Главные вкладки

    Совершенствование техники чтения в начальной школе.
    статья по чтению (1,2,3,4 класс) на тему

    Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования. 4. Воспитательное чтение в условиях современного образования. 5. Упражнения по развитию навыков чтения. 6. Упражнения для развития выразительности чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovershenstvovanie_tehniki_chteniya_v_nachalnoy_shkole.doc216 КБ

    Предварительный просмотр:

         Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути        его совершенствования.

     

            Выделяются 2 вида чтения: чтение вслух и чтение про себя. Оба вида чтения должны удовлетворять  следующим требованиям:

     1) правильности;

     2) сознательности;

     3) беглости.

             К чтению вслух ещё предъявляется требование выразительности.

      Правильность чтения – это безошибочность и плавность воспроизведения звуковой стороны текста.

      Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста.

      Беглостью чтения называют такой темп чтения, который обеспечивает сознательность восприятия при чтении и который соответствует темпу устной речи.

      Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении читателя голосом передать авторский замысел и своё отношение к прочитанному.

      Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.

             Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

             Выделяют три аспекта: аспект обучения, развития и воспитания.

       При обследовании школ в различных регионах обнаружили, что в 5-9 классах встречаются учащиеся, которые имеют очень низкую скорость чтения: до 40 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики в 1 классе. В 9 классе домашнее задание в среднем на один день составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 слов на скорость чтения 40 слов в мин. Получается 162 мин., или около 3 часов (2,7ч.) необходимо, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой технике чтения, естественно, что учащийся не сразу поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум 3 раза прочитать тексты – а это уже 9 ч. учебного времени, да ещё 6 часов в школе. Вот вам на лицо 15 часовой рабочий день. Но ведь есть ещё и письменные задания.

               Можно приглашать самых талантливых учителей, но они ничего не смогут сделать до тех пор, пока ученика не научат элементарному – читать.

                Таким образом, для успешного чтения школьников необходимо овладение беглым чтением.

    Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляют навыки и мышление. Это имеет для школы чрезвычайно тяжёлые последствия. На самом деле здесь нет альтернативы, более того, успешно развивать мышление, можно только опираясь на навыки. Если мы судим о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения ( ЭУ ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня навыка ( ЭН ), чтобы успешно включать в состав сложных умений ( СУ ) . Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений. Т. обр. , в  процессе овладения оптимальным чтением происходит умственное развитие учащихся. Таков аспект развития.

             Разные ученики имеют разный темперамент. Холерики говорят и читают быстро, в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые из них говорят даже в темпе скороговорки- это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120 – 150 слов в минуту. Значит,  холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок преподнесла она и нам , учителям. Дело в том , что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. По данным нашего НИИ, более 90% учеников относятся к этим двум категориям.

    - Реально ли, чтобы большинство учеников читали со скоростью 120 слов в минуту?

    - Как добиться оптимальной скорости чтения ? Какие резервы можно использовать ?

              Для развития фонематического слуха и артикуляции проводятся « речевые зарядки», используя пословицы, поговорки, скороговорки. Работа с трудными словами и сочетаниями для устранения  « спотыканий», для приобретения навыка уверенного  чтения.

    Использование хорового чтения. Для развития внимания предлагаются карточки с изменением буквы в слове : точка – бочка.

    Игра – поиск способствует осмыслению текста. Дети находят предложение, из которого выпало слово.

    - Что можно порекомендовать родителям медленно читающих детей?

    Важна не длительность чтения, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает : то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается.

              Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы вовсе не должны проводить длительные упражнения

    ( длинные по времени ) , мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

             Хороший результат даёт чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

           Приведу общеизвестные примеры этой закономерности.

    Ещё 200 лет назад говорилось : « Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

    Второй пример. В любых религиях, будь то православная или мусульманская , обязательно есть вечернее обращение к Богу – вечерняя молитва. Считалось, что последнее впечатление дня,  связанное с вечерней, укрепляет у верующего веру в Бога.

            Третий пример. Частенько, когда мы советуем ребёнку выучить стихотворение, мы говорим : « Положи книжку под подушку» . Эта рекомендация означает одно : прочитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня. Так что вы (родители) можете читать перед сном с ребёнком не только программные произведения  по чтению, но и просто интересные книги для того, чтобы укреплять вкус к чтению.

             Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав 3 – 4  слова , забыл первое слово. Профессор И.Т.Федоренко предлагает тесты для « зрительных» диктантов.

            Методика проведения зрительных диктантов такова : на доске записывается шесть предложений одного из наборов и закрывается полосками бумаги. Предложения высвечиваются по одному, ребята в течение определённого времени ( для каждого предложения оно указано в секундах ) читают молча это предложение и стараются запомнить.

            По истечении этого времени учитель стирает это предложение и предлагает ученикам записать его в тетради.

            Возможно, что кто-то из учеников  в процессе записи скажет, что он не запомнил предложение. В этом случае  надо отреагировать очень спокойно и посоветовать ребёнку переписать его с доски. А в следующий раз постараться самому запомнить.

            Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений. Охотнее читают.

            Из системы профессора Федоренко и Пальченко мы заимствовали 3 упражнения, которые оказались наиболее эффективными.

    1)многократное чтение;

    2) чтение в темпе скороговорки;

    3) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

            Все 3 упражнения проводятся  не индивидуально. А коллективно, т.е. читают одновременно все ученики ( каждый в своём темпе ), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Учитель ориентируется не на объём текста, а на один и тот же промежуток времени. Проводится это так: после того, как начало нового рассказа  прочитано учителем и осознанно детьми . учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение  одной минуты.

             По истечении минуты каждый их учеников замечает, до какого слова он уже дочитал, затем дети читают этот же отрывок ещё раз, можно читать до 3-х раз . но всякий раз они читают на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у  учеников, им хочется читать ещё раз.

            И лучше на этом же кусочке текста поупражнять артикуляционный аппарат. Следующее упражнение – чтение в темпе скороговорки, здесь повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов, Упражнение длится не более 30 сек., затем учитель начинает третье упражнение. Он говорит детям так : « Теперь , ребята, снова читайте текст, но чуть- чуть медленнее, зато красиво, выразительно.» Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению Пальченко . Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста. Выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать  её в том же повышенном темпе. Его возможности не надолго хватает ( полстрочки, строчка ), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения  в повышенном темпе будет увеличиваться. Ещё один приём стимулирования: в конце урока производится самозамер скорости чтения в течение трёх- четырёх минут.

              Каждый ученик читает в полголоса в своём темпе в течение одной мин., затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник. Уже через неделю есть прибавка в скорости чтения.

    Выводы :

    - каждодневные упражнения под контролем;

    - тщательный отбор текстов, с постепенным повышением  трудности;

    - правильная система предупреждения и исправления ошибок;

    - частота тренировочных упражнений;

    - чтение перед сном.

             Очень важно для развития  оптимального чтения связать обучение, развитие и воспитание в единое целое.

                       Как работать над техникой чтения.

                Во- первых , в тексте тщательно отбираются слова , которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включать их в беседу , подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, т.к. изменился быт людей. С каким трудом дети берут на вооружение для нас, кажется , очень простые слова, к примеру, «пахать», «боронить», ведь кроме дороги от дома к школе и обратно да редких поездок куда-то многие дети почти ничего не видят. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи!

               Красной нитью в обучении должна проходить коррекция устной, а потом и письменной речи.

    Моя цель- не отбить желание читать. Постоянно подхваливаю детей, но не мимоходом, а аргументировано и чаще хвалю слабеньких. Считаю :

    1. в детях надо пробуждать любовь к чтению;
    2. следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значения слов, им интересно читать;
    3.  первый раз читать тексты, в чём я неоднократно убеждалась, должен только учитель; он передаёт текст грамотно, эмоционально ( не надо поручать первоначальное чтение ученику, как бы хорошо он не читал );
    4.  на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 минут, включая фонетические зарядки в 1-м классе;
    5. не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;
    6. в первом классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом;
    7. домашних заданий в 1-м и 2-м классе, кроме чтения , не должно быть;
    8. домашнее задание по чтению должно быть с творческим уклоном : нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;
    9. важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о животных ( Скребицкого, Сладкова, Чарушина , Екимушкина ), причём предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки предметов ( животных ), составлять задачи по математике и т.д. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Это заинтересовывает и других учеников они хотят узнать что-то интересное, чем и они могут поделиться с друзьями, родителями. А наилучшее из того , что понравилось учениками, я прочту классу сама. Интерес к чтению- залог высокой техники чтения.
    10. нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам;
    11. на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;  
    12. во 2-м и 3-м классах нужно . чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий, где-то 20-30минут каждый день (найти столько времени всегда возможно); кроме того, важно, чтобы дети читали родителям то, что они сами хотят;
    13. нельзя задавать на дом большие тексты . дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением больших текстов. Полная работа над которыми ( чтение по главам или частям  ) требует больших затрат времени ( 3-4 часа ).
    14. всегда работайте творчески : пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;
    15. чаще надо проводить выборочное чтение;
    16. даже в 3-м классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом . колонками, рядами, парами, по одному;
    17. проводить конкурсы чтецов или литературные викторины, что очень любят дети;

           Чтение не ограничивается только учебным материалом. Стараться читать своим ученикам больше книг, сеющих доброе : произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки, сказки (можно инсценировать их ).

    Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования. 

                               Упражнения по развитию речи детей.

                  Предварительной работой могу послужить небольшие упражнения . которые важно давать с первого класса, когда ребёнок только приступает к чтению небольших текстов. Эти задания обогащают словарный запас детей, уточняют многие понятия , учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного. Упражнения можно использовать как для устных, так и для письменных работ.

    Задания записаны на доске или на индивидуальных карточках.

    1. Река падает с горы и образует…
    2. Люди, которые ловят зверей, называются… .
    3. Мать отца или матери зовётся … .
    4. Человека, ничего не имеющего , называют… .
    5. Снежную бурю называют… .
    6. Ощущение потребностей в еде называется… .
    7. Произведение живописи в красках называется … .
    8. Клавишный струнный музыкальный инструмент называется… .

               Хорошим упражнением для детей будет так же выбор непонятного слова в заданном отрывке какого- либо рассказа и поиск толкования этого слова в словаре. Ребёнок читает найденное толкование слова вслух. А дети должны найти это слово в тексте и выписать. Этот приём способствует чтению текста с повышенным интересом  к значению слов. Например, в рассказе А.П.Чехова « Белолобый» дети обратили внимание на такие слова, как слеги, огненный сноп, можжевельник, чутьё и др. 

       Такое же задание ( по поиску толкования слов ) дети могут выполнять при чтении орфографического словаря. А на следующем уроке по данному толкованию дети пытаются вспомнить значение слова.

    В работе можно использовать следующие карточки- задания:

    Маскарад-1. Бал, гулянье, участники которого надевают маски, костюмы.

                      2. Обман, притворство.

    Лелеять- Нежить, холить, заботливо ухаживать за кем-нибудь.

    Кубарем- Вертясь, стремительно.

    Косолапый- Ступающий пятками врозь, носками внутрь.

    Лауреат- Человек, удостоенный особой премии за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, за достижения в труде.

    Воспитательное  чтение в условиях современного образования.

                     Привлечение внимания к воспитательному чтению, идея которого была заявлена русскими методистами ещё в 19 в. , не означает простого реанимирования ушедших а прошлое методических положений, а подразумевает переосмысление тех из них, которые оказались созвучны современным идеям гуманизации образования и воспитания,  личностно- развивающего обучения.

                  Нельзя недооценивать в построении начального  литературного курса чтения, принципа актуализации проблематики чтения, который предполагает связь читаемого с действительностью, с природным и историческим календарём.

               Такой подход практикуется с времён К.Д.Ушинского, подчёркивавшего, что « детская природа требует наглядности», т.е. опоры при чтении на реальные жизненные впечатления, и располагавшего в своих  учебных книгах литературный материал по «местностям» и «времени».

    Не случайно среди рекомендаций по осуществлению воспитательного чтения встречалась, в частности, такая : при организации чтения принимать в соображение «разные обстоятельства текущей жизни», пережитые детьми впечатления, предстоящие события.

              Рекомендуется использовать так же в своей работе «заявленное» и «возвращающееся» чтение.

              Нередко прочитав дома интересную книгу и  испытывая потребность поделиться впечатлениями с одноклассниками, учителем, дети приносят её в класс, но там, если произведение не стыкуется с содержанием классного чтения, наталкиваются на безучастное отношение учителя к принесённой книге. Между тем откликнуться на запрос ученика и выделить время на уроке для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения – значит не только поддержать интерес школьника к чтению, но и приобрести дополнительные  возможности для выявления читательских интересов детей и обнаружения их внутреннего мира.

              Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается  в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая при  необходимости себе помощников в чтении ( учителя, ребят ) , и задают ход его обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?» ), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.

               Значение возвращения к уже ранее прочитанному с целью его перечитывания мы рассматриваем в связи с ролью «паузы» в общении.  В паузе, как утверждается философами и психологами, а не в элементах прямой непосредственной коммуникации осуществляется соприкосновение духовного мира человека с родственными мыслями и состояниями других людей. Это значит, что человеку необходима остановка в жизненном движении с прерыванием текущих дел и событий, отстранением от непосредственного общения ( глаза в глаза лица не увидать» ), чтобы прожитое могло отложиться и «отлежаться» в его субъективном опыте, подвергнуться внутреннему взору с анализом и переоценкой испытанного, его принятием или  отвержением. «Возвращающееся» чтение как перечитывание произведений через некоторое время в другом литературном окружении способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших воображение. Вместе с тем происходит актуализация ценностно- ориентирующих впечатлений, их углубление и переоценка.

               Ещё одно, относящееся к осуществлению воспитательного чтения, заключается в том, что методическая организация чтения в ориентации на развивающуюся личность учащегося, его формирование как читателя предполагает практикование свободного чтения. В числе основных задач, стоящих перед современной школой, необходимо назвать и такую, как повышение роли чтения в качестве средства самообразования и самовоспитания учащихся, обеспечение их возможностью свободного чтения, т.е. чтения по выбору самих детей.

            Упражнения по развитию навыка чтения

    Чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

    Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.

    1. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

    П е р в а я      г р у п п а – логические упражнения.

    1. Что общего в словах и чем они различаются?

    мел – мель, мал – мял, мыл – мил

    2. Назови одним словом.

    Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

    ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

    шарф, варежки, пальто, кофта;

    телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

    картофель, свёкла, лук, капуста;

    лошадь, корова, свинья, овца;

    туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

    липа, береза, ель, сосна;

    курица, утка, гусь, индейка;

    зеленый, синий, красный, желтый.

    3. Какое слово лишнее и почему?

    Красивый, синий, красный, желтый;

    минута, время, час, секунда;

    дорога, шоссе, тропинка, путь;

    молоко, сметана, простокваша, мясо;

    Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

    ель, сосна, кедр, осина;

    лук, огурец, морковь, яблоко;

    гриб, ландыш, ромашка, василек.

    4. Чем похожи следующие слова?

    Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

    У них одинаковое количество букв;

    они одного рода;

    они состоят из двух слогов.

    5. Путем перестановки букв составь слово.

    у к л б о;   с н о а с;   у п к с.

    6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

    Колос, рота, ваза;

    кора, лото, боксер;

    молоко, нерест, тарелка.

    7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

    Зима, рама;

    пуговица, молоток, лава;

    укор, бузина, тина;

    поворот, пороша, канава.

    8. Составь новое слово, взяв последний слог.

    Мебель, ружье;

    соломка, пора, мель;

    смола, слеза берет.

    9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

    а) Песня – композитор; самолет - ?

    - аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

    б) школа – обучение; больница - ?

    - доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

    в) нож – сталь, стул - ?

    - вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

    г лес – деревья, библиотека - ?

    - город, здание, библиотекарь, театр, книги;

    д) утро – ночь, зима - ?

    - мороз, день, январь, осень, сани.

    10. Раздели слова на группы.

    Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

    корова, шкаф, стул, диван, овца, коза, стол;

    апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;

    мак, липа, клён, ромашка, береза, ландыш, дуб.

    11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

    Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;

    Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

    Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

    12. Какие буква, слог, слово лишние.

    а у р о ы

    ма ра ла ны та

    ку на ды ти ло

    река, речка, ручей, ручка, ручеёк

    В т о р а я     г р у п п а – игры по составлению слов со словами

    1. Найди слово в слове.

    Гроза

    шутка

    часовщик

    газета

    поднос

    щепка

    кустарник

    шоколадка

    ярмарка

    2. Подбери пару

    а) песня

    площадь

    подруга

    почтальон

    подарок

    полотенце

    портфель

    парикмахер

    б) загар

    звонок

    забор

    зубр

    задача

    земляника

    практичный

    примерный

    прилежный

    праздничный

    полосатый

    полотняный

    прекрасный

    приятный

    золотистый

    занимательный

    знаменитый

    звонкий

    зрелый

    зеленый

    3. Закончи предложение.

    По утрам у Айболита лечат зубы:

     з б р е ы,  у ы з б р,  и т г и р,  в д р ы ы, о ы б б р.

    4. Шарады.

    Начало – голос птицы,

    Конец – на дне пруда.

    А целое в музее

    Найдете без труда.

                                   (Картина)

    С буквой к живу в лесу.

    С буквой ч овёс пасу

                                    (кабан – чабан)

    5. Ребусы.

    6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока)

    7. Найди животное среди строк.

    Насос сосёт речную воду,

    И шланг протянут к огороду.

    Среди кустов царит покой,

    Здесь хорошо бродить одной.

    8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.

    ма ти ма си ра му ло ка до

    Т р е т ь я    г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

    1. Составь текст (перестановка предложений).

    Тексты подбираются к теме урока.

    2. Составь предложения (3-4) к теме урока.

    В школе.

    Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

    На реке.

    Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

    3. Закончи рассказ.

    Забота о птицах.

    Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

    Дежурные.

    Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

    Ч е т в е р т а я    г р у п п а – работа с текстом (учебник).

    1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

    2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске).

    3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

    4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

    5. Работа над заголовком.

    Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

    Выбери заголовок из предложенных.

    Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

    Подбери к заглавию часть текста.

    Озаглавь части.

    6. Выборочное чтение.

    7. Пересказ по вопросам и без них.

    8. Составление плана текста.

    II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

    П е р в а я    г р у п п а – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

    1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).

    Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

    2. Опиши предмет (показать и убрать).

    3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).

    4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

    Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

    5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

    6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

    7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

    8. Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.

    9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.

    10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.

    11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).

    12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д.

    13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.

    14. «Фотоглаз».

    15. Повтори скороговорку, предложение, текст.

    16. Заучивание четверостиший.

    В т о р а я    г р у п п а – упражнения со словами.

    1.Чтение слов, отличающихся одной буквой.

    Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;

    мышка – мошка – мишка – миска.

    2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

    Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

    3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

    Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

    4. Чтение «перевёртышей».

    Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

    5. «Сквозная буква», «Лесенка».

    ---  -з-

    ---  -з-

    ---  -з-

    ---  -з-

    ч__

    ч____

    ч_____

    ч______

    6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

    7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

    III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ

    П е р в а я    г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения.

    1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).

    2. Работа по таблицам Шульте.

    Развитие поля зрения по горизонтали.

    8 4 7

    2 1 5

    6 3 9

    22 9 14 18 7

    3 12 6 23 20

    21 4 1 25 15

    13 5 24 11 17

    10 8 19 2 16

    Развитие поля зрения по вертикали: Комплект № 1

    13

    3

    28

    7

    35

    23

    15

    33

    22

    31

    10

    18

    5

    34

    9

    19

    12

    21

    1

    29

    17

    4

    2

    24

    27

    16

    32

    25

    26

    30

    6

    14

    8

    11

    20

    Комплект № 2

    26

    17

    14

    20

    12

    1

    32

    31

    3

    22

    33

    30

    7

    10

    23

    35

    8

    27

    18

    25

    15

    5

    11

    24

    16

    2

    28

    4

    21

    29

    6

    13

    34

    9

    19

    3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

    сок

    носки

    сам

    Света

    место

    каток

    кукла

    магазин

    ива

    кресло

    клетка

    кукла

    рак

    (Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).

    4. Чтение столбиков с трафаретами.

    (Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3-5 слов, II класса – 10-12 слов, III класса – 15-18 слов, IV класса – 20-25 слов.)

    чек

    зуб

    дом

    красный

    бегать

    игра

    защелка

    лаборант

    молоко

    универмаг

    продовольствие

    учебники

    5. Определи разницу.

    Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;

    беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

    6. Назови по порядку.

    беда

    несчастье

    горе

    печаль

    буря

    вьюга

    позёмка

    метель

    ветер

    вихрь

    ураган

    шторм

    плач

    рёв

    слёзы

    рыдания

    7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.

    Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.

    8. Наборы Т.Н.Федоренко.

    Тексты зрительных диктантов.

    9. «Фотоглаз».

    10. «Угадай-ка»

    Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

    11. «Кто быстрее?»

    У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.

    12. «Бегущая строка».

    13. Работа по таблице.

    Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря).

    Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; круг, желтая, точка, пятое, сверху и т.д.). (см. табл.)

    Таблица.

    1. агроном

    железо

    медведь

    осина

    календарь

    металл

    билет

    пенал

    растение

    комната

    инженер

    деревня

    дорога

    ребята

    лисица

    заяц

    капуста

    одежда

    месяц

    самолет

    орех

    дежурный

    аллея

    Москва

    огурец

    язык

    метро

    топор

    ветер

    сирень

    1. интересный

    морковь

    желтый

    праздник

    овощи

    русский

    молоко

    север

    пальто

    посуда

    сапог

    комбайн

    осина

    телефон

    мороз

    коньки

    путешествие

    сверкать

    магазин

    ужин

    трактор

    лагерь

    корабль

    шоссе

    сеялка

    солома

    шофёр

    завод

    сорока

    погода

    1. октябрята

    хлебороб

    директор

    аккуратно

    командир

    трамвай

    космонавт

    черный

    желать

    квартира

    горизонт

    пассажир

    председатель

    лестница

    земляника

    картофель

    столица

    солдат

    Россия

    костёр

    ворона

    город

    тетрадь

    хорошо

    корова

    народ

    билет

    берег

    улица

    ягода

    1. правительство

    воробей

    свобода

    библиотека

    революция

    коллектив

    ракета

    девочка

    фамилия

    вагон

    медленно

    богатство

    спасибо

    песок

    учитель

    карандаш

    Родина

    пшеница

    урожай

    ученик

    товарищ

    малина

    субботник

    газета

    класс

    герой

    портрет

    машина

    вокзал

    платок

    В т о р а я    г р у п п а – упражнения для активации органов речи.

    1. Артикуляционная гимнастика:

    а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

    б) слова, трудные для произношения.

    2. Скороговорки.

    3. «Бегущая лента».

    Через отверстия в кортоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.

    4. Чистоговорки.

    5. Различные виды чтения:

    а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;

    б) хоровое чтение;

    в) чтение в парах;

    г) чтение одновременно с ведущим;

    д) чтение с убыстрением темпа;

    е) чтение с переходом на незнакомый текст;

    ж) чтение в темпе скороговорки;

    з) чтение – «спринт»;

    к) скачкообразное6 чтение «Кенгуру» и т.д.

    IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

    1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
    2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
    3. Упражнения дыхания.
    4. Упражнения для развития голоса.
    5. Упражнения для дикции.
    6. Чтение небольших стихов, например:

    Кто на льду меня догонит?

    Мы бежим вперегонки.

    И несут меня не кони,

    А блестящие коньки.

    7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

    8. Чтение по ролям, в лицах.

    9. Использование «памятки»:

    а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

    б) читай четко слова и окончания;

    в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

    Логические упражнения.

    1. Что общего в словах и чем они различаются?

    мел – мель, мал – мял, мыл – мил

    2. Назови одним словом.

    Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

    ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

    шарф, варежки, пальто, кофта;

    телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

    картофель, свёкла, лук, капуста;

    лошадь, корова, свинья, овца;

    туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

    липа, береза, ель, сосна;

    курица, утка, гусь, индейка;

     

    3. Какое слово лишнее и почему?

    Красивый, синий, красный, желтый;

    минута, время, час, секунда;

    дорога, шоссе, тропинка, путь;

    молоко, сметана, простокваша, мясо;

    Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

     

    4. Чем похожи следующие слова?

    Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

    У них одинаковое количество букв;

    они одного рода;

    они состоят из двух слогов.

    5. Путем перестановки букв составь слово.

    у к л б о;   с н о а с;   у п к с.

    6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

    Колос, рота, ваза;

    кора, лото, боксер;

    молоко, нерест, тарелка.

    7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

    Зима, рама;

    пуговица, молоток, лава;

    укор, бузина, тина;

    поворот, пороша, канава.

    8. Составь новое слово, взяв последний слог.

    Мебель, ружье;

    соломка, пора, мель;

    смола, слеза берет.

    9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

    а) Песня – композитор; самолет - ?

    - аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

    б) школа – обучение; больница - ?

    - доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

    в) нож – сталь, стул - ?

    - вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

    г лес – деревья, библиотека - ?

    - город, здание, библиотекарь, театр, книги;

    д) утро – ночь, зима - ?

    - мороз, день, январь, осень, сани.

    10. Раздели слова на группы.

    Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

    корова, шкаф, стул, диван, овца, коза, стол;

    апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;

    мак, липа, клён, ромашка, береза, ландыш, дуб.

    11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

    Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;

    Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

    Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

    12. Какие буква, слог, слово лишние.

    а у р о ы

    ма ра ла ны та

    ку на ды ти ло

    река, речка, ручей, ручка, ручеёк

    Игры по составлению слов

    1. Найди слово в слове.

    Гроза

    шутка

    часовщик

    газета

    поднос

    щепка

    кустарник

    шоколадка

    ярмарка

    2. Подбери пару

    а) песня

    площадь

    подруга

    почтальон

    подарок

    полотенце

    портфель

    парикмахер

    б) загар

    звонок

    забор

    зубр

    задача

    земляника

    практичный

    примерный

    прилежный

    праздничный

    полосатый

    полотняный

    прекрасный

    приятный

    золотистый

    занимательный

    знаменитый

    звонкий

    зрелый

    зеленый

    3. Закончи предложение.

    По утрам у Айболита лечат зубы:

     з б р е ы,  у ы з б р,  и т г и р,  в д р ы ы, о ы б б р.

    4. Шарады.

    Начало – голос птицы,

    Конец – на дне пруда.

    А целое в музее

    Найдете без труда.

                                   (Картина)

    С буквой к живу в лесу.

    С буквой ч овёс пасу

                                    (кабан – чабан)

    5. Ребусы.

    6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока)

    7. Найди животное среди строк.

    Насос сосёт речную воду,

    И шланг протянут к огороду.

    Среди кустов царит покой,

    Здесь хорошо бродить одной.

    8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.

    ма ти ма си ра му ло ка до

    Работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

    1. Составь текст (перестановка предложений).

    Тексты подбираются к теме урока.

    2. Составь предложения (3-4) к теме урока.

    В школе.

    Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

    На реке.

    Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

    3. Закончи рассказ.

    Забота о птицах.

    Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

    Дежурные.

    Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

    Работа с текстом (учебник).

    1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

    2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске).

    3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

    4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

    5. Работа над заголовком.

    Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

    Выбери заголовок из предложенных.

    Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

    Подбери к заглавию часть текста.

    Озаглавь части.

    6. Выборочное чтение.

    7. Пересказ по вопросам и без них.

    8. Составление плана .

    Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

    1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).

    Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

    2. Опиши предмет (показать и убрать).

    3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).

    4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

    Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

    5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

    6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

    7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

    8. Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.

    9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.

    10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.

    11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).

    12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д.

    13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.

    14. «Фотоглаз».

    15. Повтори скороговорку, предложение, текст.

    16. Заучивание четверостиший.

              Упражнения со словами.

    1.Чтение слов, отличающихся одной буквой.

    Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;

    мышка – мошка – мишка – миска.

    2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

    Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

    3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

    Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

    4. Чтение «перевёртышей».

    Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

    5. «Сквозная буква», «Лесенка».

    ---  -з-

    ---  -з-

    ---  -з-

    ---  -з-

    ч__

    ч____

    ч_____

    ч______

    6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

    1. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

    Упражнения для расширения поля зрения.

    1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).

           

    Работа по таблицам Шульте.

    Развитие поля зрения по горизонтали.

    8 4 7

    2 1 5

    6 3 9

    22 9 14 18 7

    3 12 6 23 20

    21 4 1 25 15

    13 5 24 11 17

    10 8 19 2 16

    Развитие поля зрения по вертикали: Комплект № 1

    13

    3

    28

    7

    35

    23

    15

    33

    22

    31

    10

    18

    5

    34

    9

    19

    12

    21

    1

    29

    17

    4

    2

    24

    27

    16

    32

    25

    26

    30

    6

    14

    8

    11

    20

    Комплект № 2

    26

    17

    14

    20

    12

    1

    32

    31

    3

    22

    33

    30

    7

    10

    23

    35

    8

    27

    18

    25

    15

    5

    11

    24

    16

    2

    28

    4

    21

    29

    6

    13

    34

    9

    19

    3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

    сок

    носки

    сам

    Света

    место

    каток

    кукла

    магазин

    ива

    кресло

    клетка

    кукла

    рак

    (Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).

