Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Черникова Татьяна Владимировна

Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."

На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина в исполнении А.Шарафутдинова. Много заданий творческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по литературному чтению в 4 классе

Тема « Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

ФИО

Черникова Татьяна Владимировна

Место работы

Саюкинский филиал МБОУ Платоновской СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс в 2 частях

  1. Цель  урока: овладение навыками работы над лирическим произведением.      
  2.  Задачи:

- обучающие

совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму.

-развивающие 

Обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

-воспитательные

воспитывать любовь к малой Родине, умение видеть прекрасное  в поэзии.

Оборудование: мутьтимедийный  проектор, компьютер, записи романса

«В синем небе плывут над полями…» в исполнении    А.Шарафутдинова, музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

              Проверка готовности к уроку.

  1. Речевая разминка. ( 5 мин)

      (Слайд 2)

Тихо ночь ложится    

На вершины гор,

И луна глядится

В зеркала озёр;

Над глухою степью        

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут;

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте выразительно.

III. Введение в раздел.  Актуализация знаний.  (6 мин)

1. Повторение.

- Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение? (Наверное сегодня на уроке мы будем читать стихи этого поэта.)

- Правильно.

- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.( слайд3)

- Вы прочитали отрывок из его произведения « Тихо ночь ложится…»

- Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

- Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»)

                         ( слайды 4-6)

-Ребята, вспомните стихи, которые проиллюстрируют данные слайды  и к какому слайду подойдут?

-Почему они подходят?

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)  

-Кто помнит эти стихи и может прочитать наизусть?

 ( Чтение стихов)

2.Слово о поэте.

- Мы уже знакомились с биографией И.С. Никитина, а сегодня углубим знания о нём.

- Посмотрите на слайды  ( слайд 7)

Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу  реки.

                                        ( слайд 8)

С высокой кручи побережья,  где стоял дом Никитиных,  поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.

Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.

                                   ( слайд 9)

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

                                ( слайд 10)

Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

    В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

                                  (слайд 11)

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.

- Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена.

   

IV.Физкультминутка. (3 мин)

V. Работа над новым материалом (20 мин)

1.Сообщение темы урока

              ( слайд 12)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением И.С. Никитина

 « В синем небе плывут над полями…»  

 2.Чтение стихотворения учителем

 - Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

 (учитель под мелодию П.Л.Чайковского «Времена года» читает наизусть стихотворение.)

( Вопросы после прочтения)

 -Какие чувства вы пережили?

 -Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

 -Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?    

               ( слайд 13)

3. Словарно-лексическая работа.

- Объясните значение слов:

Межа–граница земельных участков

- Подберите синонимы к словам: грезит (мечтает),  восторг (восхищение, радость)

-Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),

 восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)

4. Беседа по содержанию стихотворения.

- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно

(дети читают стихотворение про себя)

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

 ( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

- С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

                            ( слайд 14)

  ( эпитетами, сравнением)    

- Назовите эпитеты? (Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер)

- Давайте представим,  что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.

-  Нарисуйте эти изумительные картины.

( работа в парах, словесное рисование)

  ( Проверка.)

- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

   (На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)

- Сейчас мы посмотрим слайды и будем называть строки из стихотворения, которые подойдут к данным картинам.

            (слайды 15- 23)

           

( Чтение всего стихотворения.)   (слайды 24- 32)

 

- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?

    (Мы видим, что в природе тишина, как в храме,  и  И.С.Никитин восхищается этой тишиной)

-Мы познакомились  с прекрасным стихотворением.

- Какие мысли передал Никитин?

(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении;  Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог  увидеть нам)

7. Подготовка к выразительному чтению.

- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали с какой интонацией будете читать?

(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).

-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

                 ( слайд 33)

               Памятка.

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению

             ( Работа в парах над выразительностью чтения)

8. Выразительное чтение стихотворение

   - Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

   - Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

9. Составление синквейна.

 -Теперь давайте представим себя писателями и составим «синквейн» к этому стихотворению.

- Вспомните, что такое «синквейн»?

  (Стихотворение из пяти строчек)

                     ( слайд 34)

                             Памятка.

а)  1строка –  подлежащие (тема)

б)  2 строка - 2 прилагательных ( раскрывает тему)

в)  3  строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г)  4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д)  5 строка -  вывод  (слово – резюме, ассоциация с первым словом)

   -Проверка задания.

                                   ( слайд 35)

- Стихи И.С.Никитина  красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на  них создали свыше 60 романсов и песен.

-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»

( Прослушивание романса « В синем небе  плывут над полями…»

- Что вам понравилось в этом романсе?

 VI. Итог урока. ( 3 мин)

- О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?

-Чему учит это стихотворение?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?        

                                  (слайд 36)

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам,  когда их читаешь, будто слышишь голос самого  поэта.

                                 ( слайд 37)

 - Посмотрим на слайд, в заключение я хочу ещё раз к нему вернуться.  Как вы думаете, заслуженно ли отмечено творчество И.С.Никитина?  Согласны ли вы, что творчество таких писателей нужно увековечивать?

VII.Домашнее задание: (2 мин)

подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина

(найти в других сборниках) и выучить одно по желанию.

       Литература

  1. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. Тамбов ,2000г.
  2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Уроки литературного чтения. Москва. Вита-Пресс, 2011

     3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.4 класс              Москва « Вако» 2012.

     4.  Климанова Л. Ф. Родная речь: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2012.

     5. Ожеков С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва

«Просвещение», 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."

Цель урока:  продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формироват...

Урок литературного чтения А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», 2 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ОСЕЕВОЙ В.А. "СИНИЕ ЛИСТЬЯ"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСЕЕВОЙ В.А. "СИНИЕ ЛИСТЬЯ"...

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»»

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»». Урок разработан в с...

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»

Цель Познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями…», развивать связную монологическую и диалогическую речь, во...

Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."

В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над  анализом  произведения  взят приём "Семь шляп критическо...