Виды упражнений, направленных на развитие навыков и умений диалогической речи
методическая разработка по чтению по теме

Степанова Ирина Анатольевна

Приведены примеры упражнений, которые развивают у обучающихся умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддерживать беседу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_uprazhneniy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды  упражнений, направленных на развитие навыков и умений диалогической речи:

1. Учитель зачитывает различные реплики, утверждения, вопросы и т.д. Задача учеников - быстро и не задумываясь отреагировать на них. Учитель может адресовать одну и ту же реплику разным людям, и учащимся нужно следить, чтобы не было повторов. Примеры реплик: «Как дела?», «Ты читал эту книгу?», «Съешь еще кусочек этого чудесного пирога!» и т.д.

2. Учитель задает своего рода игру-соревнование: учащиеся в парах задают друг другу самые разные вопросы. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слово «да» или «нет». Побеждает тот, кто заставит своего партнера произнести эти слова.

3. Учитель предлагает учащимся вспомнить различные способы выражения согласия, несогласия, неудовольствия и т.д. и составить мини-диалоги с их использованием, а затем разыграть их в классе.

4. После прочтения того или иного текста учитель предлагает учащимся составить верные, ложные и спорные утверждения на его основе, а затем обсудить их в парах и группах

В качестве основных, обучающих диалогической форме общения упражнений, фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу. Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усвоение речевых единиц, когда восприятие одного из членов диалогического единства сразу же вызвало бы в памяти другой или другие члены этого единства.

Упражнения первого типа – на готовом дидактическом материале.

1. Списывание или зрительный диктант.

Для этого вида работы можно использовать миниатюры из русского фольклора. Например, такие:

– Где ты, брат Иван?

– Я в горнице.

– А что делаешь?

– Помогаю Петру.

– А Петр что делает?

– Да на печи лежит. (20 слов)

– Я медведя поймал!

– Так веди сюда!

– Не идет!

– Так сам иди!

– Он меня не пускает! (15 слов)

Миниатюры Н.И. Сладкова великолепно иллюстрируют нашу тему. Например, эта:

Сорока и заяц

– Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

– Э-э, Сорока, все равно плохо...

– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

– Э-э, Сорока, невелико счастье...

– Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

– Э-э, Сорока, что мне клыки да когти?! Душа-то у меня все равно заячья...

На этом тексте можно отрабатывать также темы “Знаки препинания конца предложения”, “Обращение”, “Правописание собственных имен”, “Переход нарицательных существительных в собственные”.

2. Письмо по памяти.

Этот вид работы проводится после того, как дети разобрали текст, списали его, выучили наизусть. Для него берутся, как правило, короткие тексты, чаще всего стихотворные. Например, такие:

– Белка, где твой склад грибов?

– По карманам у дубов.

– Где домишко твой?

– В сосне.

– А постель?

– Постель на мне? (19 слов)

(И.Анденко)

– Ты куда идешь, медведь?

– Да на пчелок поглядеть.

– А зачем несешь бачок?

– Так... Повешу на сучок. (16 слов)

(Н.Галиновская)

3. Осложненное списывание.

Этот вид работы предусматривает задание: списать текст, расставляя знаки препинания.

Разговор с котом

Почему ты черен кот

Лазил ночью в дымоход

Почему сейчас ты бел

Из горшка сметану ел

Почему ты серым стал

Пес в пыли меня валял

Так какого же ты цвета

Я и сам не знаю это

– Почему ты черен, кот?

– Лазил ночью в дымоход.

– Почему сейчас ты бел?

– Из горшка сметану ел.

– Почему ты серым стал?

– Пес в пыли меня валял.

– Так какого же ты цвета?

– Я и сам не знаю это! (36 слов)

(В.Левановский)

4. Разные виды диктантов: предупредительные, комментированные, объяснительные.

Жадина

– Гриша, Гриша, дай мне нож.

– Ты обратно не вернешь.

– Дай-ка, Гриша, карандаш.

– Ты обратно не отдашь.

– Гриша, Гриша, дай резинку.

– Ты откусишь половинку.

– Гриша, Гриша, дай чернил.

– Ты бы сбегал и купил. (33 слова)

(С.Маршак)

Где ночует солнце?

– Где ночует солнце?

– У бабушки в постельке.

– А кто его бабушка?

– Синее небо.

– Чем оно укроется?

– Шерстяной тучкой.

– А кто его укроет?

– Дедушка-ветер. (27 слов)

(Пер. И.Токмаковой)

Упражнения второго типа – с изменением дидактического материала.

1. Перевод повествовательного текста в диалог.

Лисонька спрашивает, почему у заиньки такие длинные ушки и быстрые ноги. А серенький ей отвечает, что это потому, что у самой лисы тихие шаги да уж очень острые зубы.

Полученный текст должен приближаться к миниатюре Н.И. Сладкова, которую можно использовать для изложения в форме диалога (это уже упражнение третьего типа).

Лиса и заяц

– Почему это, заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?

– А все потому, лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы! (35 слов)

2. Восстановление реплик участников диалога.

– ...

– Да?

– ...

– Да...

– ...

– Да, читал.

– ...

– Очень!

– ...

– Что ты, старик, у меня и муки-то нет.

– ...

– Я Муха-горюха. А ты кто?

– ...

– Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!

Упражнения третьего типа – репродуктивного характера.

Этот вид работы предусматривает лингвистическое задание: передать содержание исходного текста, сохранив форму диалога.

Хитрецы

– Ты что, комар, в полдень не летаешь?

– Жарко мне, слепень, я очень жирен. А ты что во время дождя не летаешь?

– Да я очень наряден, боюсь, замараюсь! (28 слов)

(По русской народной сказке)

Лосенок и лосиха

– Посмотри, мама, какие у меня ноги большие да длинные!

– Длинные, сынок, большие.

– Посмотри, мама, какие у меня уши широкие да большие!

– Широкие, сынок, большие.

– А отчего, мама, у меня такие ноги и уши большие?

– А оттого, сынок, что ты у меня еще совсем маленький...

(44 слова)

(Н.Сладков)

Упражнения четвертого типа – продуктивного характера.

Задается речевая ситуация – дети сами составляют диалог. Возможные речевые ситуации: сообщить о своих сегодняшних планах, пригласить в гости своего друга, узнать у продавца о стоимости какого-то товара, узнать о времени прибытия автобуса и т.п.

Интересной может получиться коллективная работа двух учеников за одной партой: первый пишет на листочке вопрос, адресованный любому сказочному герою, второй на этом же листочке отвечает за этого сказочного героя. Хорошо, если эта работа сочетается с уроками чтения: пишутся диалоги от имен героев только что прочитанных книг. Например:

– Розочка, Беляночка, почему вы все время выручали злого гнома?

– Нам было жалко его.

Другой вариант ответа:

– Нас мама учила помогать всем, кто в беде.

Упражнения этого типа должны выполняться только в классе, под непосредственным руководством учителя.

Детские творческие работы подталкивают учителя к следующему этапу работы с диалогом. Дети редко используют диалог без слов автора. Таким образом, на этапе анализа первых детских сочинений с использованием диалога уместно познакомить учащихся с конструкциями, когда реплики сопровождаются словами автора, которые находятся до и после прямой речи. В качестве материала для наблюдений можно использовать отрывки из детских сочинений или литературные образцы. Например, такие:

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

– Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

– Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос.

(С.Маршак)

Пчела

– Где была ты?

– Тут и там.

– Где летала?

– По цветам.

– Что домой ты принесла?

– Мед, – ответила пчела.

(Г.Сапгир)

Правила оформления диалога на письме лучше изучить на уроке русского языка. Это может быть урок повторения, например, по теме «Знаки конца предложения» Приведем фрагмент такого урока.

Учитель раздает листочки, где один и тот же текст записан дважды: под № 1 – прямая речь, оформленная с помощью кавычек; под № 2 – диалоговая форма записи (тексты могут быть оформлены и на доске).

№ 1

“Ты пирог съел?” “Нет, не я!”

“Вкусный был?” “Очень!”

№ 2

– Ты пирог съел?

– Нет, не я!

– Вкусный был?

– Очень!

У. Под каким номером текст оформлен диалогом?

Д. Под номером 2.

У. Прочитайте текст по ролям.

Дети выполняют задание.

– О чем текст? Его тема? Как его можно озаглавить?

Д. “Лгун”.

– “Обманщик”.

– “Шутник”.

– “Хитрец”.

У. По какой записи (под каким номером) вы читали текст по ролям?

Д. Использовали запись под номером 2.

У. Почему?

Высказывания детей. Здесь необходимо ввести еще один термин – “реплика”.

– Сколько участников диалога в тексте о пироге?

Д. Два.

У. Сколько реплик?

Д. Четыре.

У. Итак, диалог состоит из реплик. Как записывается каждая реплика?

Д. Каждая реплика записывается с красной строки, с большой буквы, перед ней ставится тире.

Три условия грамотной записи диалога учитель “сворачивает” в опорную схему-модель.

– А ... ? (.!)

– Б ... . (?!)

– Спишите диалог, который записан под номером 2.

Дети выполняют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений направленные на развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на уроках, можно отметить интеллектуальную пассивность, в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что во всём остальном такие дети не ...

Упражнения, направленные на формирования навыка чтения

Как превратить скучное складывание слогов в слова в интересный, увлекательный и результативный процесс? Очень просто! Можно, например, читать слова наоборот или  "по головам", можно по "ногам", "...

В помощь учителю начальных классов. Виды упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма

Направления работы: формирование и развитие безошибочного чтения и письма у школьников младших классов....

Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Данная статья предназначена для учителей коррекционных школ, работающих с учащими с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В ней приведены основные принципы развития мелкой моторики учащихс...

Использование методических приёмов и упражнений, направленных на формирование навыка чтения младших школьников

Умение читать – это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое формируется в начальных классах. Для этого на уроках должны быть созданы специальные педагогические условия. Це...

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте...