Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)
учебно-методический материал (1 класс)

Наталья Александровна Арсланова

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка.

Для развития всех этих качеств использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы
по совершенствованию навыка чтения учащихся
начальной школы (таблица Шульте)

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка.

Для развития всех этих качеств использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным.

         Поскольку у меня вторая специальность учитель- логопед, то с первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.

Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.

1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)

2 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)

3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)

4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)

Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.

На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Например. Вдох носом, выдох через нос.

                    Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

                    Вдох носом, выдох через нос по порциям.

В моей методической копилке они называются: “Пчела на лужайке”, “Жучки в полете”, ”Насос”, “Проколотый мяч”, “Поезд мчится”, “Трактор”, “Задуем свечи”, “Цветы” и др. Кстати, их можно использовать и в качестве физминутки в 1 классе.
        

На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – важно показать, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.

  1. “ЛОШАДКА”.
    - Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянем подъязычную связку.
    2. “ГАРМОШКА”.
    - Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
    3. “МАЛЯР”.
    - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
    4. “ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”.
    -Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
    5. “ГРИБОК”.
    - Рот открыт. Язык присосать к нёбу. С силой оторвать от нёба (получается щелчок).
    6. “ИНДЮК”.
    - Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы.

На третьем этапе - “Произнеси верно!” - необходимо добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке можно использовать 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых. Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышишь, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличивать. Работа над скороговоркой считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.

Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).

Эффективные приемы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:

Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”:

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”:

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.

В заключение подчеркну, что постоянно применяя описанные в этой статье «учительские секреты», результаты техники чтения Вашего ребенка будут ощутимые!

Делая вывод выше предложенному, можно сказать, что совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводится с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются  в зависимости от темы урока, возраста учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках  литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе

Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе...

Совершенствование навыка чтения в начальной школе

laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать»М.ГорькийНачальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к...