Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и  при проведении творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Тема: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок проводился во 2-м  классе, где дети обучаются по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. В учебном плане школы в данном классе также предусмотрено изучение риторики.

Это второй урок работы со сказкой «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка». К моменту урока учащиеся знакомы с такими средствами выразительности, как олицетворение, сравнения, звукопись. Предполагается, что и на следующих уроках дети продолжат знакомство с другими средствами выразительности для создания художественного образа (гипербола, контраст).

        Особенности класса и тема урока определили его цели.

1.Обучающая цель: помочь учащимся открыть такие средства создания художественного образа, как поступки и речь героя; способствовать формированию умения видеть данные средства и понимать их роль в выражении идеи произведения.

2.Развивающая цель: продолжать работу по развитию техники чтения, способствовать развитию речи учащихся, их риторической культуры.

3.Воспитательная цель: воспитывать уважение к русскому народу, внимательное отношение к своим одноклассникам.

По типу это  урок усвоения новых знаний. Постановка целей урока определила его структуру. Было запланировано 6 основных этапов.

1.Организационный.

2. Актуализация прошлого знаньевого опыта.

            3.Целеполагание на основе проблемной ситуации.

4. Организация поисковой деятельности.

 5.Рефлексия и оценка.

6.Домашнее задание.

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой урока.

У всех рабочее настроение? Все готово к уроку? Подарим друг другу улыбки. Начинаем урок.

II. Актуализация прошлого знаньевого опыта.

1) Проверка домашнего задания.

        -Ребята мы вчера прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы получили домашнее задание : составить описание Аленушки по картине В.Васнецова.

-Давайте зачитаем, какой мы увидели Аленушку на картине. Почему такой?

Итак, мы представили Аленушку:

одинокой                        красивой

грустной                        доброй

задумчивой                            ласковой

печальной                        спокойной

унылой                        очаровательной

безрадостной                            обаятельной

пригорюнившейся        

подавленной

-Вам понравилась Аленушка?

-Какое впечатление она произвела на Вас?

2)Работа над лексикой и орфографией.

Когда человек производит на вас сильное впечатление, говорят, что он меня очаровал.

Очаровать – произвести неотразимое впечатление. Обратите внимание на гласную в корне слова.

-Кто догадался, от какого слова оно произошло?

Произошло от слова чары – волшебство, колдовство, пленение.

-Можно про Аленушку сказать, что она обаятельная?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Обаяние – очарование, притягательная сила.

Обаятельная, очаровательная.  Обворожительная – притягивающая к себе  людей.

-Обратим внимание на гласную в корне. Почему пишется такая буква?

Слово обаятельная произошло от слова баять, т. е. говорить красиво, ласково.

3)Выявление средств создания образа художником  на картине.

-Какие приемы и средства использовал художник, чтобы создать образ такой девушки?

  1. Отбор красок
  2. Освещение
  3. Выбор позы, одежды
  4. Изображение природы

4)Работа по раскрытию замысла картины.

-Как вы думаете, что хотел передать Васнецов своей картиной?

-Как относится художник к своей героине? ( Он передал свои чувства, свою любовь, свое нежное отношение к детям – сиротам. Передал свое грустное настроение, передал народную любовь,  хотел заставить нас сострадать своей героине)

        Мы описали , какая Аленушка на картине, но мы знаем, что Васнецов написал эту картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка», поэтому давайте вновь отправимся в сказку, обратимся к художественному тексту и понаблюдаем, как описана в нем Аленушка.

III Целеполагание на основе проблемной ситуации.

  1. Самостоятельная работа.

-Найдите описание Аленушки в сказке. Для этого предлагаю поработать с учебником таким образом:

Откройте учебник на стр. 110(литературное чтение 2кл.)

1й- вариант читает на с110, ищет описание героини, подчеркивает карандашом.

2й - вариант читает на с111, ищет описание героини, подчеркивает карандашом.

Слабо читающие ученики читают на с112 (количество текста меньше, он идет в стихотворной форме) выполняют тоже задание.

2.Проверка выполнения задания.

-Прочитайте описание Аленушки.

-Есть  ли в тексте такие же, как и в картине, средства создания образа Аленушки: описание позы, одежды, лица, описание природы?

-Таких средств нет, значит, мы совсем не можем представить Аленушку, какая она в сказке? Нет никаких подсказок, чтобы узнать, как создан образ Аленушки?

Тогда какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

        3.Постановка темы и учебной задачи.

Тема: Какими средствами создан образ Аленушки в художественном тексте. (запись на доске)

-А какая цель нашего урока?

Найти средства создания образа в тексте.

IV.Организация поисковой деятельности.

1.Работа над выявлением средств создания художественного образа.

-Как мы узнаем о человеке, какой он? (по его поступкам, по его делам)

На доске написаны ключевые слова: поступки и дела, речь героя.

-Где мы это можем найти? (в тексте)

-Давайте пройдемся по сюжету сказки, найдем предложения про Аленушку, попробуем составить образ героини.  

А)Выборочное чтение.

Дети находят отрывки, зачитывают их, делают выводы о характере Аленушки. Учитель записывает слова на доске.

Из 1-ого абзаца узнаем

  1. Сирота
  2. Трудолюбивая

Из разговора с братцем

  1. Ласковая
  2. Заботливая
  3. Терпеливая
  4. Спокойная
  5. Добрая

Когда случилось несчастье

  1. Грустная
  2. Печальная
  3. Несчастная
  4. Доверчивая

Б) Сделайте вывод, какими средствами создан образ нашей героини в художественном тексте.

2.Выявление идеи произведения.

-Кто автор сказки? Почему народ в своей сказке создал именно такой образ Аленушки? Что этим он хотел выразить? (свое отношение, свою любовь, нежность)

-Давайте вспомним другие русские народные сказки, где тоже представлены женские образы.

-Соответствуют ли наши слова-определения этим героиням? Какие качества ценит русский народ в женщинах?

Значит, в сказках показан идеал русской женщины.

V. Рефлексия и оценка детей.

 

1.Представление героя

Мы с вами описали Аленушку по картине, увидели какой она изображена в сказке. За это время мы полюбили Аленушку. Она очаровала нас, стала нам близкой и понятной.

-Кто хочет нам представить свою Аленушку, рассказать какая его героиня.

2.Ну что ж, наш урок закончился. Давайте подведем небольшой итог.

 

-Расскажите, что вы  чувствовали на уроке?

-Чем интересен был наш урок?

-Кому бы вы сказали спасибо?

        

VI Домашнее задание по выбору:

1.Узнать, какие картины написал еще Васнецов.

2. Найдите в сказке эпизоды, в которые можно включить ваше описание Аленушки и расскажите их.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализированного урока по сказке: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Сценарий как нельзя полностью поможет детям в сопереживании героям сказки.Научит более выразительно и ярко читать произведения русского фольклора....

: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...

«Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Цель урока: Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер это...

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на...

русская народная сказка "сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе....