Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
- Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
- Воспитывать у учащихся любовь Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.nikitin-v_sinem_nebe.pptx | 1.03 МБ |
konspekt-v_sinem_nebe_plyvut.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ: ознакомиться с жизнью и творчеством поэта; учиться выразительному чтению; пополнять словарный запас; развивать речь, мышление, воображение; тренировать память.
Дом-музей И . Никитина в Воронеже Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой . Никитин Иван учился в духовном училище, затем в семинарии. Занимался самообразованием: изучал языки, читал, сочинял стихи. В своих стихах он передал любовь к родной русской природе и Родине. Более 60 романсов и песен на стихи Никитина И.С. живут в народной памяти.
Просмотр видеоролика с романсом на слова стихотворения.
Словарная работа. Грезит - мечтает. Стр. 12 Межа - граница земельных участков. Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений . Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.
Грезит- Восторг- Золотой- Сиять - мечтает восхищение жёлтый, оранжевый мерцать, переливаться Что такое синонимы ? Синонимы - это слова, схожие по значению. Подберите синонимы к словам:
Прохладный - Восторг - жаркий, знойный, тёплый огорчение, печаль, тоска Что такое антонимы ? Антонимы - это слова, противоположные по значению. Подберите анто нимы к словам:
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЭПИТЕТ Синее небо Синяя бабочка «Я работаю волшебником» Золотые часы Золотые края ( облаков )
*** В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян. Синее небо Золотые края Тёплый вечер Найдите в тексте эпитеты.
Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встаёт, Красным заревом лес обдаёт. Прохладой ночною Красное зарево
Кротко звёзд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; Точно в храме стою я в тиши И в восторге молюсь от души. Золотое сиянье Чистое поле
Рефлексия - Мне понравилось … - Я понял, что … - Я научился … - Я сегодня работал … Домашнее задание: с. 12 (наизусть)
Предварительный просмотр:
Сценарий урока (литературное чтение).
Класс: 4
Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Головина ( Родная речь: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 4 ч.Ч.2. М.: Просвещение, ОАО «Московский учебник», 2006. - С. .
Учитель: Черчес Елена Николаевна
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 1959, ЮВАО, г. Москва.
Тема урока:
« Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин «В синем небе…»
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
- Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
- Воспитывать у учащихся любовь Родине.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».
Структура урока:
№ этапа | Этапы урока | Время |
1 | Организационный момент | 1 мин |
2 | Формулировка темы, цели и задач урока. | 2 мин |
3 | Проверка домашнего задания. | 7 мин |
4 | Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»
| 12 мин |
5 | Работа над выразительностью чтения 1. Вторичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися (по четверостишиям с анализом текста) | 18 мин |
6 | Ф и з к у ль т м и н у т к а | 2 мин |
7 | Работа над выразительностью чтения 2. Актуализация опорных знаний. Лингвистический эксперимент. Вспомнить выразительные художественные средства языка. 3. Упражнение в чтении стихотворения 4. Беседа по содержанию. |
|
8 | Итог урока. Рефлексия | 2 мин |
9 | Домашнее задание | 1 мин |
И Т О Г О: | 45 мин |
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.
2. Формулировка темы, цели урока.
- Как называется раздел учебника, который мы читаем?
- С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?
- С творчеством какого поэта будем знакомиться сегодня?
3. Проверка домашнего задания.
-Урок начнём с проверки домашнего задания. Уточните, что вы готовили дома.
(Чтение наизусть стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка» - 4 ученика)
4.Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»
1) Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).
Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта. Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день. Один из романсов называется… ( прочитать со слайда хором ).
2) Первичное знакомство со стихотворением (просмотр видеоролика с записью романса на стихотворение)
- А теперь приготовьтесь слушать.
3) Проверка первичного восприятия стихотворения:
- Что вы представили, когда слушали? (Синее небо, облака, простор и т.д.)
- Прочитайте, какое у вас задание:
«Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова».
4) Первичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Какие слова требуют разъяснения? (Ответы учащихся)
5) Словарная работа.
грезит | мечтает | слайд (фото) |
межа | граница земельных участков. | слайд (фото) |
зарево | огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений | слайд (фото) |
храм | здание для совершения богослужения и религиозных обрядов | слайд (фото) |
5.Работа над выразительностью чтения
1. Вторичное чтение стихотворения учащимися (по четверостишиям с анализом текста)
- Прочитайте 1-ое четверостишие. Рассмотрите иллюстрации.
- Попробуйте найти строки, которые подходят к каждой иллюстрации, прочитайте их выразительно.
- Прочитайте 2-ое четверостишие. Рассмотрите иллюстрации.
- Найдите и прочитайте выразительно строки стихотворения, подходящие к каждой иллюстрации.
- 3 четверостишие.Рассмотрите иллюстрации и найдите строки стихотворения к ним.
- Подумайте, почему почти каждую строку стихотворения можно проиллюстрировать.
( В стихотворении много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мы называем их изобразительно-выразительными средствами языка. )
- Физкультминутка.
- Работа над выразительностью чтения ( продолжение)
2. Актуализация опорных знаний.
А)- Вспомнить выразительные художественные средства языка.
- Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:
Грезит | мечтает |
Восторг | восхищение |
Золотой | жёлтый, оранжевый |
Сиять | мерцать, переливаться |
-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:
Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.
Восторг - огорчение, печаль, тоска.
- Вспомните, что такое эпитет.
1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.
2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
Б) Лингвистический эксперимент.
Синяя бабочка, золотые часы, хрустальные туфельки.
- Назовите имена прилагательные в словосочетаниях. Можем ли мы назвать их эпитетами? Почему?
- Предлагаю вам стать волшебниками.
Имя прилагательное | Эпитет |
Синяя бабочка | Синее небо |
Золотые часы | «Золотые края» (облаков) |
Тёплый ветер | Тёплый вечер |
3. Упражнение в чтении стихотворения
А)Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты.
Б) Работа с иллюстрациями:
- Рассмотрите иллюстрации. Какие строки подберёте из стихотворения?
(1 – облака с золотыми краями; 2 – кротко звёзд золотое сиянье; 3 – точно в храме стою я в тиши, и в восторге молюсь от души)
4. Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Что удалось выразить поэту?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Есть ли у вас желание прочитать другие стихи поэта? Что вас заинтересовало?
- На уроке: - Мне понравилось … - Я понял, что …
- Я научился … - Я сегодня работал …
- Оценить работу учащихся на уроке.
9. Домашнее задание: с. 12 (выучить наизусть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…». Школа России....
открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией....
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»»
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»». Урок разработан в с...
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»
Цель Познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями…», развивать связную монологическую и диалогическую речь, во...
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."
В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над анализом произведения взят приём "Семь шляп критическо...
Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."
Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."...