Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Головина Инна Евгеньевна

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Уроки 116 - 117 (2 ч.).

Тема: Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Цели:

– формируем умение выделять звук в слове;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение писать слова, предложения;

– формируем умение читать, анализировать текст.

Оборудование: чистые листы бумаги для работы в группах, карандаши или фломастеры.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

  1. Повторение.

- Прочтите общую тему уроков обучения грамоте («Звуки и буквы»)

- Долго мы её изучаем?

- Почему я не убрала её? (Не всё выучили)

- Как доказать?  (Учебник не закончен, тетрадь не закончилась)

- С какими буквами мы познакомились на прошлых  уроках?(Ж,Ш,Ч)

- Выложите их из касс. Что вы можете рассказать об этих буквах? Обсудите в парах.

- Давайте поиграем в игру «Наведи порядок».

- Чем мы займемся сегодня?  (Познакомимся с новой буквой)

- Как узнать, правы ли мы? (Открыть учебник)

- Правы?

- Рассмотрите разворот учебника. Что мы будем сегодня выполнять Давайте составим с вами план.

                          План

  1. Звуковой анализ слов. Определение нового звука.
  2. Обозначение звуков буквами.
  3. Знакомство с написанием новой буквы.
  4. Чтение слогов, слов.
  5. Лексическое значение слов.
  6. Чтение предложений,  текста, стихотворения.
  7. Запись слов, предложений.
  8. Работа с ПРАВИЛОМ

- Что мы сейчас делали?  (Планировали свою деятельность).

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Работа в «Букваре».

Звуковой анализ слов  ящик, клещи. Выяснение особенностей звука      щ,

- Рассмотрите рисунки на с. 132. Что изображено? Что такое клещи? Для чего они нужны?

- Что мы должны сделать?  (Составить схемы)

Два человека работают у доски. САМООЦЕНКА

- Какие звуки мы должны сравнить? (указанные стрелочками).

-Дайте им характеристику.  (согл, глухой, мягкий)

- Подберите слова с твёрдой парой  Щ  Удалось это сделать? (Нет)

- О чем это говорит? (Этот согласный всегда мягкий, у него нет твёрдой пары)

-А как бы вы его еще назвали?  (Шипящим)

- Давайте сформулируем седьмое открытие (среди согласных есть 4 шипящих)

Знакомство с буквой Щ(щ)

- Какой буквой на письме обозначается  всегда мягкий глухой согласный  Щ,  ( щ )

Какой будет тема урока?  (Буква Щ,щ.)  ( Выставляю на доске)                      - На что похожа буква  Щ?  

- Замените в схемах звук  Щ  буквами.

- Поработайте в паре. Разделите слова на слоги; определите ударный слог. Я-ЩИК, КЛЕ-ЩИ (один человек у доски). САМООЦЕНКА.

- А сейчас поиграем в игру «Живые буквы»  со словом ящик.

Игра.

  •  подойдет буква, кот. обозначает безударный гласный  звук               и
  • буква, которая обозначает твёрдый согласный звук                              к
  • буква, которая обозначает ударный гласный                                          я
  • буква, которая обозначает всегда мягкий глухой согласный звук.     щ

- Прочтите полученное слово. Что вы заметили? Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

2.Работа в «Прописи»

- Пора познакомиться с письменной буквой.

- Откройте «Прописи», с.38. Что добавим к теме урока? (Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ)

- Сравните печатный и письменный варианты написания буквы Щ. Что можно сказать?(4 элемента)

- Перечислить элементы заглавной и строчной букв Щ,щ.

- На какую букву очень похожа буква Щ? (Ш) Какой элемент добавляет-ся?(маленькая петля)

- Расскажите, как будете писать букву Щ? (Сначала пишем букву Ш, затем пишем петлю, как у буквы у, но меньше) Показ на доске. Прописать с ошибками.

- Что вам нужно сделать? (Прописать заглавную и строчную буквы Щ,щ.)

- Подчеркните буквы, которые вам больше всего удались.

ΙΙΙ. Применение нового знания

  1. Работа в «Букваре».

Чтение слогов.

- Сколько в русском языке гласных букв?

- Прочтите слоги. Что вас удивило? (Их мало). Можете предположить почему? (Дружит не со всеми гласными)

- Поработайте в паре, выложите из касс гласные буквы, с которыми буква Щ не «дружит».

-  Что у вас получилось? С какими гласными буква Щ не «дружит»?

 (Ю, Я, Э, О, Ы)

- Зачем, по вашему мнению, нам нужно знать «лишние буквы»? ( Чтобы не  ошибаться при письме)

– Работа в группе.-  Как бы вы показали, чтобы лучше запомнить буквы, с которыми  буква Щ не «дружит»?

Чтение слов.

- Сколько столбиков слов вы видите? Прочтите слова первого столбика. Прочтите слова второго столбика.

- Вам все слова понятны? Тогда дайте мне объяснение.

- Что значит слово РОЩА? ЧАЩА? ГУЩА? ЩУПЛЫЙ?

(РОЩА РО́ЩА, -и, жен. Небольшой, чаще лиственный лес. Берёзовая роща.

- Какая роща есть в нашем микрорайоне? Составьте предложения.

ЧАЩА,-  густой частый лес; заросль Лесная чаща.

- Составьте предложения.

ГУЩА, и, ж. 1. Густой осадок в жидкости. Кофейная г. 2. Густая часть супа, похлёбки, компота. Густая заросль, самое густое место в чём н., середина. Гуща. леса.

ЩУПЛЫЙ , - Слабосильный, худой, невзрачный. Щ. человечек)

- Составьте предложение.

- Прочтите слова, в которых не ставится знак ударения. Почему? (состоят из одного слога, с гласной Ё).

- Прочтите слова из двух слогов. Какие слова не прочли? (овощи, подлещик). Что вы можете сказать об этих словах? (3 слога).

- Что значит слово ЛЕЩ? ПОДЛЕЩИК? Почему его так назвали?

- Где можно найти значение этих слов? (В словаре)

2. Работа в «Прописи». – Что мы должны прописать? (слова)

- Прописать слово Щёкин. – Что вы хотите мне сказать? Какие ещё фамилии вы можете назвать? (Щукин) «Фонарики»

Физминутка.

3. Работа в «Букваре».

Чтение рассказа «Щенок»

- Кого вы видите на иллюстрации? -  Почему щенка, а не собаку? Что он делает? Лакать — -а́ю,
1. Пить, зачерпывая жидкость языком (о некоторых животных). Л. молоко.

- Что мы будем читать? (Рассказ)

- Как вы определили, что это рассказ? – Что нужно сделать, чтобы доказать, что это рассказ? (Прочитать)

- Читаем «птичьим базарчиком».

- Это рассказ? Почему?

– Как он называется? (Щенок)

- Почему текст называется «Щенок?»

 – О ком ещё идёт речь? Кто такой Митя? Что вы о нем узнали?

- Можно ли было назвать текст «Митя»?

- Чтение слабо читающими детьми. «Внимательный карандашик»

ΙV. Итог

7. Рефлексия.

Какой была тема урока?

– Что нового узнали на уроке?

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Все ли пункты плана выполнили?

- С какой трудностью столкнулись?

- Что помогло  справиться с трудностью?

- Кто доволен своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?



Предварительный просмотр:

ФИО _Головина Инна Евгеньевна

1. Разработайте  технологическую карту урока на основе применения заданий электронной формы учебника, электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

2. Результаты работы представьте в таблице №1,2,3

Таблица 1

Технологическая карта урока

1. 

ФИО (полностью)

Головина Инна Евгеньевна

2. 

Место работы

МБОУ «Школа № 30» Г.о. Балашиха

3. 

Должность

Учитель начальных классов

4. 

Предмет

Обучение грамоте

5. 

Класс

1

6. 

Тема и номер урока в теме

Знакомство с буквой Щ (щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок 116 - 117

7. 

Предметная программа и её автор

Программа «Начальная школа XXI века».

Программа по русскому языку под редакцией С.В.Иванова

Авторы учебника:  Журова Л.Е., Евдокимова А.О

8. 

Цель (и)  урока

Создать условия для ознакомления учащихся с непарным (по твёрдости-мягкости) согласным звуком [щ,],  и буквами Щ,щ, обозначающими эти звуки на письме.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

составлять схемы слов, извлекать из них нужную информацию о звуке щ,;

использовать поэлементный  анализ  письменных букв Щ,щ для записи букв, слогов, слов

- самостоятельно оценивать правильность ответа и правильность написания букв

работать в паре: исключать гласные, с которыми не употребляется буква Щ

- работать в группе: составлять опорный сигнал о написании буквы Щ с гласными

- решать интеллектуальные задачи:

- определять, почему текст является рассказом, как ещё можно озаглавить текст

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

9. 

Тип урока

Изучение нового материала

10.   

Модель организации УПД учащихся уровня НОО

АРМ учителя - класс

11.   

Необходимое оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, модели звуков, буквы, маркеры

12.   

Структура и ход  урока

Таблица 2

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

Время

(в мин.)

1

I. Адаптационный этап.

1.Адаптация учащихся к деятельности на уроке

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками

С помощью учителя составляют план работы

Уточняет, детализирует поставленные детьми цели, определяет последовательность промежуточных целей, последовательность действий обучающихся.

2

2.Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы (создание проблемной ситуации)

Систематизируют с помощью педагога свои знания о звуках и буквах; Группируют буквы Ж,Ш,Ч по характеристикам.

Формулируют проблему с помощью учителя, предлагают пути решения.

Организует повторение изученных букв, помогает сформулировать проблему.

4

2

II. Основной этап.

1.Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Высказывают свои предположения, обмениваются мнениями.

Участвует в беседе: «А как вы думаете, почему с доски  не убрана тема «Звуки и буквы»?

1

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Рассматривают картинки, составляют схемы слов, определяют новый звук, дают ему характеристику.

Знакомятся с буквами, обозначающими звуки, определяют тему урока.

Участвуют в игре «Живые звуки», соотносят количество звуков и букв, выявляют причину.

Знакомятся со строчной и заглавной буквами Щ,щ,, определяют алгоритм написания букв. Подчеркивают наиболее удачные буквы.

Организует работу с учебником, с.132

Организует работу со схемами.

Выставляет тему урока.

Организует игру «Живые звуки».

Организует работу по анализу и написанию букв Щ,щ. Уточняет затруднения детей при написании буквы Ш

Организует самооценку. Нацеливает на самоконтроль.

3

1

3

7

3

III. Творческий этап.

1.Первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

Прочитывают слоги, в парах определяют гласные, с которыми буквы Щ,щ не пишутся.

Определяют трудности, предлагают пути преодоления. Выслушивают мнения одноклассников. В группах составляют опорный сигнал для запоминания.

Прочитывают столбики слов, работают над лексическим значением слов, составляют предложения. Овладевают смысловым чтением

Прочитывают слова по заданию.

Выполняют работу в Прописи, с. 38 – 39. Записывают слова.

Читают рассказ «Щенок», отвечают на вопросы. Доказывают, что текст в учебнике – рассказ. Определяют, что нужно сделать, чтобы рассказ назывался «Митя».

Определяют с помощью учителя достижение целей урока, учатся самооценке.

Организует решение интеллектуальной задачи: Почему записано мало слогов? С какими гласными буквами буквами буквы Щ,щ не «дружат»?

Организует групповую работу по созданию опорного сигнала. Организует диалог обучающихся. Корректирует взаимодействие детей в группе.

Обобщает выводы детей.

Организует работу в учебнике, с. 132.

Организует решение интеллектуальной задачи - прочитывание слов по заданиям.

Организует работу в Прописи

Организует работу в учебнике, с. 133. Предлагает доказать, что произведение в учебнике – рассказ.

Предлагает изменить заголовок и подумать, что для этого нужно сделать.

Организует рефлексию. Оказывает помощь детям в подведении итогов своей деятельности, урока

3

2

3

2

3

5

2.Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название ресурса/

Краткое содержание задания из учебника

Тип, вид ресурса*

Форма предъявления  ресурса (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)/ (задание из ЭФУ)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР/ Название учебника,  автор, класс

1.

* Тип ресурса (тип учебного материала в электронной форме) – наборы ЦОР к учебникам, поурочные планирования, методические рекомендации, инновационные учебные материалы, электронные издания, коллекции (тематические), комплексные ресурсы и др.

Виды ресурсов:

ИР – информационный ресурс;

ПР – практический ресурс;

КР – контрольный ресурс;        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Н, н. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Н, н

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Н, н, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами способом чтения прямого слога, научить выполнять звукобуквенный...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....

Урок обучения грамоте на тему «Знакомство с буквой «Ы. Письмо строчной буквы «ы».

Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру"...

Технологическая карта урока письма "Знакомство с буквой П (п). Письмо заглавной и строчной букв П, п" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения писать заглавную и строчную буквы П, п.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с заглавной и стро...