Главные вкладки

    "Совершенствование техники чтения в начальных классах”
    статья по чтению на тему

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл monitorg_po_chteniyu.docx20.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    На  протяжении  многих лет, я  старалась изучать пути решение проблемы: “Совершенствование техники чтения в начальных классах”. В процессе педагогической работы рождались свои идеи, использовались опыты других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского,  И.Т. Фидоренко, В.Н. Зайцева и  Н.А. Лошкарёвой.     

         Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет  неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой техники чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Возникает вопрос: “С какой же скоростью  чтения  должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение”? 

     В Программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит  Н.А. Лошкарёвой доценту МПГУ – 120 слов в минуту.

     Третья точка зрения – В.А.Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение, нормальное чтение – это темп 150-300 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались на  «5», он должен выполнять рекомендацию В.А.Сухомлинского. А если хочет, чтобы выпускники начальной школы были все троечниками, надо придерживаться определённым программным нормативам. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной. Какие резервы обучения можно здесь использовать?

          На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. Вот  уже много лет в работе помогает магнитофон. Дети любят слушать, когда воспроизводятся  их голоса, и буквально каждый хочет права записи. А на родительских собраниях родители с удовольствием слушают голоса детей.

    Родителям объясняю, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последнее событие дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов. Когда человек спит, он находится  под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.    

        Если ребёнок не любит читать, то необходимо режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Этот вид чтения хорош при просмотре диафильма: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Можно вполне рекомендовать это родителям, дети которых читают неохотно, этот приём обучения. Этот приём можно использовать и перед сном. Для повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью чтения. Этот вид использую в начале каждого урока по 3-5 минут. Читают все, когда чтение завершено (даю звонок маленьким колокольчиком), сразу делаю краткий опрос 5-6 учеников: “ О чём читали, какие непонятные слова встретились, понравилось ли вам содержание прочитанного?” Иногда даю установку: “Читаем на время, посчитайте количество прочитанных слов”. При таком чтении ни один ученик не остаётся без внимания, каждый старается улучшить качество чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что постоянно мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

           Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над этим сейчас я веду свою работу. Я считаю, главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности  всех учащихся. Надо всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.        

         В современных условиях развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление. Решение стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой стороны – от внедрения в практику новейших технологий и достижений. К таким новшествам, отслеживающим состояние учебного процесса, относится школьная модель мониторинга.    

       Под   мониторингом   понимаем  форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности  класса, обеспечивающей непрерывное слежение за  состоянием  процесса обучения и прогнозированием его развития.

       Целью мониторинга  является обеспечение эффективного отражения состояния учебно-воспитательного процесса в классе, аналитическое обобщение деятельности класса, разработка прогноза её развития.

       Задачи мониторинга:

    непрерывное наблюдение за  состоянием образовательного процесса;

    своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

    предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

    осуществление прогнозирования развития важнейших  процессов на уровне школы;

    оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.                  

      Проблема, над которой работаю в течение нескольких лет: Совершенствование техники чтения в начальных классах. Анализируя свою работу, подвожу итоги, опираясь на новые технологии в образовании. Один из видов анализа – это мониторинг.    

      Объектом мониторинга   является класс, учащийся, а также отдельные методы образовательного процесса.

       Мониторинг   проводим по этапам:

          На первом этапе – подготовительном - определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки.

         Второй этап, основной – практический - проводим сбор информации, используя следующие методы: наблюдение, анализ документов, контрольные срезы, анкетирование,

    тестирование, самооценка и т. д.

        Третий этап – аналитический. Информацию обрабатываем, анализируем, вырабатываем рекомендации, принимаем управленческие решения.

    Классный мониторинг –  система, в которой можно выделить:

    Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель,   ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики  развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

    Второй уровень (внутри школьный) осуществляет  администрация образовательного учреждения  по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения.

     Далее я раскрою содержание второго уровня  мониторинга. Содержание мониторинга в моём классе включает основные  показатели, по которым идет сбор анализ информации за прошедшие годы. В связи с особенностями, статусом и реализуемыми программами  для мониторинга   определили несколько направлений.

        Также в течение года проводим мониторинг уровня сформированности обязательных результатов по технике чтения:

    стартовый (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости  знаний учащихся, выяснить причины потери скорости чтения  за летний период и наметить меры по устранению  выявленных пробелов в процессе повторения ;

    промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание  динамики роста или понижения скорости чтения учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;

    итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживании динамики роста или падения  скорости и техники чтения, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутри классного контроля на следующий учебный год по  классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга. 

                                  Таблица 1.   

    Ф.И учащихся

    1класс  2007-2008

    2класс 2008-2009

    3класс 2009-2010

    4класс

    2010-2011

    Стариков В

    33

    58

    92

    139

    Андреева М.

    43

    77

    102

    112

    Морозова А.

    34

    45

    49

    56

    Маняков М

    53

    65

    92

    116

    Жирнов Д

    55

    62

    67

    98

    Русскина В

    43

    50

    82

    120

    Степанова Д

    Семина М

    39

    43

    53

    54

    69

    76

    87

    83

     В таблице показаны результаты  скорости чтения слов в минуту за годы учёбы в начальных классах каждого ученика. На основе  таблицы  составляются  диаграммы, из которого видно, что в классе идёт рост  скорости чтения.  На нём показаны средние показатели.   Для промежуточного, итогового контроля знаний проводятся традиционные формы: учащиеся всех классов читают соответствующий текст на время.

        Сейчас преждевременно говорить о полном совершенстве техники чтения у каждого из детей моего класса, но этот факт, что в коллективе создана читающая среда, что дети бегут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, приносит мне  чувство  удовлетворения.     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование техники чтения в начальной школе.

    Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач нача...

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:1) смысловую – т.е. понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста2) техническую (подчиненную с...

    Тексты для проверки техники чтения в начальных классах

    Тексты для проверки техники чтения в начальной школе по любому УМК...

    Требования к технике чтения в начальных классах. Нормы чтения.

    Справочный материал по  оцениванию качества чтения учащихся начальных классов....

    "Упражнения, направленные на коррекцию и развитие техники чтения в начальных классах".

    В докладе представлены технологии по развитию техники чтения в начальных классах школы VIII вида....

    Тексты для проверки техники чтения в начальных классах.

    Предлагаемые тексты можно использовать как учебное пособие для проверки техники чтения в начальных классах. Специально подобранные художественные тексты, позволяют в течение года объективно оценить зн...

    тексты для проверки техники чтения в начальных классах

    содержится входной, промежуточный и итоговый контроль для 1-4 классов...