    4. Чтение столбиков с трафаретами.

    (Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3-5 слов, II класса – 10-12 слов, III класса – 15-18 слов, IV класса – 20-25 слов.)

    чек

    зуб

    дом

    красный

    бегать

    игра

    защелка

    лаборант

    молоко

    универмаг

    продовольствие

    учебники

    5. Определи разницу.

    Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;

    беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

    6. Назови по порядку.

    беда

    несчастье

    горе

    печаль

    буря

    вьюга

    позёмка

    метель

    ветер

    вихрь

    ураган

    шторм

    плач

    рёв

    слёзы

    рыдания

    7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.

    Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.

    8. Наборы Т.Н.Федоренко.

    Тексты зрительных диктантов.

    9. «Фотоглаз».

    10. «Угадай-ка»

    Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

    11. «Кто быстрее?»

    У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.

    12. «Бегущая строка».

    13. Работа по таблице.

    Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря).

    Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; круг, желтая, точка, пятое, сверху и т.д.). (см. табл.)

    Таблица.

    1. агроном

    железо

    медведь

    осина

    календарь

    металл

    билет

    пенал

    растение

    комната

    инженер

    деревня

    дорога

    ребята

    лисица

    заяц

    капуста

    одежда

    месяц

    самолет

    орех

    дежурный

    аллея

    Москва

    огурец

    язык

    метро

    топор

    ветер

    сирень

    1. интересный

    морковь

    желтый

    праздник

    овощи

    русский

    молоко

    север

    пальто

    посуда

    сапог

    комбайн

    осина

    телефон

    мороз

    коньки

    путешествие

    сверкать

    магазин

    ужин

    трактор

    лагерь

    корабль

    шоссе

    сеялка

    солома

    шофёр

    завод

    сорока

    погода

    1. октябрята

    хлебороб

    директор

    аккуратно

    командир

    трамвай

    космонавт

    черный

    желать

    квартира

    горизонт

    пассажир

    председатель

    лестница

    земляника

    картофель

    столица

    солдат

    Россия

    костёр

    ворона

    город

    тетрадь

    хорошо

    корова

    народ

    билет

    берег

    улица

    ягода

    1. правительство

    воробей

    свобода

    библиотека

    революция

    коллектив

    ракета

    девочка

    фамилия

    вагон

    медленно

    богатство

    спасибо

    песок

    учитель

    карандаш

    Родина

    пшеница

    урожай

    ученик

    товарищ

    малина

    субботник

    газета

    класс

    герой

    портрет

    машина

    вокзал

    платок

     Упражнения для активации органов речи.

    1. Артикуляционная гимнастика:

    а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

    б) слова, трудные для произношения.

    2. Скороговорки.

    3. «Бегущая лента».

    Через отверстия в кортоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.

    4. Чистоговорки.

    5. Различные виды чтения:

    а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;

    б) хоровое чтение;

    в) чтение в парах;

    г) чтение одновременно с ведущим;

    д) чтение с убыстрением темпа;

    е) чтение с переходом на незнакомый текст;

    ж) чтение в темпе скороговорки;

    з) чтение – «спринт»;

    к) скачкообразное6 чтение «Кенгуру» и т.д.

    IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

    1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
    2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
    3. Упражнения дыхания.
    4. Упражнения для развития голоса.
    5. Упражнения для дикции.
    6. Чтение небольших стихов, например:

    Кто на льду меня догонит?

    Мы бежим вперегонки.

    И несут меня не кони,

    А блестящие коньки.

    7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

    8. Чтение по ролям, в лицах.

    9. Использование «памятки»:

    а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

    б) читай четко слова и окончания;

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:1) смысловую – т.е. понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста2) техническую (подчиненную с...

    Текстовые задания для проверки техники чтения в начальной школе УМК Школа России

    Материал подобран дляучащихся 1-4 классов и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Кроме того, прилагаются задания к текстам, которые позволяют данную работу проводить гораздо интереснее и...

    Текстовые задания для проверки техники чтения в начальной школе УМК Школа России

    Материал подобран дляучащихся 1-4 классов и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Кроме того, прилагаются задания к текстам, которые позволяют данную работу проводить гораздо интереснее и...

    Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе

    Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе...

    Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы

    Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы...

    Совершенствование навыка чтения в начальной школе

    laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать»М.ГорькийНачальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к...