Главные вкладки

    Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе
    статья на тему

    Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе

    Задачи: улучшить технику чтения и плюс понимание прочитанного ( имеется в виду понимание значения не только отдельных слов, но и предложений, связных текстов) и уменьшить количество ошибок на письме.

     По теме « Совершенствование навыков чтения в начальной школе» работаю с 1992 года и создала не только копилку материалов по совершенствованию навыков чтения, но могу и сказать, что это действительно действует.

      Учащиеся, приходя этап с 1 по 4 класс и используя ежедневно этот материал ( не только на уроках чтения, но и обязательно на уроках русского языка), достигают уровня чтения 120 - 150 слов в минуту ( и при этом пересказывая текст!) - это тот диапазон разговорной речи, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат и это оптимальный диапазон для осмысления материала.

      Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа по развитию речи обязательно даст плоды.

     Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

      Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

      Одним из приемов стимулирования учащихся является самозамер техники чтения. Он проводится в конце каждого урока чтения. В течение одной минуты дети читают текст и записывают результат. В конце недели результаты оцениваются самим учеником. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке и повышает интерес к чтению. Такая работа развивает не только речь учащихся, но и мышление.

      Так же предлагаю на уроках и во внеурочное время использовать специальные упражнения для развития техники чтения.

    В процессе развития навыка чтения нужно вводить специальные тренировочные упражнения:

    1. Психологические упражнения.

    2. Упражнения на развитие зоркости.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    4. Метод динамического чтения.

    5. Упражнения на развитие антиципации.

    6. Упражнения на развитие речи без повторов.

    7. Упражнения на развитие осознанности чтения.

    1. Психологические упражнения.

                Начало работе с книгой кладут упражнения «Поза», «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой и наоборот. Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20 - 30 сек. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: « Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете». Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.

    2. Упражнения на развитие зоркости.

    Такие упражнения нужно проводить, начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова.

    1. Какая буква, слог, слово лишние?

    1) а, о, у, р, ы.

    2) ма, ра, са, ны, ла;

    3) река, речка, ручка, ручей, ручеек.

    2. Что общего в словах и чем они различаются?

    Мел – мель, мал - мял, мыл - мил.

    Ток – так – тик – тук.

    3. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.

    А - о - у - ы - и - э, а - у, а - о, ы - и, э - а, и - э; аоуиэ, аиуоэ.

    С - з - ж, ш - ж - с, жа - ча - ща, жба - жбэ.

    4. Работа с предложением.

    После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного – двух слов можно перейти к прочтению и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так:

    Лара

    сама

    мыла

    раму.

      Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2 - 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

    Чтение чистоговорок шепотом и медленно:

    Ра – ра – ра - начинается игра.

    Ру - ру – ру - бью рукою по шару.

    Ры - ры - ры – у нас в руках шары.

    Да – да – да – из трубы бежит вода.

    До – до – до – на дереве гнездо.

    Ду – ду - ду – с мамой я домой иду.

    Та – та – та – в нашем классе чистота.

    Ту – ту – ту - наводим сами красоту.

    Ты – ты – ты нами политы цветы.

    Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.

    Ют – ют – ют – очень любим мы уют.

    Ло – ло – ло – на улице тепло.

    Лу – лу - лу – стол стоит в углу.

    Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

    Ри – ри – ри – меня в игру возьми.

    Ра - ра – ра – мне нравится игра.

    Чтение тихо и умеренно:

    Арка – арца; арта – арда; арла – арба, арфа – арва.

    Чтение громко и уверенно:

    Моль - соль – толь - боль.

    Почка – почва – почта.

    Дверь – зверь – червь.

    Игры на звукоподражание:

    На птичьем дворе

    Наша уточка с утра……. . кря, кря, кря!

    Наши гуси у пруда …. . га, га, га!

    Наши курочки в окно……. Ко, ко, ко!

    А как Петя – петушок

    Ранним рано поутру

    Нам споёт …. . ку – ка – ре – ку!

    Скороговорки на проговаривание согласных звуков.

    Коси, коса, пока роса.

    На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.

    Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.

     6. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

    Алёшка Ульяне сигнал подаёт, Ульяна услышит – Алёшу найдёт.

    Зимним утром от мороза

    На заре звенят берёзы.

    Играл Егорка с Игорьком -

    Скатился с горки кувырком.

    4. Метод динамического чтения.

      Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.

    Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.

    А

    У

    К

    С

    О

    Т

    Д

    Е

    И

    С

    Т

    М

    Ф

    Я

    Э

    Ю

    Н

    И

    Г

    Ш

    Б

    В

    Л

    Ш

    Ж

    Х

    Щ

    Й

    Р

    Б

    Ц

    Е

    Ы

    Ю

    З

    К

    М

    Н

    П

    Ь

    ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ, УКАЗЫВАЯ БУКВЫ КАРАНДАШОМ.

    Памятка

    Как можно быстрее назови все буквы (слоги) по порядку, указывая карандашом.

    Старайся запомнить расположение сразу двух – трёх следующих друг за другом букв (слогов).

    Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)

    Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...

    Методические рекомендации по работе с портфолио в начальной школе

    Данные рекомендации содержат подробный алгоритм для педагогов по организации работы учащихся с Портфолио: даны необходимые нормативные документы, приведены разработки классных часов, родительски...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Методические рекомендации содержат подробную технологию подготовки и проведения читательской конференции, а также несколько сценариев проведения читательских конференций и обсуждений детских книг....

    Презентация "Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в начальной школе"

    В  данной презентации раскрываются способы решения задач на предположения...

    Методические рекомендации по ведению классных журналов в начальной школе

    Методические    рекомендации по ведению классных   журналов в начальной школе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6625290","attributes":{"alt":"",...

    Совершенствование навыка чтения в начальной школе

    laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать»М.ГорькийНачальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к...

    Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

    Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....