: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Тема: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок проводился во 2-м  классе, где дети обучаются по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. В учебном плане школы в данном классе также предусмотрено изучение риторики.

Это второй урок работы со сказкой «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка». К моменту урока учащиеся знакомы с такими средствами выразительности, как олицетворение, сравнения, звукопись. Предполагается, что и на следующих уроках дети продолжат знакомство с другими средствами выразительности для создания художественного образа (гипербола, контраст).

        Особенности класса и тема урока определили его цели.

1.Обучающая цель: помочь учащимся открыть такие средства создания художественного образа, как поступки и речь героя; способствовать формированию умения видеть данные средства и понимать их роль в выражении идеи произведения.

2.Развивающая цель: продолжать работу по развитию техники чтения, способствовать развитию речи учащихся, их риторической культуры.

3.Воспитательная цель: воспитывать уважение к русскому народу, внимательное отношение к своим одноклассникам.

По типу это  урок усвоения новых знаний. Постановка целей урока определила его структуру. Было запланировано 6 основных этапов.

1.Организационный.

2. Актуализация прошлого знаньевого опыта.

            3.Целеполагание на основе проблемной ситуации.

4. Организация поисковой деятельности.

 5.Рефлексия и оценка.

6.Домашнее задание.

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой урока.

У всех рабочее настроение? Все готово к уроку? Подарим друг другу улыбки. Начинаем урок.

II. Актуализация прошлого знаньевого опыта.

1) Проверка домашнего задания.

        -Ребята мы вчера прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы получили домашнее задание : составить описание Аленушки по картине В.Васнецова.

-Давайте зачитаем, какой мы увидели Аленушку на картине. Почему такой?

Итак, мы представили Аленушку:

одинокой                        красивой

грустной                        доброй

задумчивой                            ласковой

печальной                        спокойной

унылой                        очаровательной

безрадостной                            обаятельной

пригорюнившейся        

подавленной

-Вам понравилась Аленушка?

-Какое впечатление она произвела на Вас?

2)Работа над лексикой и орфографией.

Когда человек производит на вас сильное впечатление, говорят, что он меня очаровал.

Очаровать – произвести неотразимое впечатление. Обратите внимание на гласную в корне слова.

-Кто догадался, от какого слова оно произошло?

Произошло от слова чары – волшебство, колдовство, пленение.

-Можно про Аленушку сказать, что она обаятельная?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Обаяние – очарование, притягательная сила.

Обаятельная, очаровательная.  Обворожительная – притягивающая к себе  людей.

-Обратим внимание на гласную в корне. Почему пишется такая буква?

Слово обаятельная произошло от слова баять, т. е. говорить красиво, ласково.

3)Выявление средств создания образа художником  на картине.

-Какие приемы и средства использовал художник, чтобы создать образ такой девушки?

  • Отбор красок
  • Освещение
  • Выбор позы, одежды
  • Изображение природы

4)Работа по раскрытию замысла картины.

-Как вы думаете, что хотел передать Васнецов своей картиной?

-Как относится художник к своей героине? ( Он передал свои чувства, свою любовь, свое нежное отношение к детям – сиротам. Передал свое грустное настроение, передал народную любовь,  хотел заставить нас сострадать своей героине)

        Мы описали , какая Аленушка на картине, но мы знаем, что Васнецов написал эту картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка», поэтому давайте вновь отправимся в сказку, обратимся к художественному тексту и понаблюдаем, как описана в нем Аленушка.

III Целеполагание на основе проблемной ситуации.

  1. Самостоятельная работа.

-Найдите описание Аленушки в сказке. Для этого предлагаю поработать с учебником таким образом:

Откройте учебник на стр. 110(литературное чтение 2кл.)

1й- вариант читает на с110, ищет описание героини, подчеркивает карандашом.

2й - вариант читает на с111, ищет описание героини, подчеркивает карандашом.

Слабо читающие ученики читают на с112 (количество текста меньше, он идет в стихотворной форме) выполняют тоже задание.

2.Проверка выполнения задания.

-Прочитайте описание Аленушки.

-Есть  ли в тексте такие же, как и в картине, средства создания образа Аленушки: описание позы, одежды, лица, описание природы?

-Таких средств нет, значит, мы совсем не можем представить Аленушку, какая она в сказке? Нет никаких подсказок, чтобы узнать, как создан образ Аленушки?

Тогда какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

        3.Постановка темы и учебной задачи.

Тема: Какими средствами создан образ Аленушки в художественном тексте. (запись на доске)

-А какая цель нашего урока?

Найти средства создания образа в тексте.

IV.Организация поисковой деятельности.

1.Работа над выявлением средств создания художественного образа.

-Как мы узнаем о человеке, какой он? (по его поступкам, по его делам)

На доске написаны ключевые слова: поступки и дела, речь героя.

-Где мы это можем найти? (в тексте)

-Давайте пройдемся по сюжету сказки, найдем предложения про Аленушку, попробуем составить образ героини.  

А)Выборочное чтение.

Дети находят отрывки, зачитывают их, делают выводы о характере Аленушки. Учитель записывает слова на доске.

Из 1-ого абзаца узнаем

  • Сирота
  • Трудолюбивая

Из разговора с братцем

  • Ласковая
  • Заботливая
  • Терпеливая
  • Спокойная
  • Добрая

Когда случилось несчастье

  • Грустная
  • Печальная
  • Несчастная
  • Доверчивая

Б) Сделайте вывод, какими средствами создан образ нашей героини в художественном тексте.

2.Выявление идеи произведения.

-Кто автор сказки? Почему народ в своей сказке создал именно такой образ Аленушки? Что этим он хотел выразить? (свое отношение, свою любовь, нежность)

-Давайте вспомним другие русские народные сказки, где тоже представлены женские образы.

-Соответствуют ли наши слова-определения этим героиням? Какие качества ценит русский народ в женщинах?

Значит, в сказках показан идеал русской женщины.

V. Рефлексия и оценка детей.

 

1.Представление героя

Мы с вами описали Аленушку по картине, увидели какой она изображена в сказке. За это время мы полюбили Аленушку. Она очаровала нас, стала нам близкой и понятной.

-Кто хочет нам представить свою Аленушку, рассказать какая его героиня.

2.Ну что ж, наш урок закончился. Давайте подведем небольшой итог.

 

-Расскажите, что вы  чувствовали на уроке?

-Чем интересен был наш урок?

-Кому бы вы сказали спасибо?

        

VI Домашнее задание по выбору:

1.Узнать, какие картины написал еще Васнецов.

2. Найдите в сказке эпизоды, в которые можно включить ваше описание Аленушки и расскажите их.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализированного урока по сказке: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Сценарий как нельзя полностью поможет детям в сопереживании героям сказки.Научит более выразительно и ярко читать произведения русского фольклора....

Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и  при проведении творческих работ....

«Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Цель урока: Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер это...

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на...

русская народная сказка "сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе....