером.

– Каким вы себе представляете автора? (Наблюдательным, любящим природу.)

 Творческая работа в группах.

– Рассмотрите иллюстрации деревьев. Прочитайте о них стихи. Попробуйте определить душу.

(У каждой группы набор карточек.)

1) Дуб.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный!

И. Токмакова

2) Береза.

Деревце Аленушка – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

3) Ива.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

(Взаимопроверка.)

На опушке посидели,

Все вокруг мы поглядели.

А теперь давай с тобой

Мы отправимся домой.

V. Закрепление изученного.

– Какая буква сломалась в пишущей машинке (на клавиатуре компьютера)?

(Текст записан на листочках)

                Сид..л мой зяблик в кл..тке

                И з..рнышки кл..вал,

                И, как в л..су на в..тк.. ,

                Все п..л и расп..вал.

                (Буква «е».)

VI. Итог урока.

– Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Какую новую букву мы нашли в лесу?

- А почему она такая необычная?

– Что было интересно?

– Что трудно?

_ Определите своё настроение  в конце урока.

 Игра «Любопытный». Ответ на вопрос должен начинаться с буквы «е».

– На каком дереве растут шишки?

(На ели.)

– Какие вы знаете имена на букву «Е»?

(Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

– Каких вы знаете животных на букву «Е»?

(Енот, ехидна.)

– Что говорит мама, когда тебя кормит?

(«Ешь».)

– Кто ездил на печи?

(Емеля.)

– Отметка, которую не любят школьники.

(Единица.)

Сид..л мой зяблик в кл..тке

                И з..рнышки кл..вал,

                И, как в л..су на в..тк.. ,

                Все п..л и расп..вал.

                

Сид..л мой зяблик в кл..тке

                И з..рнышки кл..вал,

                И, как в л..су на в..тк.. ,

                Все п..л и расп..вал.

                

Сид..л мой зяблик в кл..тке

                И з..рнышки кл..вал,

                И, как в л..су на в..тк.. ,

                Все п..л и расп..вал.

                

Сид..л мой зяблик в кл..тке

                И з..рнышки кл..вал,

                И, как в л..су на в..тк.. ,

                Все п..л и расп..вал.

        

  1. Укажите слова, относящиеся к зиме.

облако                        град

иней                        мороз

ручей                        лыжня

метель                        листопад

ласточка                каток

сосулька                снежки

  1. Какое выражение правильное?

Природа э то всё что нас окружает.

Природа – это всё, что сделано руками  человека.

Природа – это, что окружает человека и не сделано его руками.

  1. Под какой цифрой указан  условный знак, обозначающий снег.

1).                                 2)                        3)

  1. От какой точки на термометре ведут отсчёт температуры воздуха?
  1. От самого нижнего деления.
  2. От нулевой отметки.
  3. От самого верхнего деления.
  1. При какой температуре холоднее всего?
  1. 0                2) + 15                3) – 40                4) + 2                5) – 35
  1. Каким цветом лёд?
  1. Белый
  2. Голубой
  3. Бесцветный
  1. Распределите слова по группам, соединив их с подходящими по смыслу словами.

ЗИМА                                        ВЕСНА